logo search
Архив ZIP - WinRAR / Социология 1 / Кравченко 2

Гражданское общество и правовое государство

Как и все в социологии, что наполнено богатым внутренним содержанием, понятие «гражданское об­щество» не удастся втиснуть в жесткие рамки точного определения. Оно многозначно. Выделим два глав­ных — гражданское общество как отражение реально­сти, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг или идеал, к уста­новлению которого на земле стремились многие поко­ления прогрессивно мыслящих людей.

В первом случае гражданское общество охваты­вает всю совокупность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия об­щественных отношений, взаимодействий, статусов, ро­лей, институтов только те, что относятся к полити­ческой сфере. Оставшаяся часть, а это очень много, называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, меж­национальные, религиозные, экономические, куль­турные, отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав общества, формы об­щения, людей и т. д., иными словами все то, что не­подконтрольно государству. Нетрудно увидеть, что гражданское общество в действительности описыва­ет предмет социологии. Поэтому когда вам встретит­ся выражение «предмет социологии — гражданское общество», знайте, что оно правильное. Но только в первом значении слова.

Однако у понятия «гражданское общество» есть второе значение, и оно существенно отличается от первого. В качестве социологической категории «гражданское общество» констатирует, что есть реальность, описываемая ею: совокупность неполитических отно­шений. Но в качестве идеологического понятия граж­данское общество указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессив­но мыслящих людей. Речь идет о некоем идеале или лозунге. И как идеал гражданское общество олицетво­ряет собой идеальное общество — общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широки­ми гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлет­воряющих разнообразные потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном — идейный плюрализм, свободу слова и пе­чати, независимость всех средств массовой информа­ции, свободу вероисповедания. Короче говоря, идеал демократического общества. Под такими лозунгами происходила перестройка в середине 80-х годов в СССР и мирная революция 1991 г. в России, развора­чивалась борьба между законодательной и исполни­тельной ветвями власти. Переход от социализма к ка­питализму в нашей стране осуществлялся именно под лозунгом утверждения ценностей гражданского обще­ства. Хотя в реальности, если рассматривать его как социологическую категорию, оно никогда не исчезало. Считается, что в России основы гражданского об­щества были заложены отменой крепостного права, земской, военной, судебной, образовательной рефор­мами. Активная просветительская деятельность ученых, писателей, публицистов и прогрессивно мыслящих политиков создала в XIX веке условия для просвеще­ния народа и формирования светской культуры. Ста­новление гражданского общества, как и развитие его экономического фундамента, капитализма, продолжа­лось всего 56 лет. После революции 1917 г. его даль­нейшее развитие фактически сворачивается. О новом этапе, второй попытке построить гражданское обще­ство можно говорить спустя 70 лет. Дорогу к нему проложила вначале горбачевская перестройка, а затем

ельцинские реформы. Однако до сих пор среди уче­ных нет единого мнения относительно того, построено в нашей стране гражданское общество или нет.

По мнению Р. Роуза, Россия напоминает общество песочных часов:

«Такое общество чем-то похоже на гражданс­кое общество, так как государство допускает су­ществование некоторых неофициальных, а иног­да и официальных институтов и даже узаконивает их. И тем не менее в результате получается... об­щество песочных часов, в силу того, что связи между верхами и низами весьма ограничены... Если институты, на которые люди опираются в своей повседневной жизни, свободны от контро­ля со стороны государства, но одновременно прак­тически не в состоянии влиять на него, то можно сказать, что граждане... как бы защищены от пре­тензий недемократического и потенциально дес­потического режима. Государство же может ми­риться с существованием подобных институтов до тех пор, пока их деятельность ограничивается мелкими проблемами отдельных людей и не зат­рагивает интересы государства»1. ( Роуз Р. Россия как общество песочных часов: Конституция без граждан // Конституционное право: Восточноевропейское обо­зрение. 1995. № 3 (12). С. 3.)

Верхи общества

Низы общества

Рис. 9. Общество песочных часов.

Во многом его слова справедливы. Действительно, на протяжении долгой истории административный аппарат в стране был страшно раздут, и как не боро­лись с бюрократией царское, советское и постсоветс­кое правительства, она только множилась в числе. На другом полюсе, опять же несмотря на усилия прави­тельств в области социальной политики, концентриро­вались огромные массы бедняков. Средний класс все­гда оставался в численном меньшинстве, он ненадолго прибавил в весе в 60—80-е годы, после чего больше половины интеллигенции превратилось в «новых бед­ных».

Итак, сделаем вывод: в понятии «гражданское об­щество» четко различаются два — иногда противоборствующих — значения, два смысла: социологический и идеологический (а есть еще юридический).

В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей. Только 5—б тысяч лет назад возникло государство.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заметим, что государство — лишь один из при­знаков общества, а именно система управления. Госу­дарство не исчерпывает даже политическую систему. Оно — главный институт этой системы. Отличитель­ная черта государства — суверенность (верховная власть плюс независимость). Суверенность государ­ства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, изда­вать нормативные акты, в том числе законы, обязатель­ные к выполнению всеми членами общества, осуще­ствлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, поли­ция, сыск, суды, тюрьмы и т. д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества.

Как мы уже выяснили, исторически общество пер­вично, государство — вторично. Оно возникает на оп­ределенной стадии развития первого. Возникает для защиты интересов граждан, т.е. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходиться защищаться. Отноше­ния между обществом и государством на протяжении всей истории складывались не просто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом — идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве при­рожденных свойств человека. Члены общества добро­вольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданс­кое общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом.

Иное положение в тоталитарном государстве. Это противоположный полюс континуума типов госу­дарства. Личность и гражданское общество подавля­ются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правяще­го класса или правителя. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Гражданское общество олицетворяет все то, что противостоит и подавляется тоталитарным государ­ством. Они — антагонисты. Тоталитарное государ­ство — базисное понятие социологии. Его характери­зуют такие черты:

аппарат подавления;

преследование инакомыслящих;

жесткая цензура и отмена свободы слова;

диктатура одной политической партии;

монополия государственной собственности;

геноцид против собственного народа;

подавление личности, отчуждение от государства.

На протяжении всей истории человечества, как только появилось государство, характер отношений

между ним и обществом постоянно колебался от одно­го полюса к другому. В Древней Греции гражданское общество и государство почти совпадали, покоясь на прочном фундаменте демократии. В Древнем Египте, напротив, государство подавляло общество. Они являлись антагонистами. Восточная деспотия — разновидность тоталитарного государства.

Итак, мы можем обобщить: отношения между об­ществом и государством строятся по двум линиям — в одном случае второе подавляет первое, тогда мы гово­рим о тоталитарном государстве, в другом никто никого не подавляет, тогда мы говорим о правовом государ­стве и гражданском обществе (а вот может ли общество подавлять государство, как вы думаете?).

Социальный прогресс

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрес­сирует. Если сумма позитивных последствий крупно­масштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном слу­чае имеет место регресс.

Нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а напротив, ухудшались. Чем совершен­нее орудия, тем выше производительность труда — ив промышленности, и в сельском хозяйстве, тем большее количество населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плот­ность населения. Плодородие земли и повышение эф­фективности земледелия позволяют отвлечь значитель­ную часть населения для занятия ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются культурные и торго­вые контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации — города. Воз­никнув как торговые центры, они постепенно превра­щаются в очаги религиозной, культурной и научной жизни.

Новые религиозные течения, в том числе протес­тантизм, способствовавший зарождению капитализма, складываются именно в городах. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия труда вытесня­ются машинами, которые уступают место автоматизи­рованным комплексом. Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется светское искус­ство (салонная культура), а позже — массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптуpa. Изменяются образ и уровень жизни населения, го­рода благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеарных — мать, отец, ребенок.

Глобальный, всемирно-исторический процесс вос­хождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Прогресс — глобальный процесс, харак­теризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс — локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие проме­жутки времени.

Итак, сделаем вывод: прогресс и локален, и глоба­лен. Он представляет преобладание позитивных изме­нений над негативными. Регресс только локален. Он представляет преобладание негативных изменений над позитивными

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформи­стским, второй — революционным. Реформа частич­ное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция ком­плексное изменение всех или большинства сторон об­щественной жизни, затрагивающее основы существу­ющего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного каче­ственного состояния в другое.

Реформы называются социальными, если они ка­саются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредствен­но связаны с людьми, отражаются на их уровне и об­разе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Пример — введение всеобщего среднего образования, медицинского стра­хования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения. Они касаются соци­ального положения различных слоев населения, огра­ничивают или расширяют их доступ к образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям. Переход эко­номики на рыночные цены, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система — примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республи­ке — политических реформ.

Итак, наш вывод: революции и реформы различа­ются масштабом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Пер­вые предполагают радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, вторые требуют частич­ных улучшений и постепенности.

Революции бывают научные, религиозные, управ­ленческие, технические, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в на­уке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Археологи говорят о неолитичес­кой революции, специалисты по управлению — о ме­неджерской революции, социологи — о «молчаливой революции», историки — о социалистической и т. д.

Хотя реформы предполагают частичные улучше­ния, по своим последствиям они вполне могут срав­ниваться с революциями. Таковы отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская реформа. Как прави­ло, они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии нововведение, подкреплен­ное законодательно или административно (механизм внедрения), но позже вовлекают все общество. По своей продолжительности реформы и революции могут не различаться. Неолитическая революция тя­нулась несколько тысячелетий. Октябрьская револю­ция свершилась в несколько дней. Ее ядро составил военный переворот и насильственный захват власти в центре. Однако на периферии страны она продол­жалась еще много лет, до тех пор, пока окончательно не были сломлены устои старого и не утвердилось новое. Сталинские репрессии, индустриализация и коллективизация рассматривались как продолжение Октябрьской революции. Таким образом, многие ре­волюции (хотя и не все) и реформы, как совокупность преднамеренных и организованных действий, закан­чиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель. Величайшей революцией в истории считается нео­литическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими революциями в истории чело­вечества. На самом деле, полагают археологи и этног­рафы, никакие открытия последних 10 тысяч лет не идут ни в какое сравнение с тем грандиозным скач­ком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революций — приручению живот­ных и окультуриванию растений. Распространение земледелия считается вторым после искусства добыва­ния огня величайшим достижением человечества.

Неолитическую революцию обычно сравнивают с промышленной революцией XVIII—XIX веков, которая привела к смене феодального строя капиталистичес­ким. Считается, что неолитическая революция имела даже более грандиозное влияние, чем промышленная. Ведь первая породила классовое общество, а вторая сменила один классовый строй другим.

Промышленная революция длилась 100 лет, а нео­литическая — 3 тысячи лет. Долго ли это? Если срав­нивать неолитическую революцию с промышленной, то первая продолжительнее второй в 30 раз. Но если учесть, что история первобытного общества началась 2 млн лет назад то неолитическая революция заняла 1/700 ее часть. Феодальное общество существовало в Европе 1200 лет (с V по XVII век), значит, промыш­ленная революция занимает 1/12 ее часть. Таким образом, промышленная революция длилась, в срав­нении с продолжительностью породившего ее спосо­ба производства в 58,3 раза дольше, чем неолитичес­кая революция. Иначе говоря, если условиться, что первая длилась один «час» от феодального «дня», то вторая составляла всего одну «минуту» от «дня» пер­вобытной истории.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускоре­ния истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное обще­ство протяженнее индустриального. Каждая последую­щая общественная формация короче предыдущей в 3— 4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Ар­хеологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же са­мую закономерность. Каждую фазу в эволюции челове­чества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзо­вого и железного веков. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического време­ни, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории сви­детельствует об уплотнении исторического времени.

Известно, что поток информации удваивается каж­дые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX в., пережили практически три типа цивилизации (аграрную, индус­триальную и постиндустриальную). Об ускорении тем­пов развития общества свидетельствуют такие данные. История человечества, начиная с кроманьонца — че­ловека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появля­ется каждые 25 лет. 1200 поколений жили в пещерах, 240 — в условиях существования письменности, 22 — имели напечатанные книги. При электрическом осве­щении живет лишь пятое поколение. Автомобили, са­молеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 100 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры менее 50 лет. Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло: для бумаги— 1000 лет; паровой машины — 80 лет; телефона — 50 лет; самоле­та — 20; транзисторной техники — 3 года; волновых передач — 20 лет; лазеров — полгода; а факсов — все­го 3 месяца.

В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быст­рее усовершенствуются орудия труда и технология.

В первобытном обществе один вид орудия, например чоппер — массивное орудие из гальки, обработанное с одной стороны, претерпевал незначительные измене­ния на протяжении жизни десятков и сотен поколе­ний. Напротив, в современном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техни­ки и технологии.

Новейшая история составляет всего одну тысяч­ную часть всемирной истории. Но это самый насыщен­ный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период.

Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 млн лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало техничес­кий прогресс. Примерно 15 тыс. лет назад наши пред­ки стали практиковать религиозные ритуалы и рисо­вать на стенах пещеры. Около 8—10 тыс. лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно б тыс. лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.