27 Февраля.
Образование временного правительства Государственной Думы, которое вначале возглавил князь Львов, а затем кадет Милюков. Образование Петросовета рабочих и советских депутатов – председателем избран меньшевик Чхеидзе, заместитель – Керенский. Первый приказ (№1) Петросовета вводил в армии комитеты из выборочных солдат и матросов, которые должны были контролировать офицеров.
2-3 марта.
Отречения Николая второго и Михаила от престола. Формально власть перешла в руки Временного правительства до созыва всенародного учредительного собрания. Февральская революция решила только один вопрос – вопрос о власти: была провозглашена демократическая республика. Но вопрос национальный, вопросы о войне, мире, земле она не могла решить, отсюда её гибель.
В марте – июле 1917 г. в стране сложилось двоевластие – внутренне противоречивая система управления, при которой буржуазному Временному правительству приходилось согласовать свои действия с Петроградским советом рабочих и крестьянских депутатов.
5 июля в Петроград из эмиграции возвратился лидер большевиков Ленин. Он выступил с докладом: прекратить войну, отказаться от поддержки Временного правительства, национализировать землю. Все это можно решить, если власть мирным путем перейдет к Петросовету. Нужно агитировать массы, временное правительство неспособно решить задачи, стоящие перед страной.
Июнь – июль – неудачное наступление русское армии на фронте, предпринятое по инициативе Временного правительства, потери составили 60 тысяч человек. Большевики попытались использовать это событие, чтобы захватить власть. Временное правительство прибегло к жестоким мерам. Было убито около 400 тыс. демонстрантов. Конец двоевластия. Советы распущены, Ленин скрывается в Разливе. Сформировано второе коалиционное правительство во главе с Керенским. Большевики снимают лозунг «Вся власть Советам» и начинают готовиться к вооруженному захвату власти.
Август – Корниловский мятеж – генерал Корнилов стремиться навести порядок в столице и стране, используя армию. Мятежные войска были остановлены.
Таким образом, летом – осенью 1917 г. события в стране развивались по трем сценариям:
1. Временное правительство – буржуазная республика, но Временное правительство было не способно решить все стоящие перед страной задачи.
2. Военный переворот (Корнилов), военная диктатура, реставрация монархии, но этому не суждено было сбыться.
3. «Кто возьмет власть» - власть, которая «валялась на земле» - такой силой окажутся большевики, которые поведут за собой массы, дав им «Мир», «Землю», «Власть», которые наведут жестокий порядок в стране.
Сентябрь 1917 г. – сформировано третье коалиционное Временное правительство во главе с Керенским. В стране инфляция, безработица, в деревне самовольный захват земли. Большевики принимают план вооруженного восстания в Петрограде.
25-26 октября 1917 г. – в Смольном открылся II съезд Советов. Взятие Зимнего дворца и арест Временного правительства большевиками. Провозглашение Советской власти. Принятие декрета о мире, земле. Создание советского правительства – Совета народных комиссаров во главе с Лениным. Установление с помощью «штыков» Советской власти к марту 1918 года по всей стране.
5-6 января созыв и разгром Учредительного собрания большевиками.
Таким образом, октябрьский переворот (революция) стал возможным потому, что Временное правительство не спешило решать стоящие перед обществом задачи, продолжая выполнять союзнические обязательства перед Антантой, не решало вопроса о войне. Большевики же действовали быстро, решительно, у них была четкая программа, которая позволила им получить широкую поддержку среди рабочих, солдат и крестьянской бедноты.
- Древняя Русь в девятом – начале двенадцатого века: возникновение государства, киевские князья и их деятельность.
- Внешняя политика ссср в середине 1950-х - середине 1960-х годов: доктрины и практика.
- Дайте характеристику личности и деятельности одного из российских императоров XIX в.
- Политическая раздробленность Руси в денадцатом-тренадцатом веках: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве.
- Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки в России начала двадцатого века и их научные достижения, открытия и изобретения.
- Древнерусская культура десятого – начала тринадцатого века.
- Формирование новой российской государственности в 90-е годы двадцатого века: этапы и особенности политического процесса.
- Перечислите события Северной войны в их хронологической последовательности. Какое важное для государственного статуса России решение принял Сенат по её окончании?
- Тринадцатый век в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
- Новая экономическая политика: причины проведения, мероприятия, итоги.
- Дайте характеристику одному из представителей общественного движения в России девятнадцатого века.
- Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв.
- Реформы п. А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины девятнадцатого века и их самых известных достижений.
- Московское государство в эпоху Ивана Грозного: основные направления и результаты внутренней политики. Опричнина.
- Образование ссср: предпосылки, причины, принципы создания ссср.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России второй половины девятнадцатого века и их самые известные достижения.
- Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в пятнадцатом-шестнадцатом веках.
- Особенности развития художественной культуры России в начале двадцатого века и её вклад в мировую культуру.
- Назовите понятия, относящиеся к периоду перестройки (1985-1991). Раскройте их содержание.
- Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв.
- Участие России в Первой Мировой войне: причины, роль Восточного флота, последствия.
- Дайте общие определения для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся:
- Россия в конце XVI – начале XVII в. Смутное время и его последствия.
- Основные направления внешней политики ссср в 1920-1930-е гг.
- Назовите общее определение для следующих понятий:
- Россия в семнадцатом веке: новое в социально-экономическом в политической развитии.
- 2. Великая Отечественная война:
- 3. Дайте характеристику одному из руководителей восстания декабристов (по выбору).
- 1. Народные движения в 17 веке. Церковный раскол.
- 2. Коллективизация в ссср.
- 3. Дайте сравнительную характеристику личностей и деятельности двух
- 1. Преобразования в России в первой четверти восемнадцатого века.
- 2. Революционный процесс в России 1917 г.: февраль – октябрь.
- 27 Февраля.
- 3. Назовите общее определение для следующих понятий:
- 1. Дворцовые перевороты в России в XVIII в.
- 2. Социально-экономические реформы и социально-экономические процессы в России в 90-е гг. Хх – начале ххi в.: основные направления, результаты и проблемы.
- 3. Дайте краткую характеристику одному из российских реформаторов девятнадцатого – начала двадцатого веков (по выбору).
- 1. Россия в эпоху Екатерины – 2: просвещённый абсолютизм.
- 2. Гражданская война в России:
- 3. Дайте характеристику одному из московских князей 14 – начала 15 веков (по выбору).
- 1. Внешняя политика Российской империи в 18 веке:
- 2. Политика индустриализации в ссср:
- 1. Культура и общественная мысль России в 18 веке.
- 2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны:
- 3. Составьте план-перечисление важнейших событий истории
- 1. Основные направления и итоги внутренней политики Александра-1.
- 2. Ссср в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг.)
- 3. Дайте характеристику одному из киевских князей 9 – 12 веков (по выбору).
- 1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход.
- 2. Период «оттепели» в ссср,
- 3. Составьте план рассказа о Куликовской битве.
- 1. Декабристы: идейные предпосылки «декабризма», система взглядов, тактика действий.
- 2. Завершающие этапы вов и Второй мировой войны: основные сражения, поражение и капитуляция гитлеровской Германии и Японии,
- 3. Назовите, используя карту, народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, которые проживали на территориях, присоединённых к России в 16 веке.
- 1. Основные направления и итоги внутренней и внешней политики Николая-1
- 2. Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.:
- 3. Назовите основные вехи процесса закрепощения крестьян в России.
- 1. Общественные движения в России в 1830 – 1850-е гг.
- 2. Россия в системе современных международных отношений:
- 3.Расположите в хронологической последовательности следующие военные события 18 в.:
- 1. Реформы 1860 – 1870 гг.: содержание, итоги, последствия.
- 2. Духовная и культурная жизнь в ссср в 1950 – 1980-е гг.:
- 3. Назовите и расположите в хронологической последовательности первых царей из династии Романовых (до Петра-1).
- 1. Социально-экономическое развитие России в пореформенные годы.
- 2. Внешняя политика ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: доктрины и практика.
- 3. Назовите и покажите на карте наиболее значительные города Древней Руси.
- 1. Внешняя политика России во второй половине 19 века: основные направления, события.
- 2. Распад ссср: причины, ход и последствия. Начало становления новой российской государственности.
- 3. Назовите восточнославянские племена, покажите на карте занимаемые ими территории.
- 1. Художественная культура и духовная жизнь России во второй половине девятнадцатого века.
- 2. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и общественно-политической системы, итоги.
- 3. Из перечисленных территорий назовите те, которые вошли в состав России в XVII в.: Левобережная Украина, Казанское ханство, Камчатка, Смоленские и Черниговские земли, Азов.