logo search
2 СЕМЕСТР ГМУ1 / Экономическая теория 2 (мировая экономика) / 07 Курс лекций

Теоретические основы международной торговли

Теории международной торговли призваны объяснять цели, структуру и эффект, получаемый страной от участия в международной торговле. Они создавались, начиная с появления английской школы политэкономии и до наших дней, но центральными вопросами любой теории были и остаются следующие:

Меркантилистские взгляды, господствующие в экономической мысли в XVII-XVIII вв. провоз­глашали необходимость ограничения импорта, поддержки национального производства, а также поощрения экспорта готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота) в страну. В этих условиях появились первые теории международной торговли, сформулированные в конце XVIII - начале XIX в. выдающимися английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо.

А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) обосновал теорию абсолютного преимущества и показал, что основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек производства одинаковых товаров в разных странах. Следовательно, страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выиграть от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Абсолютное преимущество заключается в способности страны производить аналогичный товар с меньшими издержками, чем другие страны.

Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. Он считал возможной взаимовыгодную торговлю между двумя странами и при наличии у одной страны абсолютных преимуществ перед другой при производстве всех товаров. Каждой стране, согласно взглядам Д. Риккардо, целесообразно специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

При условии, что страны будут специализироваться в соответствии с принципом сравнительного преимущества, международная торговля будет взаимовыгодной. Страны получат выигрыш, который будет заключаться в приросте потребления товаров.

Классические теории международной торговли господствовали вплоть до XX в., когда реалии международной торговли не претерпели принципиальных изменений. Классические теории хорошо объясняли закономерности международной торговли продукцией сельского хозяйства и добывающих отраслей, которая преобладала в структуре торговли доиндустриальной эпохи. В XX в. в структуре мировой торговли неуклонно росла доля готовой продукции. Современные представления о том, чем определяются направления и структура международных торговых потоков, базируются на работах шведских ученых-экономистов Эли Xекшера и Бертеля Олина, давших объяснение новым тенденциям специализации стран и их конкурентных преимуществ. Они выдвинули теорию факторов произ­водства. Ее суть в том, что национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Страна должна экспортировать товары, произведенные с интенсивным использованием изобильных факторов производства, а импортировать - товары, произведенные с интенсивным использованием дефицитных для страны факторов.

Дальнейшее развитие теории международной торговли предложено американским экономистом русского происхождения В. Леонтьевым и получило название «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Xекшера-Олина, В. Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала, в результате США экспортировали трудоемкие товары, а импортировали капиталоемкие, что противоречило выводам теории Xекшера-Олина и представ­лениям о том, что считать в США изобильным фактором, а что - дефицитным. В результате классические теории получили дальнейшее развитие путем расширения количества факторов производства, принимаемых в рассмотрение параметров модели и др.

В 70-80-е годы XX в. появилось новое направление в развитии теорий мировой торговли -неотехнологическое. Они объясняют мировую торговлю высокотехнологичными товарами, производство которых практически не связано с обеспеченностью природно-естественными факторами.

Сторонники концепции жизненного цикла товара считают, что на основе этапов такого цикла могут быть объяснены современные торговые связи между странами, в частности при обмене технологичными изделиями. Продукт с момента появления на рынке до ухода с него проходит ряд этапов:

  1. внедрение - организация производства и сбыт нового товара внутри страны;

  2. рост - увеличение объема продаж и экспорт из страны в развитые страны;

  3. зрелость - производство во многих странах, в том числе и в развивающихся;

  4. упадок - сужение рынка товара в развитых странах, концентрация его производства и потребления в развивающихся.

Еще одна теория - теория технологического разрыва, объясняет формирование конкурентных технологических преимуществ высокоразвитых стран как основу их международной специализации.

Американский экономист М. Портер выдвинул концепцию международной конкурентоспо­собности наций. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздейст­вием и взаимосвязью четырех основных компонентов (конкурентный ромб Портера):

  1. факторных условий;

  2. условий спроса;

  3. состояния обслуживающих и близких отраслей;

  4. стратегии фирмы в определенной конкурентной ситуации.

Теоретически посылки М. Портера послужили основой для выработки на государственном уровне рекомендаций по повышению конкурентоспособности товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-е годы.