12.3. Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов
Космическое пространство является открытым международным пространством. Это пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми в соответствии с международным правом, не подлежит национальному присвоению каким-либо образом.
Основополагающее значение среди специальных принципов международного космического права имеет принцип, запрещающий национальное присвоение космического пространства, Луны и других небесных тел, закрепленный в Договоре по космосу 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г.
Небесные тела и их природные ресурсы являются общим наследием человечества. Их исследование и использование осуществляются на благо и в интересах всех стран, а результаты являются достоянием всего человечества. В случае обнаружения природных ресурсов на небесных телах государства обязаны информировать Генерального секретаря ООН, общественность, международное научное сообщество. Заинтересованные государства могут претендовать на предоставление в их распоряжение образцов грунта и минералов, доставленных на Землю с небесных тел. В случае возможной эксплуатации природных ресурсов небесных тел государства обязуются установить режим, отвечающий интересам сообщества, однако добытые минералы, образцы принадлежат добывшим их государствам.
Наиболее актуальной является задача обеспечения безопасности в космосе, исследования и использования его только в мирных целях, что соответствует представлению о космосе как об общечеловеческом достоянии. Договором по космосу 1967 г., развивающим его положения Соглашением о Луне 1979 г. запрещаются применение силы и угрозы силой, а также, любые враждебные действия в космосе или из космоса в отношении Земли. Запрещается использование космического пространства, Луны и небесных тел в качестве театра войны и военных действий, как в космосе, так и в отношении Земли, для размещения военных станций, баз и укреплений, а также аналогичная деятельность в мирное время с целью подготовки военных действий.
Принцип предотвращения вредного загрязнения космического пространства тесно связан с глобальной задачей охраны окружающей среды и ею обусловлен. Его содержание обязывает государства действовать «с предосторожностью», чтобы не наносить ущерб космосу в процессе исследования и использования. Юридические обязательства государств по экологической защите космоса являются важнейшим элементом его правового режима. Статья IX Договора по космосу 1967 г. называет его в числе важнейших норм отрасли; в дальнейшем он конкретизируется в Соглашении о Луне 1979 г., Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, материалах конференции АЭРОСПЕЙС и др.
Государства обязуются использовать космос таким образом, чтобы избегать его загрязнения в результате антропогенной деятельности, предотвращать нарушение сформировавшегося равновесия космической среды, для чего необходимо контролировать деятельность ядерных установок на космических объектах, публиковать данные оценки ядерных источников энергии на борту космических объектов до их запуска (ст. VII Соглашения о Луне 1979 г. и ст. 1 Конвенции об оперативном оповещении 1986 г.).
Правовой режим космических объектов. Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел — пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием «космический объект» или «аэрокосмический объект». Находясь в космическом пространстве, они подчиняются действующему в космосе правопорядку, о котором было сказано ранее. Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты — установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел.
Тем не менее, их режим имеет ряд особенностей. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства: регистрации внесения его в национальный регистр и далее — в Реестр Генерального секретаря ООН; нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла бы быть проведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику. Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.
Права собственности на космические объекты и их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле или по возвращении на Землю. Во время нахождения в космическом пространстве на космический объект (или его части) и экипаж распространяется юрисдикция государства регистрации.
Космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустившего их государства, должны быть ему возвращены. Расходы, понесенные при проведении операций по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей покрываются за счет средств запустившего государства.
Правовой статус космонавтов. Согласно Договору по космосу, космонавты рассматриваются как «посланцы человечества в космос». По мнению большинства юристов, это положение носит скорее торжественно-декларативных, а не конкретно-юридический характер и не должно толковаться как предоставляющее космонавту наднациональный статус «гражданина мира».
Конкретные характеристики правового статуса космонавтов зафиксированы в международных договорах (Договор по космосу 1967 г., Соглашение о спасании космонавтов 1968 г.).
Космонавтом — членом космического экипажа считается гражданин одного из участвующего в запуске государств; выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.
До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт — член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст. 5 Соглашения 1998 г. государство — участник Соглашения «...сохраняет юрисдикцию и контроль... над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами». Что же касается статуса космических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если международными договорами не будет установлено иное.
Государства обязаны:
- оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории;
- предоставлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках;
- информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека;
- незамедлительно возвращать космонавтов;
- сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения;
- использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций.
- Содержание:
- Тема 2. Источники международного права 11
- Тема 3. Принципы международного права 19
- Тема 4. Субъекты международного права 26
- Тема 5. Признание и правопреемство в международном праве 39
- Тема 7. Право международных организаций 66
- Тема 8: право внешних сношений 87
- Тема 9. Международное право прав человека 98
- Тема 15: международно-правовые средства разрешения международных споров 164
- Вступительное слово автора
- Общая часть Тема 1. Понятие международного права, его сущность и система
- 1.1. Возникновение и основные этапы развития международного права
- 1.2. Международное право: понятие, особенности и функции
- 1.3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия
- 1.4. Формы и способы реализации в рф международно-правовых норм
- 1.5. Доктринальная систематика и система международного права
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Источники международного права
- 2.1. Нормы международного права: понятие, создание, виды
- 2.2. Источники международного права: общая характеристика
- Вопросы для повторения
- Тема 3. Принципы международного права
- 3.1. Понятие и классификация принципов международного права
- 3.2. Содержание основных принципов международного права
- Вопросы для повторения
- Тема 4. Субъекты международного права
- 4.1. Субъекты международного права: понятие и виды
- 4.2. Понятие, содержание и особенности международной правосубъектности
- 4.3. Международная правосубъектность государств
- 4.4. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
- 4.5. Правосубъектность международных межправительственных организаций
- 4.6. Проблема международной правосубъектности индивида
- 4.7. Международная правосубъектность юридических лиц
- Вопросы для повторения
- Тема 5. Признание и правопреемство в международном праве
- 5.1. Признание в международном праве: понятие, виды, формы
- 5.2. Правопреемство в международном праве
- Вопросы для повторения
- Особенная часть. Тема 6. Право международных договоров
- 6.1. Право договоров, его источники и кодификация
- 6.2. Субъекты права международных договоров. Виды международных договоров.
- 6.3. Форма и структура договоров
- 6.4. Заключение договоров
- 6.5. Действие договора
- 6.6. Толкование договора
- 6.7. Условия действительности и недействительности договора
- 6.8. Прекращение и приостановление действия договора
- 6.9. Россия и международные договоры
- Вопросы для повторения
- Тема 7. Право международных организаций
- 7.1. Краткая история создания международных организаций
- 7.2. Понятие и классификация международных организаций
- 7.3. Правосубъектность международных организаций
- 7.4. Членство в международных организациях
- 7.6. Международные конференции
- 7.7. Оон: история создания, структура. Главные органы оон
- 7.8. Правовой статус специализированных учреждений оон
- Вопросы для повторения
- Тема 8: право внешних сношений
- 8.1. Право внешних сношений: понятие, источники, институты, субъекты
- 8.2. Классификация органов внешних сношений государств
- 8.3. Дипломатические представительства: понятие, виды, функции
- 8.4. Дипломатические иммунитеты и привилегии
- 8.5. Консульские учреждения: понятие, виды, функции
- 8.6. Консульские иммунитеты и привилегии
- Вопросы для повторения
- Тема 9. Международное право прав человека
- 9.1.Понятие прав и свобод человека и их классификация
- 2. Всеобщая декларация прав человека 1948г.: содержание и оценка
- 9.2. Международный пакты об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г.
- 9.3. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. И апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.
- 9.4. Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
- Вопросы для повторения
- Тема 10: международное морское право
- 10.1. Понятие, принципы и источники международного морского права
- 10.2. Внутренние морские воды
- 10.3. Территориальное море и прилежащая зона
- 10.4. Исключительная экономическая зона
- 10.5. Континентальный шельф
- 10.6. Открытое море
- Вопросы для повторения
- Тема 11: международное воздушное право
- 11.1. Понятие, принципы и источники международного воздушного права
- 11.2. Режим полетов в суверенном пространстве
- 11.3. Режим полетов в международном воздушном пространстве
- Вопросы для повторения
- Тема 12: международное космическое право
- 12.1. Понятие и источники международного космического права
- 12.2. Объект и субъекты международного космического права
- 12.3. Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов
- 12.4. Ответственность в международном космическом праве
- Вопросы для повторения
- Тема 13. Международное экологическое право
- 13.1. Понятие, принципы и источники международного права охраны окружающей среды
- 13.2. Международно-правовая охрана Мирового океана
- 13.3 Международно-правовая охрана атмосферы
- 13.4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира
- Вопросы для повторения
- Тема 14. Международное уголовное право
- 14.1.Понятие международного уголовного права
- 14.2. Источники международного уголовного права
- 14.3. Классификация международных правонарушений
- 14.4. Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью и ответственность за отдельные уголовные преступления международного характера
- 14.5. Международные организации в борьбе с преступностью
- 14.6. Зарождение и развитие международного уголовного правосудия
- Вопросы для повторения
- Тема 15: международно-правовые средства разрешения международных споров
- 15.1. Понятие международного спора
- 15.2. Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
- 15.3. Мирные средства разрешения международных споров
- Вопросы для повторения
- Практикум (семинарский) Семинар №1. Право международных договоров
- Нормативный материал
- Литература:
- Темы для рефератов:
- Методические рекомендации
- Вопросы для обсуждения на форуме
- Семинар № 2. Право международных организаций
- Нормативный материал:
- Литература:
- Темы для рефератов:
- Методические рекомендации
- Вопросы для обсуждения на форуме
- Семинар № 3. Международное гуманитарное право
- Нормативный материал:
- Литература:
- Темы для рефератов
- Методические рекомендации
- Вопросы для обсуждения на форуме
- Глоссарий