logo search
Vopros_1

42. Аукционная торговля

Аукционы также являются особой разновидностью посредни­ческих организаций, способствующих обращению товаров. В от­личие от биржи аукционы являются не постоянными, а периодически действующими центрами посреднической торговли реаль­ными товарами с индивидуальными свойствами. Торговля на аук­ционах ведется методом открытых торгов.

Виды аукционов

Аукционы по масштабу охвата регионов делятся на националь­ные и международные. Наиболее распространенными аукцион­ными товарами являются пушнина, немытая шерсть, крупный ро­гатый скот и лошади, морская рыба, табак, чай и т.д.

Аукционы — это коммерческие организации, располагаю­щие соответствующими помещениями, оборудованием и квали­фицированным персоналом. Наиболее распространены аукцио­ны, организованные в форме акционерных обществ. Нередко это крупные компании, монополизирующие торговлю опреде­ленным видом товара. Они обычно скупают за свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают их оптовым посредникам, получая прибыль от разницы цен. Эти же аукционы принимают на перепродажу товары и от независи­мых производителей на комиссионных началах. Крупные аук­ционы имеют собственное производство по доработке сырьевых товаров, например, по выделке скупаемых у заготовителей сырых шкурок. Торг на таких аукционах обычно происходит от­крыто, непосредственно с участием покупателей. Открытые аукционы специализируются главным образом на торговле пуш­ниной, животными, рыбой, тропическими фруктами, предметами искусства.

Другие аукционы представляют собой специализированные брокерские фирмы, которые занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии, получая вознаграждение от продавцов, а иногда и от покупателей. Сами продавцы и покупатели в таких аукционах не участвуют, а их поручения в пределах установленных ими полномочий выполняют брокеры. Иногда такие аукционы называют закрытыми. Они специализируются преимущественно на торговле шерстью, чаем, табаком, реже — пушниной.

В Скандинавских странах аукционы принадлежат ассоциаци­ям или кооперативам по разведению и заготовке пушнины. В Рос­сийской Федерации действует пушной аукцион в Санкт-Петер­бурге, аукцион по торговле племенными лошадьми в Москве. По­купателями товаров на этих аукционах являются крупные оптовые фирмы зарубежных стран.

Организация и техника аукционной торговли

Обычно периодически действующие аукционы публикуют гра­фик проведения торгов или заблаговременно оповещают постав­щиков и традиционных покупателей о сроках их проведения.

Принятые от поставщиков товары или сразу сортируются, или проходят дополнительную предпродажную доработку. Сортиров­ка осуществляется по качеству товаров. Товары одинакового каче­ства сортируются по партиям (лотам). Из каждого лота отбирается образец. Количество товаров в лоте зависит от обычаев в торговле данным видом товара. Например, в одном лоте соболя подбирает­ся 10—30 одинаковых шкурок, норки — до 300 шкурок, караку­ля — до 500 и более шкурок. Каждому лоту присваивается номер, в порядке которого он будет продаваться с аукциона. Лоты со сход­ным качеством товара комплектуются в более крупные партии — стринги, из которых также отбираются образцы.

По завершении сортировки аукцион выпускает каталог с ука­занием состава и номеров лотов. Каталоги рассылаются традици­онным- покупателям с указанием начала работы аукциона и пра­вил проведения торга. Покупатели обычно прибывают заблаговре­менно, чтобы иметь время тщательно осмотреть выставленные то­вары, пометить в каталогах интересующие их номера лотов и проставить ожидаемые ими цены. На аукционах пищевкусовых товаров для покупателей устраиваются дегустации.

Главной стадией аукциона является торг,

который ведет опыт­ный аукционист с ассистентами. Существует несколько способов ведения торгов.

Аукцион с повышением цен может вестись гласным и негласным способами. При гласном способе аукционист объявляет номер очередного лота, причем одновременно номер лота обычно высве­чивается на световом табло, называет начальную цену и спраши­вает: «Кто больше?» Покупатели повышают цену каждый раз на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торга. Обычно она составляет от 1 до 2,5% первона­чальной цены. Если очередного повышения цены не предлагается, аукционист после троекратного вопроса: «Кто больше?» — ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему поку­пателю, предложившему наивысшую цену. Помощники аукцио­ниста помечают, какому покупателю и по какой цене продан оп­ределенный лот.

В тех случаях, когда из-за отсутствия интереса к данному лоту или по причине предварительного сговора покупателей не удается достичь намеченной аукционом продажной цены, аукционист имеет право без объяснений причин снять лот с торга и выставить его через некоторое время еще раз.

При негласном (немом) торге покупатели после объявления аукционистом минимальной цены подают аукционисту условные знаки о согласии поднять цену на установленную величину над­бавки. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Если на трехкратный вопрос аукциониста: «Кто боль­ше?» — никто не подаст условный сигнал, то лот или вещь приоб­ретает тот покупатель, который подал сигнал последним. Неглас­ное проведение торга позволяет сохранить в тайне имя покупате­ля. Такой порядок аукционного торга нередко применяется при продаже предметов искусства и драгоценностей.

Аукционы с понижением цен. Некоторые аукционы проводятся с постепенным понижением первоначально объявленной цены на заранее установленные скидки. Партию товара приобретает тот, кто первый из участников скажет: «Да».

Некоторые аукционы, ведущиеся с понижением цен, автома­тизированы. Каждый раз более низкая цена высвечивается на табло. Лот покупает тот, кто первый скажет «да» или нажмет электрическую кнопку, останавливающую смену цифр на табло. Покупатель определяется по заблокированной горящей лампочке у места участника торга.

Автоматизированный торг применяется и при повышении цен, по мере увеличения которых покупатели отпускают электрические кнопки. Товар приобретает тот, кто остался последним не отпус­тившим кнопку.

Обычно аукционные торги проходят достаточно быстро и за час может быть продано около 300 лотов. При автоматизирован­ном способе проведения торгов, особенно на понижение, число лотов, продаваемых за час, может быть в 1,5—2 раза больше.

Оформление контрактов осуществляется администрацией аук­циона на основании записей, сделанных помощником аукцио­ниста. Продавцы товаров (комитенты) и покупатели подписывают типовые контракты. Комитенты получают деньги за свои товары, а покупатели вносят полные суммы стоимости купленных ими то­варов или авансы и забирают товары со складов в течение срока, установленного правилами аукциона.

Аукционы, являясь коммерческими организациями  могут  кредитовать поставщиков товаров, выдавая им денежные авансы Покупатели могут получать товары с аукциона в коммерческий кредит и возвращать его по мере распродажи или использовавания товаров.

Аукционная торговля создает значительные удобства для поставщиков и покупателей, сокращая издержки обращения и обес печивая продажу по ценам, близким к оптимальным для данного региона.