1. Преобразования в России в первой четверти восемнадцатого века.
содержание, итоги, последствия.
Еще в семнадцатом веке наметилось отставание России в экономике, вооруженных силах, госуправления, образовании и культуре от европейских стран. Не было мануфактурной промышленности, не хватило вооружения. Церковное образование е обеспечивало подготовку специалистов для экономики. Торговля не могла успешно развиваться из-за отсутствия портов на Балтике и Черном море. Отсутствие культурных связей приводило к застолью. Южные рубежи подвергались набегам татар. Требовались масштабные реформы. Это стало сутью политики Петра первого. учтя уроки Нарвского поражения, Петр первый приступил к формированию армии, но не основе найма, как в европейских странах, а путем рекрутских наборов. Воинская служба стала пожизненной и легла тяжелым гнетом на плечи народа. Большое внимание уделялось созданию национальных офицерских кадров. С этой цель был открыт ряд военных школ: Навигационная, Инженерская, Артиллерийская. Чтобы оснастить армию и флот, нужно было в короткий срок создать военную промышленность. Петр сравнительно мало внимания уделял развитию сельского хозяйства, но всемерно развивал промышленность. Число мануфактур от двух десятков выросло до 191 за период с 1700 до 1725 г. Петр разрешил покупать крестьян, или их приписывают к мануфактурам – это было крепостные работные люди. Правительство поощряло купцов и промышленников, проводя выгодную для них таможенную политику. Тариф 1724 года устанавливал высокие пошлины на ввозимые товары, что способствовало развитию мануфактур и отечественной торговли. Важное значение имела финансовая реформа 1718 г. Она заключалась в замене подворной подати подушкой. Существовало множество обложений и косвенных налогов, так как реформы требовали колоссальных капиталовложений. При Петре первом полностью реорганизована система госуправления. Боярская дума прекратила существование. Высшим органом стал Сенат, предназначенный заменять царя во время отлучки. Учреждена должность генерал-прокурор, который контролировал госаппарат. Были упразднены приказы и взамен были созданы коллегии, которые управляли важнейшими отраслями государственной жизни. Коллеги иностранных дел, Военная, Морская, Мануфактур-коллегия и т. д. С целью укрепления власти на местах в 1708 году страну разделили на 8 губерний: Московская, Петербургская, Киевская, Архангельская и т. д. Позже губернии были разделены на провинции (их было 50), а провинции на дистрикты (уезды). Городское управление было передано в руки городских верхов. Был создан Главный магистр, ведавший делами городских магистратов. В 1721 году было ликвидировано патриаршество и учреждена Духовная коллегия – Святейший правительственный синод. В1722 году был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника. «Табель о рангах» сделала службу для дворян государству обязательной, поставив на первое место личные способности, образование. Образование подверглось коренным преобразованием: первый музей (Кунсткамера), гражданский шрифт, газеты, выпуск учебников, новый европейский календарь и т. д. Принятие в 1721 году Петром первым императорского титула окончательно оформило абсолютизм в стране. Споры о личности и деятельности Петра первого продолжаются и сегодня. Кто-то считает его великим европейским реформатором, кто-то порицает за искажение русской самобытности. Благодаря энергичным преобразованиям Петра Россия в короткий исторический срок вошла в ранг авторитетных стран мира.
- Древняя Русь в девятом – начале двенадцатого века: возникновение государства, киевские князья и их деятельность.
- Внешняя политика ссср в середине 1950-х - середине 1960-х годов: доктрины и практика.
- Дайте характеристику личности и деятельности одного из российских императоров XIX в.
- Политическая раздробленность Руси в денадцатом-тренадцатом веках: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве.
- Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки в России начала двадцатого века и их научные достижения, открытия и изобретения.
- Древнерусская культура десятого – начала тринадцатого века.
- Формирование новой российской государственности в 90-е годы двадцатого века: этапы и особенности политического процесса.
- Перечислите события Северной войны в их хронологической последовательности. Какое важное для государственного статуса России решение принял Сенат по её окончании?
- Тринадцатый век в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
- Новая экономическая политика: причины проведения, мероприятия, итоги.
- Дайте характеристику одному из представителей общественного движения в России девятнадцатого века.
- Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв.
- Реформы п. А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины девятнадцатого века и их самых известных достижений.
- Московское государство в эпоху Ивана Грозного: основные направления и результаты внутренней политики. Опричнина.
- Образование ссср: предпосылки, причины, принципы создания ссср.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России второй половины девятнадцатого века и их самые известные достижения.
- Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в пятнадцатом-шестнадцатом веках.
- Особенности развития художественной культуры России в начале двадцатого века и её вклад в мировую культуру.
- Назовите понятия, относящиеся к периоду перестройки (1985-1991). Раскройте их содержание.
- Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв.
- Участие России в Первой Мировой войне: причины, роль Восточного флота, последствия.
- Дайте общие определения для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся:
- Россия в конце XVI – начале XVII в. Смутное время и его последствия.
- Основные направления внешней политики ссср в 1920-1930-е гг.
- Назовите общее определение для следующих понятий:
- Россия в семнадцатом веке: новое в социально-экономическом в политической развитии.
- 2. Великая Отечественная война:
- 3. Дайте характеристику одному из руководителей восстания декабристов (по выбору).
- 1. Народные движения в 17 веке. Церковный раскол.
- 2. Коллективизация в ссср.
- 3. Дайте сравнительную характеристику личностей и деятельности двух
- 1. Преобразования в России в первой четверти восемнадцатого века.
- 2. Революционный процесс в России 1917 г.: февраль – октябрь.
- 27 Февраля.
- 3. Назовите общее определение для следующих понятий:
- 1. Дворцовые перевороты в России в XVIII в.
- 2. Социально-экономические реформы и социально-экономические процессы в России в 90-е гг. Хх – начале ххi в.: основные направления, результаты и проблемы.
- 3. Дайте краткую характеристику одному из российских реформаторов девятнадцатого – начала двадцатого веков (по выбору).
- 1. Россия в эпоху Екатерины – 2: просвещённый абсолютизм.
- 2. Гражданская война в России:
- 3. Дайте характеристику одному из московских князей 14 – начала 15 веков (по выбору).
- 1. Внешняя политика Российской империи в 18 веке:
- 2. Политика индустриализации в ссср:
- 1. Культура и общественная мысль России в 18 веке.
- 2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны:
- 3. Составьте план-перечисление важнейших событий истории
- 1. Основные направления и итоги внутренней политики Александра-1.
- 2. Ссср в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг.)
- 3. Дайте характеристику одному из киевских князей 9 – 12 веков (по выбору).
- 1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход.
- 2. Период «оттепели» в ссср,
- 3. Составьте план рассказа о Куликовской битве.
- 1. Декабристы: идейные предпосылки «декабризма», система взглядов, тактика действий.
- 2. Завершающие этапы вов и Второй мировой войны: основные сражения, поражение и капитуляция гитлеровской Германии и Японии,
- 3. Назовите, используя карту, народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, которые проживали на территориях, присоединённых к России в 16 веке.
- 1. Основные направления и итоги внутренней и внешней политики Николая-1
- 2. Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.:
- 3. Назовите основные вехи процесса закрепощения крестьян в России.
- 1. Общественные движения в России в 1830 – 1850-е гг.
- 2. Россия в системе современных международных отношений:
- 3.Расположите в хронологической последовательности следующие военные события 18 в.:
- 1. Реформы 1860 – 1870 гг.: содержание, итоги, последствия.
- 2. Духовная и культурная жизнь в ссср в 1950 – 1980-е гг.:
- 3. Назовите и расположите в хронологической последовательности первых царей из династии Романовых (до Петра-1).
- 1. Социально-экономическое развитие России в пореформенные годы.
- 2. Внешняя политика ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: доктрины и практика.
- 3. Назовите и покажите на карте наиболее значительные города Древней Руси.
- 1. Внешняя политика России во второй половине 19 века: основные направления, события.
- 2. Распад ссср: причины, ход и последствия. Начало становления новой российской государственности.
- 3. Назовите восточнославянские племена, покажите на карте занимаемые ими территории.
- 1. Художественная культура и духовная жизнь России во второй половине девятнадцатого века.
- 2. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и общественно-политической системы, итоги.
- 3. Из перечисленных территорий назовите те, которые вошли в состав России в XVII в.: Левобережная Украина, Казанское ханство, Камчатка, Смоленские и Черниговские земли, Азов.