logo search
otvety_mirovaya

2. Государственное регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные ограничения

Классическим методом регулирования ВЭД, в том числе внешней торговли, являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим средствам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экс­порте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при им­порте, что является разновидностью налогообложения, государ­ство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможен­ные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам нежелателен.

Существуют два основных вида таможенной политики госу­дарства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к ме­ждународной торговле — протекционизм и «свободная торгов­ля». Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывози­мых — экспортный налог) на внутренний рынок страны ино­странных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем ус­тановления минимального уровня таможенных пошлин или ос­вобождения от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным та­рифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:

• тарифы промышленно развитых государств;

• тарифы развивающихся стран.

Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содер­жащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государ­ства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствова­ния. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в меж­дународных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимися государст­вами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство. Как известно, дли­тельное отсутствие такого режима в торгово-экономических свя­зях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Шта­ты советские товары в весьма неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику стра­ны, промышленно развитые государства договорились в много­стороннем порядке н с 1 января 1948 г. ввели в действие Гене­ральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до на­стоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной це­лью было проведение внешнеторговой политики с помощью та­моженных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов много­сторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промыш­ленные товары к середине 90-х годов снижены на 85 — 90% первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады, составляет 6,47%, а средневзвешенный — 4,7%.

По способу взимания различают следующие по­шлины:

• адвалорные, определяемые в процентах от цены товара;

• специфические, исчисляемые с объема, штуки или веса:

• комбинированные, включающие два предыдущих способа установления величины пошлины;

• сезонные, которые взимаются в определенное время года,

например, во время уборки урожая.

По экономическому содержанию тамо­женные пошлины делятся на:

• фискальные, призванные увеличить доходы государствен­ного бюджета;

• протекционистские, которые используются в целях защи­ты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;

• преференциальные ввозные пошлины для некоторых то­варов из определенных стран;

• льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с це­лью поощрения импорта каких-либо товаров;

• уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные по­шлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;

• компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;

• антидемпинговые, которые применяются для противодей­ствия импорту из тех стран, чье правительство предостав­ляло своим предпринимателям экспортные премии-Таможенные тарифы промышленно развитых государств со­держат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран.

Преференциальные пошлины развитых стран для товаров разви­вающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференции.

В таможенно-тарифной практике наиболее распространены адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобре­ли методы оценки стоимости импортных товаров, от примене­ния которых в немалой степени зависит определение цены това­ра для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20—50%, а в от­дельных случаях — и в 2 раза. Поэтому методы определения це­ны импортируемого товара так же важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время при­менение многими странами методов оценки стоимости импорт­ных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в та­моженных целях, заключенным в рамках ГАТТ.

Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запа­да является то, что все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была раз­работана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г. [З].

Таможенные тарифы развивающихся стран. Таможенным та­рифам принадлежит важная роль в регулировании импорта раз­вивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источни­ком поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:

Для первой характерны ставки таможенного обложе­ния, не превышающие, как правило, 50%, и беспошлинный ре­жим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-тихоокеанского региона — Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.

Ко второй группе относятся государства с более высо­кими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50—100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танза­ния (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индоне­зия, а также Южная Корея.

Третья группа развивающихся стран, где пошлины пре­вышают (причем иногда существенно) 100%. Это Египет, Бот­свана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются та­рифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих разви­вающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные налоги, часто включаются административные и внутренние на­логи. В тарифах многих стран используются специфические по­шлины (особенно часто — в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).

Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, устанавливают общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединив­шего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейский Союз.

Все более важную роль в регулировании внешнеэкономиче­ской деятельности приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталисти­ческие и развивающиеся страны, в частности Всемирная торго­вая организация, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимоприемлемых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно - тарифным методом государственного регулирования.

Цели и задачи введения нетарифных мер

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка

Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

Выполнение международных обязательств

Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров

Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

Защита общественной морали и правопорядка

Защита культурных ценностей

Обеспечение национальной безопасности

Классификация нетарифных методов

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

  1. Меры прямого ограничения

  2. Таможенные и административные формальности

  3. Прочие нетарифные методы