logo search
shporgalki_k_gos_eksamenu

18. Сущность модели «экономического чуда» Японии

Хоз-ые успехи Японии в 50-60 гг. базируются на следующих факторах: Степень военных разрушений потребовала особенно полного обновления основного капитала, обновление происходило не во время восстановления, а позже, => на более высоком техническом уровне. Техническое перевооружение японской промышленности и связанные с ним структурные изменения можно разделить на два этапа. Со 2-й пол. 50-х гг. начинается освоение новых технологических процессов и новых отраслей производства. Т.е. промышленность переключается с трудоёмких отраслей производства на капиталоёмкие, требующих больших капиталовложений, высоких квалифицированных рабочих. С середины 60-х гг. начался 2 этап перестройки - переход к кибернетизации производства, к наукоёмким отраслям. Скорость технической перестройки повышало то обстоятельство, что вместо самостоятельных научно-технических разработок Япония, приобретала у других стран их научно-технический опыт, покупки патентов и лицензий. Это оказалось дешевле и быстрее. Экономились даже не столько деньги, сколько время. К этому вынуждал факт, что к середине 50-х гг. промышленность Японии в научно-техническом отношении отставала от передовых стран на 20-25 лет. Среди причин высокого роста экономики следует так же отметить особые формы эксплуатации труда и высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе. Здесь до сих пор в хозяйство инвестируется около трети валового национального продукта. При этом 70% капиталовложений делается за счёт банковского кредита. Около трети капиталовложений составляют «сбережения частных лиц». Зарплата здесь намного выросла, но остаётся ниже, чем в других странах, по отношению к стоимости произведённой продукции. Высокий удельный вес расходов на развитие хозяйства связан и с низкими военными расходами. Особенность государственного регулирования экономики так же является фактором высоких темпов роста японской промышленности. Экономическим планированием занимается орган «Управление экономического планирования». Парламент ни в разработке, ни в утверждении планов участия не принимает. Считалось, что планирование хозяйства должно быть делом тех, в чьих руках оно находится хозяйство планирование строго => централизованно: совет корпораций и финансовых групп планирует своё будущее. Разрабатывались планы общегосударственные (цель обеспечить определённые темпы роста, для достижения этой цели план намечает по каждой отрасли объём капиталовложений, которые должны делать сами корпорации.) и отраслевые (цель отраслевых обеспечить рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без государственной помощи). Если общегосударственные планы обеспечиваются частными инвестициями, то отраслевые - государственными. После войны и длительного восстановления Япония в 50-60-х годах продемонстрировала быстрый рост, по своим темпам опережающий развитие крупных капиталистических стран. С 1950 г. по 1970 г. среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%. По валовому национальному продукту и промышленному производству - Япония вышла на 2 место в мире. 1-е место в мире по производству судов, стали, автомобилей, ряда электро- и радиотоваров и т.д. Высокие темпы экономического и технологического роста, обусловлены повышением капиталоемкости и фондовооруженности, ростом производительности труда. В этот период был задействован комплекс факторов, имевших место и в других высокоразвитых странах, но в Японии давших (и продолжающих давать) значительно более серьезные результаты благодаря обновлению рыночного механизма на основе развертывания регламентированной конкуренции.

19. Экономическая модель развития Японии после кризиса 1993 годаЯпонский кризис – это системный кризис несовершенства японской экономической модели. Причины: 1.Упор был сделан не на свободную конкуренцию, а на узкопрофильную программу государственного вмешательства.2. Разрыв между внутренним спросом и предложением. Темпы роста экономического труда поддерживают высокие уровни. Объем личных доходов находятся в банках 11% от ВВП. Разрыв между дефицитом потребительского спроса послужил толчком надувания «мыльного пузыря», который лопнул в 1993 г. 3. Экспортная ориентация японской обрабатывающей промышленности приобрела гипертрофированный характер (очень большой). Зависела от конъюнктуры рынка. 4. Сравнительно низкая производительность труда Японии занимала 8 место в мире. 5. Отсутствие свободной конкуренции внутри страны. 6. Рост конкуренции на мировом рынке. 7. Спекулятивность финансового рынка, т.е. когда спрос на земельные участки начал расти, а население не могло вернуть деньги взятые в кредит в банк. 8. Повышение стоимости курса йены, выгоднее импортировать. Хлынул большой объем импорта. 9. Смягчение условий предоставления кредита. 10. Земельный бум, Резкое повышение цен на землю. 11. Изменившаяся внешняя среда, это привело к появлению противоречий между Японией, США, и странами Евросоюза. Эти и другие причины сильно ударили по экономике Японии. Когда 1993 г. «мыльный пузырь» лопнул рыночная цена акций и земельных участков начала падать. Кризис японской финансовой системы оказывает угнетающие влияние на развитие реального сектора японской экономики. После того как лопнул «пузырь», пошли вниз капиталовложения, так как предприятия потеряли часть ресурсов для финансирования капиталовложений и обесценилась имущество, которое обеспечивает банковские кредиты в качестве залога. Недостаток спроса на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабостью Японии, в связи с чем кризис 90-х гг. можно назвать структурным. Японское правительство считает ключом к решению этой задачи снятие лишних ограничений, затрудняющих доступ на рынке новым конкурентам, как своим, так и иностранным, то есть дерегулирование. В числе приоритетных мер – упрощение регламентации работы банков и биржи, облегчения правил покупки жилья и земли, отмена лицензирования доступа банков на валютные рынки и многое другое. В 90-х гг. Япония сохранила положительное сальдо по торговым платежам и доходам от зарубежных вложений и оно не компенсируется оттоком капитала. Для оздоровления банковской сферы без чего Япония не сможет рассчитывать на выход из кризиса, нужны банкротства наиболее слабых банков и введение жёсткого контроля за реструктурированием финансовых учреждений. Надзор за банками поручен новому Агентству финансового надзора.