Характеристика современных тенденций развития международной торговли
Современная мировая торговля обладает рядом особенностей. К ним можно отнести прежде всего такие, как:
высокий уровень монополизации производства и сбыта, что приводит к более низкой конкурентоспособности мелких и средних фирм на мировом рынке, а также к перераспределению стоимости, созданной в масштабах мирового хозяйства, в пользу промышленно развитых стран;
значительное влияние государства на масштабы и структуру мировой торговли;
изменение конкурентной среды, которое характеризуется тем, что в настоящее время происходит сокращение времени и пространства, обусловленное развитием средств коммуникаций и транспорта, достижениями в институциональной области, а также развитие конкуренции в глобальном масштабе.
Xарактеризуя основные тенденции в развитии международной торговли, необходимо отметить следующее.
В послевоенный период на протяжении многих лет международный обмен остается наиболее динамично развивающимся сектором, т.е. сформировалась тенденция, в соответствии с которой международная торговля растет быстрее мирового производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Темпы же ее ежегодного роста существенно (иногда многократно) опережают темпы увеличения мирового производства, составляя соответственно в 1991 г. - 2,9 и 1,4%, а в 1994 г. - 9,2 и 3,7%.
Со второй половины XX в. заметно проявилась неравномерность динамики мировой торговли ряда промышленно развитых стран. Доминирующее положение США было поколеблено. В 90-е годы главным центром международной торговли стала Западная Европа. Ее экспорт почти в 4 раза превышает экспорт США. Уменьшение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени связано со снижением конкурентоспособности американского производства с конца 80-х годов. В это время Япония становится лидером по международной конкурентоспособности. Однако правительство США в первой половине 90-х годов предприняло ряд мер по повышению конкурентоспособности американских компаний. И к середине 90-х годов в соответствии с авторитетным международным рейтингом по конкурентоспособности лидировали США, за ними вплотную идут Сингапур, Гонконг (Сянган), Япония, на 17-м месте - Франция, на 34-м - Китай, на 40-м - Турция, в самом конце списка - Греция, Мексика, Польша, Венгрия и Венесуэла, последняя, на 48-м месте - Россия.
Следует выделить тенденцию развития и углубления МРТ между промышленно развитыми странами, ведущую к увеличению их взаимной торговли. Основные товаропотоки протекают в рамках «большой триады»: США - Западная Европа - Япония. 3/4 экспорта развитых стран идет в другие промышленно развитые страны. При этом следует отметить, что самым крупным экспортером и импортером остались США (12,3% мирового экспорта), за ними идут Германия и Япония.
Последние годы одну из лидирующих позиций среди крупнейших экспортеров занимает Китай (10% мирового экспорта) и новые индустриальные страны. Доля же наиболее развитых стран постепенно снижается, что является отражением отраслевых структурных сдвигов.
4. Изменяется товарная структура мировой торговли (табл. 5.2). Возрастает доля торговли продукцией обрабатывающих отраслей, а доля торговли сырьем и продовольствием неуклонно снижается.
Таблица 5.2
Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, %
Основные товарные группы | 1937 г. | 1960 г. | 1975 г. | 1988 г. | 1998 г. |
Продовольствие (включая напитки и табак) | 22,8 | 18,2 | 12,2 | 10,7 | 7,2 |
Сырье | 31,0 | 16,7 | 7,5 | 5,9 | 4,8 |
Минеральное топливо | 7,6 | 10,1 | 19,5 | 12,5 | 7,7 |
Продукция обрабатывающей промышленности | 38,8 | 55,0 | 59,7 | 72,4 | 76,5 |
Оборудование, транспортные средства | 10,6 | 21,2 | 27,9 | 35,1 | 38,2 |
Химические товары | 4,6 | 6,2 | 7,2 | 9,0 | 9,2 |
Прочая продукция обрабатывающей промышленности | 23,6 | 27,6 | 24,6 | 28,3 | 29,2 |
Черные и цветные металлы | 10,6 | 9,0 | 7,3 | 5,3 | 6,6 |
Текстильные изделия (ткани, одежда) | 8,7 | 5,4 | 4,9 | 6,8 | 7,6 |
В структуре мировой торговли растет доля торговли услугами (около 30% мирового экспорта в конце 90-х годов). Производителями и потребителями услуг являются развитые страны. Лидером в торговле услугами является США, Франция и Германия.
Начиная с 90-х годов в мировой торговле под влиянием НТР появляются новые тенденции. К ним можно отнести торговлю специфическим товаром - научно-технической продукцией, знаниями и технологиями, торговлю информационными услугами и телекоммуникационными, а также новую форму торговли - электронную торговлю с помощью Интернет.
- Экономическая теория 3 (Мировая экономика) Курс лекций
- Модуль 1. Общая характеристика мировой экономики и мирохозяйственных связей Понятие и сущность мировой экономики
- Предпосылки и этапы формирования мировой экономики
- Основные черты современной мировой экономики
- Типология стран мира
- Общая характеристика глобальных проблем мировой экономики
- Модуль 2. Международное разделение труда -объективная основа формирования мирового хозяйства Сущность международного разделения труда
- 2. Импортная квота, показывающая долю импорта страны в ее ввп, выражается формулой:
- Международная специализация и кооперирование как две стороны мрт
- Современный этап развития мрт и конкурентные преимущества стран
- Модуль 3. Интернационализация мирового производства и интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Глобализация мировой экономики Сущность процесса интернационализации мировых хозяйственных отношений
- Международная экономическая интеграция: содержание, цели и формы. Развитие интеграционных процессов
- Формы и этапы интеграционного процесса
- Основные интеграционные группировки мира
- Глобализация мировой экономики: сущность и противоречия процесса
- Модуль 4. Мировой рынок: формирование и современные проблемы функционирования
- 4.1. Мировой рынок: понятие, структура и механизм функционирования
- Циклический характер развития мировой экономики
- Мировые кризисы: сущность и значение
- Модуль 5. Международная торговля Сущность международной торговли. Показатели внешнеторговой деятельности
- Теоретические основы международной торговли
- Внешнеторговая политика государства: сущность, цели, формы и инструменты
- Характеристика современных тенденций развития международной торговли
- Международное регулирование мировой торговли. Деятельность гатт (вто)
- Модуль 6. Международное движение капитала Международное движение капитала: сущность, этапы и факторы развития
- Классификация форм вывоза капитала
- Международные монополии: основные формы и особенности функционирования
- Современные тенденции международного движения капитала
- Государственное регулирование процесса международного движения капитала
- Модуль 7. Международные валютные отношения Международные валютные отношения: сущность и основные категории
- Платежный баланс страны и его регулирование
- Государственное регулирование валютного рынка
- Международная валютная система: этапы развития и современное состояние
- Модуль 8. Международная миграция рабочей силы Сущность и причины международной трудовой миграции
- Государственное регулирование международной трудовой миграции
- Модуль 9. Россия в системе современных мирохозяйственных связей Место России в современном мировом хозяйстве
- 4. Положение рф в мировой экономике в конце XX в. Характеризуется следующими данными:
- Внешняя торговля России
- Инвестиции и инвестиционный климат в России
- Россия на международном валютно-финансовом рынке
- Россия на международном рынке рабочей силы
- Основная литература
- Дополнительная литература