20. Специфика отраслевой и территориальной структуры хозяйства Японии.
Отраслевая структура ВВП Японии на 2009 г.в %
Первичный сектор услуг (с/х) 1,6
Вторичный сектор услуг (промышленность) – 23,1
Третичный сектор услуг (сфера услуг) – 75.4
ЯПОНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СТРАНА
Ведущие места в мире:
1 место – по производству легковых автомобилей, морских судов, электронной и электротехнической промышленности (в том числе производство роботов и компьютеров).В Японии нет значительных запасов полезных ископаемых, и добывающая промышленность не имеет важного значения. Даже небольшая добыча немногих видов полезных ископаемых, которая велась в период высоких темпов экономического роста и которую предполагалось сохранить для снижения зависимости страны от импорта, постепенно сводится на нет, из-за высокой себестоимости добычи.
За счет собственной добычи нефти (менее 1 млн т в год) удовлетворяется не более 0,3% потребностей японской экономики. Немногим более Япония обеспечивает себя и природным газом — около 4%, добывая примерно 2,3 млрд м3. Нефтегазоносность в пределах Японских островов связана с рядом сравнительно небольших по площади впадин. Основным районом добычи нефти и природного газа является префектура Ниигата (западный фасад Хонсю), на которую приходится более 80% общей добычи как нефти, так и газа в стране, в том числе и с месторождений континентального шельфа.
Быстрыми темпами развивалась текстильная и одновременно росла тяжелая промышленность, чему в немалой степени способствовало государство. В Японии основной ценностью считалась не экономическая свобода, а патернализм, покровительство со стороны государства. В конце XIX в. государство активно организовывало на казенные средства предприятия и продавало их затем в частные руки. Так, в собственность компании «Мицубиси» был продан самый крупный в Японии судостроительный завод в Нагасаки, позже она же получила и золотые рудники на острове Садо (находящемся недалеко от Хонсю, близ города Ниигата), серебряные рудники Икуно (к северо-западу от Кобе), угольные шахты Хоккайдо. Торговый дом «Мицуи» получил текстильные фабрики и угольные шахты Миикэ (на западе острова Кюсю, в префектуре Кумамото) и пр. Обрабатывающая промышленность послужило толчком для экономического развития страны. Постепенно структура японской промышленности дополнялась все более сложными и современными отраслями, прежде всего машиностроительными, ориентированными на экспорт.
В послевоенный период ускоренно развивались такие базовые материалоемкие отрасли промышленности, как черная металлургия, химия и нефтехимия. Заводам этих отраслей требуется крупногабаритное оборудование, и они размещались на равнинных, доступных с моря участках в юго-восточной части Тихоокеанского побережья Хонсю и в северо-западной части Кюсю — там, куда из стран Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании поступало импортное сырье. Там же, в портах концентрировались и предприятия легкой, прежде всего текстильной, промышленности, ориентированные на экспорт.
По мере развития центральное место в обрабатывающей промышленности заняли машиностроительные отрасли, доля добавленной стоимости в продукции которых постоянно повышалась, — от производства простого оборудования и автомобилей к точному машиностроению, сложному станкостроению, электронике и т. д. Соответственно менялись и факторы размещения. На первое место выходил уже фактор экономии на транспортных издержках, предприятия тяготели к основным потребителям — крупным промышленным центрам, и размещались все на том же Тихоокеанском побережье. Ориентирующиеся на дешевую рабочую силу электротехнические предприятия иногда, правда, располагались во внутренних районах Хонсю — в таких городах, как Сува, Мацумото, Кофу, Такасаки, Нагано, Корияма, Ёнэдзава, Ямагата и др..
Постепенно увеличивалась и экспортная ориентация японской промышленности, что также способствовало размещению предприятий в крупных портовых городах. В Тихоокеанском промышленном поясе на рубеже 60—70-х годов было сконцентрировано более 60% населения, более 65% ВВП и национального дохода и почти 70% промышленного производства. Подобная сверхконцентрация населения и производства имела серьезные негативные последствия: ухудшилась экологическая обстановка, ухудшились и условия для функционирования и развития самой промышленности (нехватка пресной воды и дефицит земли для промышленных площадок).
С середины 1970-х годов в стране развернулась структурная перестройка промышленности — на первый план вышли высокотехнологичные, наукоемкие отрасли и производства, размещение которых, в отличие от лидировавших до этого энерго- и материалоемких отраслей, не требует непременного приближения к портам ввоза сырья и энергоносителей. Теоретически это могло бы позволить их развитие во внутренних, периферийных по отношению к Тихоокеанскому поясу районах, тем более что удельные издержки их транспортировки невелики в силу высокой стоимости и сравнительно небольшого объема продукции. Однако локализация и этих предприятий стала тяготеть к Тихоокеанскому промышленному поясу, поскольку именно здесь сосредоточены основные информационные ресурсы, ведущие научно-исследовательские центры, наиболее квалифицированная рабочая сила.
В Японии сложилось четко выраженное хозяйственное ядро из трех крупных индустриальных урбанизированных зон, в которых сосредоточена основная часть экономического и научного потенциала, высококвалифицированных кадров, а также представлена наиболее развитая производственная и социальная инфраструктура страны. Эти зоны (с северо-востока на юго-запад) суть: Кэйхин (с центром в Токио, на долю этого района приходится 22% промышленного производства страны), Тюкё (Нагоя, 16%), Хансин (Осака, 12%). Суммарная их доля составляет 50%.
Все остальные районы Японии обычно рассматривают как периферию, хотя поблизости от центра сформировалось еще пять заметных индустриальных районов: Китаканто (Северный Канто — префектуры Тотиги, Ибараки, Гумма, соседствующие с Токийской агломерацией с севера и дающие 9% промышленного производства Японии), Сэтоути (прибрежная полоса Внутреннего Японского моря в префектурах Окаяма, Хиросима, Ямагути, Кагава, Эхиме, 8%), Токай (на Тихоокеанском побережье, между Канто и Хансин, префектура Сидзуока, 6%), Хокурику (обращенный к побережью Японского моря, от города Ниигата до залива Вакаса, 4%), а также Китакюсю (Северный Кюсю — Фукуока, 3%). Таким образом, несмотря на провозглашение правительством курса на более равномерное распределение экономических ресурсов по территории страны и все предпринимаемые попытки по деконцентрации промышленности, экономика остается территориально сверхсосредоточенной. Принято считать, что всерьез экономически освоено не более 1/3 площади Японии.
- 1.Природно-ресурсный фактор развития экономики Китая.
- 2.Трудовой фактор развития экономики Китая.
- 3. Этапы развития экономики Китая.
- 2Послереформенные 1979/78 до настоящего времени.
- 1.1978-1984 Гг.
- 4. Социально-экономическое развитие Китая в дореформенный период.
- 5.Специфика реформирования экономики Китая.
- 2Послереформенные 1979/78 до настоящего времени.
- 4.1998-2002Гг.
- 5.2003 До н.В.
- 6. Современные особенности и тенденции социально-экономического развития кнр.
- 7. Современная отраслевая и территориальная структура хозяйства кнр.
- 8. Современная отраслевая и территориальная структура промышленности кнр.
- 9. Агропромышленный комплекс (апк) Китая и проблемы его развития.
- 10. Особенности современной транспортной системы кнр.
- 11. Региональная политика и экономические районы Китая.
- 12. Внешнеторговые отношения кнр.
- 13. Роль Китая на мировом финансовом рынке и рынке услуг.
- 14. Российско-китайские внешнеторговые отношения.
- 15. Демографический и трудовой факторы развития экономики Японии.
- 16. Природно-ресурсный фактор и его влияние на развитие экономики Японии.
- 17. Этапы социально-экономического развития Японии.
- 18. Сущность модели «экономического чуда» Японии
- 20. Специфика отраслевой и территориальной структуры хозяйства Японии.
- 21. Машиностроительный комплекс Японии.
- 22. Региональная политика и экономические районы Японии.
- 23. Транспортный комплекс Японии.
- 24. Финансовый кризис 1990-х гг. И его влияние на развитие японской экономики.
- 25. Экономическое развитие Японии в после кризисный период.
- 26. Внешняя торговля Японии.
- 27. Роль Японии на мировом финансовом рынке и рынке услуг.
- 28. Российско-Японские внешнеторговые отношения.
- 29. Общая характеристика хозяйства кндр.
- 30. Этапы социально-экономического развития Республики Корея
- 31. Природно-ресурсный и трудовой факторы развития экономики Республики Корея.
- 32. Внешние и внутренние источники роста Южнокорейской экономики.
- 33. Южнокорейская модель "экономического чуда".
- 34. Современный промышленный комплекс Республики Корея.
- 35. Особенности развития экономики Республики Корея после кризиса 1990-х г.Г.
- 36. Внешняя торговля Республики Корея.
- 37. Российско-Южнокорейские внешнеторговые отношения.
- 38. Торгово-экономическое сотрудничество Иркутской области со странами ва
- 39. Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами ва
- 40. Роль ва в Азиатско-Тихоокеанском регионе.