logo search
УМК Новейшая Азия и Африка ДО

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В соответствии с задачами подготовки студентов педагогических вузов в программе по курсу «История стран Азии и Африки в новейшее время» раскрываются основные проблемы истории стран Востока в 1918-2005гг.

Программа курса «История стран Азии и Африки в новейшее время» реализуется в процессе чтения лекций, проведения практических занятий и семинаров, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к экзамену, написанием курсовых работ, докладов для учебно-методических студенческих конференций.

Лекционный курс строиться по проблемно-страноведческому принципу. Причем, рассматриваются страны или районы Востока, наиболее ярко отражающие особенности китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабо-мусульманской цивилизации в их конкретном проявлении и взаимосвязи с Западом. Большое внимание уделяется проблемам модернизации восточных обществ, синтезу традиционного и современного, различным проявлением освободительных движений. Лекции не дублируют учебники, учебные пособия, а освещают, главным образом, проблемы либо отсутствующие в учебной литературе, либо носящие дискуссионный характер. Поэтому для осознанного восприятия лекционного курса студентам рекомендуется предварительно ознакомиться по учебнику или учебному пособию с той ли иной темой. В процессе преподавания истории стран Азии и Африки в новейшее время студенты получают возможность ознакомиться с различными концепциями и методологическими подходами, включая точку зрения преподавателя, и самим сделать выбор между ними.

Отдельные проблемы курса, которые представляют наибольшие трудности для самостоятельного изучения студентов, выносятся на практические занятия, согласно разработанной тематике. Для приобретения студентами навыков научно-исследовательской работы ряд проблем предлагаются для освещения в виде курсовых работ.

Самостоятельная работа студентов состоит из подготовки, прежде всего к практическим занятиям, которые в основном повещены важнейшим общественно политическим теориям и движениям в изучаемый период новейшей истории Востока. Самостоятельная работа включает также написание контрольных работ, подготовку к коллоквиумам по проблемам истории стран Азии и Африки.

Более глубокое изучение курса связанно с необходимостью обращения студентов к новейшим публикациям в научной периодике («Вопросы истории», «Вопросы философии», «Восток. Афро-азиатские общества: история и современность», «Мировая экономика и международные отношения», «Новая и новейшая история», «Проблема Дальнего Востока», «Полис», «Социально-политические науки», «Социологические исследования»).

Имеющиеся литература и источники, в том числе и изданные в последние годы, позволяют обеспечить усвоение студентами важнейших проблем курса в течение трех семестров.

В программе отражены результаты современных научных исследований по основным проблемам стран афро-азиатского региона в XX-XXI вв. Рассмотрение программного материала предваряется определением основной направленности, значения и актуальности.

В программе раскрываются:

- место и роль стран Востока во всемирно-историческом процессе;

- смысл и содержание основных событий, явлений и процессов в восточной истории.

- взаимосвязь экономического, социального, политического и культурного развития стран афро-азиатского региона в XX-XXIвв.

Программа нацеливает на выработку у студентов исторического мышления, на формирование представлений о многообразии форм жизни и деятельности людей в восточных обществах и его преобразования, ориентирует студентов на уважение к национальным традициям и культуре, на понимание конструктивности диалога культур и инвариантности этических, эстетических и экзистенциональных ценностей.