logo search
Mezhdunarodnoe_provo

13.2. Международно-правовая охрана Мирового океана

Морская среда стала одним из первых объектов охраны. Соответствующие положения содержатся в общих конвенциях по морскому праву. Основными источниками загрязнения моря являются сбросы нефти, нефтепродуктов и загрязняющих веществ с судов в результате столкновения судов, аварий на установках по добыче полезных ископаемых на морском дне и др.

В целях охраны Мирового океана принят целый ряд международных актов. Наиболее общие принципы, касающиеся всех видов загрязнения моря, содержит Конвенция по морскому праву 1982 г. Из ее положений следует, что в процессе решения государствами проблем загрязнения Мирового океана в первую очередь должны применяться международные стандарты и нормы. Так, согласно Конвенции, государства должны в целях предотвращения загрязнения моря от источников на суше или из атмосферы создавать законы и правила, «принимая во внимание при этом согласованные в международном порядке нормы и стандарты». То же относится и к предотвращению загрязнения от деятельности, подпадающей под юрисдикцию государств (на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне) — они должны принимать в этих целях законы и правила с учетом международных рекомендаций. В отношении загрязнения моря с судов государства устанавливают международные нормы и стандарты и принимают специальные законы в отношении судов, плавающих под их флагом или зарегистрированных в них. В отношении захоронения государства принимают законы и правила и стремятся в рамках международных организаций или конференций установить глобальные или региональные нормы для «предотвращения, сокращения или сохранения под контролем такого загрязнения».

Первым международным договором, направленным на предотвращение и сокращение загрязнения моря с судов, явилась Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. (с поправками). Она запретила слив в море нефти и нефтеводяной смеси во всей акватории Мирового океана, за исключением случаев аварийного характера. В 1973 г. была заключена новая Конвенция по предотвращению загрязнения с судов, измененная Протоколом 1978 г. (Конвенция МАРПОЛ 73/78). Эта Конвенция содержит технико-юридические нормы для предотвращения загрязнения моря не только нефтью, но и другими вредными веществами, которые перевозятся на судах или образуются в процессе их эксплуатации. Конвенция МАРПОЛ 73/78 предусматривает освидетельствование нефтяных танкеров и большегрузов как перед вводом в эксплуатацию, так и периодическое. Согласно Конвенции, никакой слив нефти и нефтесодержащих смесей недопустим в так называемых особых районах, к которым Конвенция относит районы Средиземного моря, Балтийского моря, Черного моря, Красного моря и «район заливов».

В 1969 г. была заключена Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью. Она предоставила прибрежным государствам весьма широкие полномочия, вплоть до права уничтожать судно и груз в случае угрозы серьезного загрязнения побережья и прибрежных вод. В 1973 г. Конвенция была дополнена Протоколом, распространившим ее действие на случаи загрязнения веществами, иными, чем нефть. Согласно Конвенции стороны могут принимать в открытом море такие меры, которые окажутся необходимыми для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной и реально угрожающей их побережью или интересам опасности загрязнения или угрозы загрязнения вследствие аварии.

Заключены соглашения и на региональном уровне. Так, Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г. касается вопросов о наземных источниках загрязнения, о захоронении, о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью и иными вредными веществами в чрезвычайных условиях.