logo search
Архив ZIP - WinRAR / Социология 1 / Кравченко 2

2.2. Концепция социального контроля п. Бергера

Согласно П. Бергеру, человек стоит в центре (т. е. в точке максимального давления) расходящихся кон­центрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый крут — новая система контроля.

Самый внешний и самый большой круг — это по­литико-юридическая система, представленная мощ­ным аппаратом государства. Перед ним все бессильны. Помимо нашей воли государство взимает налоги, при­зывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму и даже в случае крайней необ­ходимости убьет.

Если извне продвигаться внутрь к человеку, нахо­дящемуся в точке максимального давления (образно

можно представить человека, стоящего на земле, на которого давит огромный столб атмосферы), то следу­ющий круг социального контроля, давящий на одино­кого индивида, представляют мораль, обычаи и нра­вы. За нашей нравственностью следят все — начиная с полиции нравов и кончая родителями, родственни­ками, друзьями. Первая сажает за решетку, вторые и третьи употребляют неформальные санкции типа осуждения, а последние, не простив предательства или подлости, могут расстаться с нами. Все они, каж­дый на свой манер и в рамках своей компетенции, применяют инструменты социального контроля. Амо­ральность наказывается увольнением с работы, экс­центричность — потерей шансов найти новое место, невоспитанность — тем, что вас не пригласят в гости или откажут от дома люди, которые ценят хорошие манеры. Отсутствие работы и одиночество являются, может быть, и меньшим наказанием по сравнению с пребыванием в кутузке, считает П. Бергер.

Кроме больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами об­щества, есть малые круги контроля. На работе чело­век скован массой ограничений, инструкций, профес­сиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие, подчас весьма жесткое. Бизнесмена контролируют лицензи­рующие организации, рабочего — профессиональные объединения и профсоюзы, подчиненного — руково­дители, которых, в свою очередь, контролируют вы­шестоящие инстанции. Не менее важны различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников:

«Читатель может для наглядности представить врача, ко­торый кладет на лечение невыгодного для клиники боль­ного; предпринимателя, который рекламирует недоро­гие похороны.., государственного чиновника, который упорно тратит денег меньше, чем предусмотрено бюд­жетом; рабочего сборочной линии, который недопусти­мо, с точки зрения коллег, превышает нормы выработки, и т. д. В этих случаях экономические санкции применя­ются наиболее часто и эффективно: врачу отказывают в практике.., предпринимателя могут исключить из профессиональной организации...

Столь же серьезными могут быть санкции общественного бойкота, презрения, осмеяния. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предпола­гает специальный кодекс поведения... Приверженность этому кодексу, как правило, столь же необходима для профессиональной карьеры, сколь и техническая компе­тентность, и соответствующее образование».

Контроль со стороны профессиональной системы имеет огромное значение, ибо профессия и должность решают, что индивиду можно и что нельзя во внепроизводственной жизни: какие добровольные объединения примут его в свои члены, каков будет круг его знако­мых, в каком районе он сможет позволить себе жить.

Помимо профессии индивид вовлечен в другие социальные отношения, обладающие собственными системами контроля, многие из которых более фор­мальны, а иные даже жестче профессиональных. Пра­вила приема и членства во многих клубах и братствах такие же жесткие, как правила, по которым отбирает­ся управленческий аппарат в IBM.

Общественная среда также представляет само­стоятельную систему социального контроля. Она включает дальних и близких, незнакомых и знакомых людей. Окружение предъявляет к человеку свои требо­вания, неписаные законы, которые охватывают широ­кий крут явлений. Они могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политичес­кие и религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом. Во всех этих случаях они составляют круги контроля, эффективно описывающие область возможных действий индивида в определенных ситу­ациях.

Последний и ближайший к индивиду крут состав­ляет та группа людей, в которой проходит так называе­мая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Социальное или, выражаясь точнее, нормативное давление на ин­дивида здесь не ослабевает. Напротив, есть все основа­ния считать, что оно возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же самые санкции, исхо­дящие от чужих или незнакомых людей.

На работе начальник может уволить вас, лишив средств к существованию. Но психологические послед­ствия этого чисто экономического действия окажутся по-настоящему гибельными, говорит П. Бергер, если увольнение будут переживать жена и дети. В отличие от других систем контроля, давление со стороны близ­ких может произойти именно тогда, когда индивид к нему совершенно не готов. На работе, в транспорте, в общественных местах человек, как правило, насторо­жен и потенциально готов встретить угрозу.

Внутреннюю часть последнего круга, его ядро, составляют интимные отношения мужа и жены. Именно в самых интимных отношениях человек ищет поддержку самым важным чувствам, составляющим Я-образ. Ставить на карту эти связи — значит рис­ковать утратой самого себя. «Неудивительно, что часто люди, властные на работе, мгновенно уступают дома своим женам и съеживаются, когда у их друзей брови недовольно ползут вверх»1.

Человек, осмотревшись вокруг себя и последова­тельно перечислив всех, кому он должен уступать, подчиняться или угождать в силу своего положения в центре концентрических кругов — от федеральной налоговой службы до собственной тещи — в конце концов приходит к мысли, что общество всей своей громадой подавляет его.