logo search
otvety_mirovaya

38.Либеральная экономическая идеология (экономический либерализм) и развитие мировой экономики на современном этапе. Вашингтонский и Поствашингтонский консенсус

Экономический либерализм

Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить правительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что монополизация рынка возникает только как последствие действий государства. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, т. е., рыночными силами. Некоторые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения. В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, другими разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм.

Либертариа?нство (англ. libertarianism; от англ. liberty — личная свобода; также от фр. libertaire — анархист), реже либертаризм (фр. libertarisme) — правовая философия, в основе которой лежит запрет на «агрессивное насилие», то есть запрет на применение силы или угрозу применения силы к другому лицу или его имуществу вопреки воле этого лица. Запрет на агрессивное насилие является правовым, а не этическим. Другими словами, либертарианство подразумевает, что нарушения данного запрета должны преследоваться в судебном порядке, однако оно не дает указаний для конкретных поступков людей. В силу этого либертарианство не является этической системой. Оно совместимо с разными взглядами на мораль: от консерватизма, поддерживающего многочисленные самоограничения наряду с мерами государственного принуждения, до либертинизма, отвергающего любые моральные ограничения. Так, по мнению авторитетного либертарианского философа Волтера Блока «либертарианец — это тот, кто думает, что либертинов не должны сажать в тюрьму».

Часть либертарианцев (анархо-капиталисты) рассматривают этот запрет как абсолютный и не допускающий исключений даже для государственных служащих. По их мнению, такие формы государственного вмешательства как налогообложение и антимонопольное регулирование являются примером воровства и грабежа, и поэтому подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными охранными агентствами, которые финансировались бы за счет благотворительности и платы за услуги.

Другая часть либертарианцев (минархисты) принимает данный запрет в качестве важного принципа, но считает нужным или неизбежным существование принудительно взимающего налоги государства, единственной задачей которого была бы защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Различие между этим и предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором — ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло.

В силу того, что перечисленные конкретные формы либертарианства (анархо-капитализм и минархизм) содержат представления не только о должном быть праве (запрет на агрессивное насилие), но и о должном быть государстве, эти конкретные формы либертарианства относятся не только к правовой, но и политической философии.

Сегодня в российской политике есть две либеральные политические партии - "Яблоко" и "Демократический выбор России", которые представляют собой единственные в России осмысленные идейные комплексы (если не считать коммунистов, чьи идеи морально и политически устарели)

Вашингтонский и поствашингтонский консенсус — экономические программы МФВ и МБРР для стран — получателей их кредитов.

Вашингтонский консенсус (по месту расположения Международного валютного 'фонда и Всемирного банка) в качестве главных составляющих нормальной экономической политики этих стран включает:

• либерализацию цен и рынков,

• макроэкономическую стабилизацию (прежде всего менее 40% в год инфляцию),

• ограничение государственных расходов (особенно государственного кредитования экономики и субсидирования экспорта),

• приватизацию, открытость экономики (прежде всего введение конвертируемости валюты и снижение торговых барьеров на импорт товаров и экспорт сырья),

• снижение любыми жесткими способами дефицита государственного бюджета и дефицитов торгового и платежного балансов.

Набор требований Вашингтонского консенсуса постепенно меняется, превращая его в поствашингтонский консенсус, в котором к прежним составляющим добавляются такие, как:

• повышение эффективности национальных финансовых рынков,

• активная поддержка конкуренции в стране и борьба с монополиями (что считается даже более важным делом, чем приватизация),

• достижение «прозрачности» компаний,

• борьба с инфляцией в разумных пределах,

• содействие экономическому росту и повышение эффективности государственных институтов

Вашингтонский консенсус — тип макроэкономической политики, которую ряд экономистов рекомендуют к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис.

«Вашингтонский консенсус» включает набор из 10 рекомендаций:

1. Поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета).

2. Приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди государственных расходов.

3. Снижение предельных ставок налогов.

4. Либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на невысоком, но всё же положительном уровне.

5. Свободный обменный курс национальной валюты.

6. Либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин).

7. Снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций.

8. Приватизация.

9. Дерегулирование экономики.

10. Защита прав собственности.

Термин «Вашингтонский консенсус» был введён в оборот американским экономистом Джоном Уильямсоном в 1989 году.

Существует альтернативное изложение параметров Вашингтонского консенсуса, исходящее из кругов его противников:

1. Свобода передвижения капитала.

2. Тотальная приватизация — даже в тех областях, где невозможна конкуренция, что дает частному капиталу возможность необоснованно завышать цены, не повышая качество товаров и услуг.

3. Высокие процентные ставки, препятствующие развитию промышленности, но облегчающие финансовые спекуляции.

4. Сокращение до минимума или ликвидация всех социальных программ (бесплатного или дешевого здравоохранения, образования, дешевого жилья, общественного транспорта и т. п.).

5. Отказ от защиты природы и охраны окружающей среды.

6. Поддержка стабильности национальной валюты путем установления ее зависимости от доллара США и ограничения реальной денежной массы (что приводит к невыплатам зарплат, пособий и дефициту наличных денег, а также к частичной потере национального суверенитета).

7. Сокращение зарплат и ограничение прав трудящихся (права на забастовку, прав профсоюзов и т. п.).

8. Налоговые реформы, которые увеличивают давление на бедных и облегчают налоговое бремя богатых.

В ряде публикаций утверждается, что Россия в 1990-е годы следовала рекомендациям «Вашингтонского консенсуса», однако в действительности это не так, поскольку указанные рекомендации не выполнялись в части фискальной дисциплины, снижения налогов, дерегулирования и защиты прав собственности. Экономическая политика стран Восточной Европы и Балтии была гораздо ближе к «Вашингтонскому консенсусу», чем действия российских властей.

В более широкой коннотации термин «Вашингтонский консенсус» используется для характеристики ряда мер (необязательно из выше указанного списка), направленных на усиление роли рыночных сил и снижение роли государственного сектора.