logo search
Mezhdunarodnoe_provo

8.2. Классификация органов внешних сношений государств

Органы внешних сношений государства подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.

Внутригосударственные постоянно находятся на территории данного государства и, в свою очередь, разделяются на конституционные и специализированные. Первые образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства. Создание специализированных органов оформляется также актами внутреннего права, однако само их появление зависит в определенной степени от существования соответствующих международных договоров, на основании которых данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.

К конституционным относятся:

- высший законодательный орган,

- глава государства,

- правительство и его глава.

Традиционными полномочиями парламентов в области внешних сношений считаются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров, определение расходов на внешнеполитические мероприятия.

Глава государства осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Разделенная между главой государства и парламентом компетенция включает такие вопросы, как объявление войны, ратификация международных договоров и др. Согласно международному праву глава государства (равно как и глава правительства, и министр иностранных дел) представляет свою страну по вопросам внешних сношений ex officio (по должности).

Глава правительства и правительство в целом намечают основные направления внешней политики и вносят соответствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организуют выполнение и контроль за принятыми внешнеполитическими решениями.

В компетенцию Президента РФ входит:

- определение основных направлений внешней политики;

- представительство РФ в международных отношениях;

- осуществление руководства внешней политикой;

- ведение переговоров и подписание договоров;

- назначение дипломатических представителей.

Специальные внутригосударственные органы внешних сношений представляют государство только в одной области его внешних связей. Специальными внутригосударственными органами внешних сношений могут быть министерства и ведомства в рамках, устанавливаемых внутригосударственным законодательством. Например, министерство иностранных дел - орган непосредственного оперативного руководства внешними сношениями государства.

В компетенцию МИДа РФ входит:

- разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление ее президенту;

- реализация внешнеполитического курса;

- обеспечение дипломатических и консульских сношений;

- защита дипломатическими и др. средствами прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

- координация деятельности органов исполнительной власти в сфере внешней политики и др.

Зарубежные органы внешних сношений государств подразделяются на две группы - постоянные и временные. Постоянные:

- дипломатические представительства государств, аккредитованные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии);

- консульские учреждения;

- торговые представительства;

- постоянные представительства государств при международных организациях.

Временные: различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.; делегации и группы наблюдателей на международных конференциях; делегации для участия в работе сессий межд. организаций и их органов и т. д.