logo search
shporgalki_k_gos_eksamenu

25. Экономическое развитие Японии в после кризисный период.

Экономическое развитие в после кризисный период, характеризуется переходом к более высокому типу научно-технического развития японского хозяйства, понижением доли страны в мировом хозяйстве и изменениями в порядке хозяйствования. Были осуществлены меры по либерализации предпринимательской деятельности. Происходил переход от массового производства однотипной продукции к выпуску индивидуализированных товаров, дальнейшее повышение качества выпускаемой продукции.

Япония испытывает нескончаемый спад. В 1998 г. показатели экономического роста были негативными второй год подряд. В 1999 г. роста практически не наблюдалось. Банковская индустрия также показывает лишь слабые признаки «выздоровления» после череды непогашения кредитов. Цены на недвижимость, которые взлетели в конце 1980-х гг., теперь упали на целых 78%. Уровень безработицы в 1999 году достиг рекордного уровня и впервые в истории оказался выше, чем в США.Учитывая глубину и устойчивость текущего экономического спада в Японии, удивительно, что мало кто ставит под сомнение действующую модель развития экономики этой страны. Все соглашаются, что определенные реформы нужны, но при этом господствует мнение, что, по сути, существующая модель вполне эффективна. Нужно только, чтобы правительство придало ей ускорение, выдав дополнительные крупные кредиты и стимулировав спрос. Формирующийся консенсус приписывает экономические проблемы Японии трем причинам. Первая - это то, что «лопнул» «мыльный пузырь» необоснованно высоких цен на недвижимость и ценные бумаги. «Ударная волна» от взорвавшегося рынка недвижимости потрясла банковскую систему и другие отрасли экономики, затруднив получение кредитов. После того как стоимость залогов упала, выяснилось, что банки, корпорации и даже семьи оказались в долгах, что привело к снижению уровня потребления и инвестиций.

Вторая причина - избыточное регулирование экономики и протекционизм со стороны правительственных министерств. Вмешательство правительства искажает экономическую активность компаний, повышает затраты, снижает их гибкость и, в конечном итоге, понижает конкурентоспособность.

Третья причина заключается в правительстве. Подняв налоги, не сумев стимулировать внутренний спрос и слишком долго делая ставку на политику роста экономики за счет экспорта, японские бюрократы вели неправильную макроэкономическую политику. Когда японские компании столкнулись с ограничениями на экспорт своей продукции и были вынуждены расширять инвестиции в зарубежные страны, недостаточные внутренние инвестиции и медленный рост внутреннего спроса подорвали рост экономики.

Стимулирование экономики и восстановление притока капитала были бы полезны. Но эти быстрые меры и коррекция макроэкономической политики сами по себе не сумеют восстановить здоровье экономики. Япония уже пробовала применить эту тактику и потерпела неудачу. Банк Японии снизил учетные ставки на краткосрочные кредиты до нуля. Почти 1,5 трил. долл., потраченные на социальные программы, налоговые льготы, помощь прогорающим банкам, правительственные займы для разоряющихся компаний и даже скидки для покупателей, почти не дали эффекта. Практически все эти меры оказались бесполезными.Так произошло потому, что причины «болезни» Японии лежали далеко не только в сфере макроэкономики. Проблемы Японии коренятся в микроэкономике, в том, как эта страна строит свою конкурентную политику в различных отраслях. Если японские политики и лидеры бизнеса надеются восстановить здоровье экономики страны в длительной перспективе, им необходимо заняться причинами, а не симптомами экономического спада. Это значит, что нужно начать с точного и обоснованного анализа причин экономических успехов Японии.Первое опирается на комплекс мер, проводившихся для стимулирования экономики японским правительством, второе -- на особый стиль и приемы менеджмента японских корпораций. Оба этих объяснения так часто повторялись и воспроизводились, что глубоко укоренились в общественном мнении.Эта доминирующая точка зрения оказала глубокое влияние не только на Японию, но и на другие страны мира. Политики и лидеры бизнеса других стран попытались копировать «японскую модель» полностью или частично. По разным причинам политического и культурного характера было удобно думать, что Япония изобрела новую и по своей сути более развитую, управляемую и эгалитарную форму капитализма, чем западная. Прославленный японский «бюрократический капитализм» не есть причина успеха Японии. На самом деле он стоит у истоков неудач этой страны. суть проблемы в том, что японское правительство не верит в конкуренцию и поэтому вмешивается в экономику, что оказывается губительным для производительности и процветания нации.

Распространенные представления о прошлых успехах японских корпораций гораздо более обоснованны, но и в них есть опасные пробелы. То, что когда-то было эффективным подходом к конкуренции, в условиях сегодняшнего глобального рынка уже не работает. Из-за неверного подхода к конкуренции японские компании подрывают свою прибыльность.