logo search
Mezhdunarodnoe_provo

11.3. Режим полетов в международном воздушном пространстве

В соответствии с принципом свободы полетов в международном воздушном пространстве воздушные суда подчинены в этой сфере юрисдикции государства флага, государства регистрации. Порядок регистрации определяется внутренним правом, а национальная принадлежность обозначается на самолете. Решения ИКАО носят характер рекомендаций, за исключением тех, что относятся к полетам в международном пространстве, которые являются обязательными.

Государства обязаны осуществлять контроль за соответствием зарегистрированных в нем воздушных судов требованиям безопасности полетов и за соблюдением ими международных норм. Это относится не только к летательным аппаратам, но и к аэропортам, и другим структурам обслуживания.

Особое значение в наше время приобрела борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Конвенция по морскому праву 1982 г. содержит ряд статей, относящихся к воздушному пиратству. Под последним понимается любой неправомерный акт насилия, задержания, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частного летательного аппарата. Этот акт совершается в международном пространстве и направлен против другого морского или воздушного судна либо лиц или имущества, находящихся на их борту (ст. 101).

В отношении пиратства установлена универсальная уголовная юрисдикция. В международном пространстве правительственные суда любого государства могут захватить пиратский летательный аппарат, арестовать захвативших его лиц и предать суду своего государства (ст. 105).

Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. установила универсальную юрисдикцию в отношении перечисленных в ней актов. Любое государство обязано либо судить, либо выдать совершивших их лиц. Соответствующие положения включаются и в двусторонние соглашения о воздушном сообщении, например в соглашение России с США 1986 г. В данном случае мы наблюдаем весьма распространенное в международном праве явление: пересечение двух отраслей — международного воздушного права и международного уголовного права.

3. Роль международных организаций в регулировании деятельности международной гражданской авиации

Важная роль в формировании и применении норм международного воздушного права принадлежит международным организациям. Растущая потребность в регулировании деятельности гражданской авиации определила рост числа международных организаций в данной области.

Наиболее представительной по числу членов (более 180 стран) и авторитетной из межгосударственных организаций, связанных с деятельностью международной гражданской авиации, является ИКАО - центр универсального сотрудничества заинтересованных стран по всем вопросам в данной области международных отношений. Созданная на основе положений Чикагской конвенции 1944 г., она с 1947 г. осуществляет исследования, разработку и совершенствование стандартов, правил, регламентов, призванных обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие гражданской авиации, надежность и экономичность воздушно-транспортных сообщений.

Кроме довольно многочисленного центрального аппарата Организация имеет свои бюро в основных регионах.

В целом миссия ИКАО состоит в организации и координации международного сотрудничества в деле практического использования в глобальном масштабе воздушного пространства, как международного, так и национального, гражданской авиацией.

Для вступления в ИКАО государство должно направить депозитарию Чикагской конвенции, которым уполномочено быть правительство США, уведомление о своем присоединении к этому многостороннему договору. По прошествии тридцати дней с момента получения депозитарием такого уведомления, о чем одновременно оповещаются все другие участники Организации, присоединение считается вступившим в силу, а государство-претендент становится полноправным участником ИКАО.

Членство в ИКАО прекращается через двенадцать месяцев после того, как соответствующее государство-член известит депозитарий о денонсации им Чикагской конвенции. Прекращение членства может осуществиться также автоматически — при исключении государства из состава членов Организации Объединенных Наций, если, однако, Генеральная Ассамблея ООН при этом не выскажется за сохранение членства этой страны в ИКАО. В случае невыполнения государством — членом ИКАО своих финансовых обязательств перед нею его членство может быть приостановлено.

В целях организации межгосударственного сотрудничества по регулированию деятельности международной гражданской авиации в региональных рамках учреждены и эффективно действуют несколько межправительственных структур. Так, в Европе функционируют:

- Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК), дислоцирующаяся в Страсбурге и занимающаяся изучением проблем воздушного транспорта Западной Европы, содействующая координации соответствующей деятельности стран региона, более эффективному использованию и развитию международного невоенного воздухоплавания, сотрудничеству с ИКАО.

- Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль) со штаб-квартирой в Брюсселе, созданная в результате заключения Конвенции о создании таковой в 1960 г. Ее задача состоит в предупреждении и предотвращении столкновений в воздухе военных и гражданских летательных аппаратов, а также в совершенствовании управления воздушным движением над территорией Западной Европы. Практическая работа этой межправительственной организации заключается в разработке унифицированных правил полетов и деятельности наземных аэронавигационных служб, в выработке рекомендаций относительно корректировки региональных аэронавигационных планов, принятых ИКАО, и определении зон обслуживания полетной информацией.

В роли исполнительного органа Евроконтроля выступает специально созданное Агентство по безопасности аэронавигации, в котором представлены все государства - члены Евроконтроля. В рамках Евроконтроля учрежден арбитражный суд для разрешения споров, возникающих между государствами-участниками, а также между ними и самой Организацией. Решения такого арбитража имеют окончательную силу и обжалованию не подлежат.

Сотрудничество Евроконтроля с ИКАО и некоторыми европейскими государствами, не являющимися членами Организации (например, со скандинавскими странами), осуществляется на основе специально заключаемых соглашений.

На Африканском континенте организация сотрудничества в области гражданской авиации осуществляется действующей с 1969 г. Африканской комиссией гражданской авиации (АФКАК) со штаб-квартирой в Аддис-Абебе и Агентством по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА), созданным в 1959 г., со штаб-квартирой в Дакаре (Сенегал).

На Латиноамериканском континенте решение вопросов сотрудничества в области международной гражданской авиации осуществляется на межгосударственном уровне в основном Центральноамериканской организацией по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА), начавшей свою деятельность в 1961 г. Ее задача состоит в непосредственном обеспечении в соответствии с региональным планом ИКАО управления воздушным движением над территориями государств региона. Свои услуги данная Организация предоставляет не только государствам-членам, но и зарегистрированным в них юридическим лицам, а также частным лицам, имеющим их гражданство и владеющим летательными аппаратами.

Помимо КОКЕСНА в Латиноамериканском регионе с 1973 г. действует Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК), образованная четырнадцатью расположенными здесь государствами, включая центральноамериканские страны и Мексику. Основная задача Комиссии состоит в координации деятельности воздушного транспорта стран-членов на основе сбора, систематизации и распространения статистической информации о международных воздушных сообщениях в регионе по пунктам отправления, назначения и транзитных перелетов, исследования общей ситуации на рынке услуг в области воздушных перевозок, практики установления тарифов, разработки рекомендаций относительно их применения, планирования мероприятий по развитию и расширению сотрудничества, особенно в части создания государствами-членами собственных внутренних механизмов обеспечения единообразного применения и соблюдения тарифов, применения в необходимых случаях соответствующих санкций.

Развитию сотрудничества в области международной гражданской авиации практически всех стран Лиги арабских государств посвящена деятельность основанного в 1965 г. Совета гражданской авиации стран этой группы (КАКАС). Его работа, ведущаяся в сессионном порядке (раз в год), направлена на обеспечение координации и обмена опытом, изучение международных стандартов и рекомендованной практики ИКАО, на организацию научных исследований в различных областях деятельности международной гражданской авиации. Совет наделен правом урегулирования споров и разногласий между государствами — членами КАКАС по вопросам практической работы стран и конкретных эксплуатантов в области гражданской авиации, по оказанию помощи в области технической и в части подготовки специалистов по обслуживанию самолетного парка и других служб, существующих в данной области.

Сотрудничество в области регулирования деятельности гражданской авиации между странами — бывшими союзными республиками СССР осуществляется преимущественно на основе двусторонних соглашений. Однако все такие соглашения учитывают в качестве базовых положения Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 21 декабря 1991 г.

В соответствии с этим документом был провозглашен подвергшийся затем обоснованной критике специалистов-международников тезис «единого воздушного пространства» государств — членов Содружества, что не сообразовалось ни с принципом государственного суверенитета в отношении воздушной территории каждой страны, ни с реальной последующей практикой в этой области. Необходимую корректировку в этот вопрос внесло заключенное вскоре (15 мая 1992 г.) Соглашение об использовании воздушного пространства государств — членов СНГ, которое закрепило все установившиеся в международной практике принципы использования гражданской авиации в международных сообщениях. С учетом его положений был образован и функционирует в качестве координирующего органа Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Важным элементом деятельности МАК является разработка проектов соглашений о сотрудничестве в сфере развития и поддержания международных воздушных сообщений между странами СНГ и государствами Западной Европы, Америки, Азии и Африки. Об эффективности работы МАК свидетельствует, в частности, тот факт, что рекомендованные им системы сертификации авиационной техники и стандарты восприняты практически всеми странами — членами СНГ и в результате включения таковых в заключаемые ими соглашения получили статус международных.