logo search
студентам МЭиВЭД / МЭиВЭД Темы 09-12 р

11.2.2 Методы международной торговли.

Методы организации международной торговли рассматриваются как способы осуществления торгового обмена между ее участниками. Следует отметить, что методы международной торговли многообразны как многообразно содержание внешнеторговой деятельности в целом.

Традиционно к основным методам торговли относят прямой, косвенный и корпоративный методы. Формальным признаком международного характера коммерческой сделки является различная национальная принадлежность юридических адресов сторон по сделке.

Прямой методмеждународной торговли. Его отличительной чертой является тот факт, что контрагенты непосредственно вовлечены в проведение всех основных и обычно части обеспечивающих операций, связанных с подготовкой, заключением, исполнением и сопровождением международных контрактов купли-продажи.

По условиям подобной сделки Продавец /резидент одной страны/ обязуется передать товар в собственность Покупателя /резидента другой страны/ в обусловленные контрактом сроки и на определенных там же условиях, а Покупатель, в свою очередь, обязуется принять этот товар и уплатить за него согласованную в контракте сумму.

Косвенный методмеждународной торговли. Этот метод также распространен в практике международной торговли и заключается в совершении международной торговой сделки через посредника.

Корпоративный методмеждународной торговли. Этот метод зародился в сфере малого и среднего бизнеса. При этом методе международная торговая сделка совершается через особого посредника, представляющего собой некоторую организационную форму бизнеса, созданную группой инициаторов этой сделки, совершение которой каждым отдельным участником группы представляется невозможным, рискованным или экономически невыгодным.

Виды посредников:

  1. простые посредники - физические и юридические лица частного права, которые способствуют поиску партнеров и заключению международных хозяйственных контрактов, но не участвуют в их выполнении;

  2. поверенные посредники - физические и юридические лица, которые проводят сделки от имени и за счет доверителей, подписавших контракт;

  3. комиссионеры - физические и юридические лица, заключающие международные хозяйственные контракты от своего имени, но за счет комитентов (продавцов и покупателей), которые несут при этом коммерческий риск;

  4. консигнаторы - физические и юридические лица, которые принимают товар на свой склад (консигнационный), реализуют его, а нереализованный возвращают его владельцу;

  5. агенты - физические и юридические лица, совершающие операции от имени и за счет своих клиентов, но не подписывающие международный хозяйственный контракт;

  6. сбытовые посредники - физические и юридические лица, которые осуществляют перепродажу товаров от своего имени, оказывают покупателям услуги сервисного характера, рекламируют продукцию, а также сбытовые посредники, которые называются дистрибьюторами;

  7. дилеры - независимые физические и юридические лица, которые осуществляют перепродажу товаров доверителей от своего имени и за свой счет.

Значение посредников в международной торговле велико: более половины международного торгового обмена осуществляется через них.

Привлечение посредников повышает экономичность внешнеторговых операций, ускоряет оборот капитала. Посредники, осуществляющие предпродажную доработку товара, повышают конкурентоспособность экспортируемой продукции.

В период, экспортно-импортной деятельности следует пользоваться помощью внешнеторговых организаций как посредника. Эти организации накопили опыт работ и располагают коммерсантами высшей квалификации. Отечественные организации могут самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции на внешних рынках или действовать через иностранных посредников.

Методы встречной торговли

В практике международной торговли широкое применение нашли так называемые методы встречной торговли. Они используются в случае, когда импортер испытывает затруднения с наличием достаточных сумм твердой валюты для закупки необходимых товаров. Встречная торговля отличается большим разнообразием форм, которых насчитывается многие десятки. Однако наиболее часто используются шесть основных форм.

1. Чистый бартер. Этот метод встречной торговли заключается в обмене товара на товар между контрагентами, которые одновременно выступают в качестве Продавцов и Покупателей. Заключается один контракт, к которому прилагаются две спецификации, где указаны перечни товаров, их цена, сроки поставки. Стоимость товаров по одной спецификации должна быть равна стоимости товаров по другой спецификации. Денежные расчеты отсутствуют.

2. Сделка типа «свич». Этот метод встречной торговли предполагает участие в сделке третьей стороны. Контрагенты по сделке обмениваются товарами, третья сторона, например торговая фирма, реализует за определенные комиссионные товары. Встречная закупка. Данный метод встречной торговли предполагает наличие взаимной договоренности контрагентов купить друг у друга товар. При этом естественно предусмотрены денежные расчеты. Поставка товаров производится одновременно.

3. Авансовые закупки. Метод встречной торговли «авансовые закупки» имеет название «юнктим». Широко распространен в Германии. Представляет собой встречную закупку товаров контрагентами. Однако, при этом обмен товарами разнесен по времени.

4. Сделка «бай бэк». В этой сделке предусмотрены денежные расчеты. Экспортер обязан купить товар у импортера. Закупаемый товар производится импортером с использованием товара, приобретенного у экспортера. В качестве примера можно привести закупку импортером установки для производства удобрений. Произведенные удобрения продаются, стоимость установки перечисляется экспортеру.

5. Коммерческая компенсация. Этот метод встречной торговли предполагает обмен товарами между контрагентами. При этом стоимость товаров может быть различной. Разница в стоимости товаров погашается деньгами одним из контрагентов.