2. Ссср в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг.)
За годы войны СССР потерял треть национального богатства. Окрепла лишь военная промышленность. Предстояло выбрать путь экономического возрождения:
1) поддержать наметившиеся послабления и тенденции к самостоятельности на местах без указки из Центра (Вознесенский, Кузнецов, Родионов и др.) или
2) вернуться к модели 30-х годов (Маленков, Берия).
Растущая международная напряжённость, плохой урожай и голод 1946 г. привели к победе сторонников принудительных мер. Возврат к схеме развития 30-х годов разработан и теоретически обоснован Сталиным в его последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР», обозначившей курс к огосударствлению сельского хозяйства – создание совхозов.
Четвёртый пятилетний план предусматривал:
восстановление и развитие промышленности, прежде всего тяжёлой;
восстановление 8-часового рабочего дня;
отмену обязательных сверхурочных;
восстановление отпусков.
Но условия труда оставались тяжёлыми. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.
Итоги пятилетки – быстрый рост в 1947 – 48 гг. сменился замедлением , длившимся до 1954 г. – всё напоминало 30-е годы. Модель социализма была нежизнеспособна. Народ своим героическим трудом восстанавливал города и предприятия. Сельское хозяйство после коллективизации было самым отсталым в советской экономике.
В 1946 г. засуха на Украине, Молдавии, на юге России вызвала голод, о котором замалчивали, а в это время зерно вывозили в страны Восточной Европы. Руководство страной, исходя из потребностей государства и не учитывая возможности колхозов, требовало выполнения планов любой ценой. Вновь усилился контроль за сельским хозяйством. Техническая оснащённость с/х оставалась низкой, Постоянно росли налоги, закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Денег на развитие колхозов у государства не было
В 1947 г. была отменена карточная система и проведена денежная реформа, но это не привело к росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей в магазинах объяснялось высокими по сравнению с зарплатой ценами. Снижение цен касалось только городского населения. В деревне жизнь ухудшалась.
После войны политическая система стала восстанавливаться. Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. Фабрикуется «Ленинградское дело» - против выходцев из Ленинградской партийной организации, прокатившееся по всей стране (2 тыс. репрессированных). В годы войны блокадный Ленинград без помощи центра сумел выстоять.
Система идеологического руководства (главный идеолог А. Жданов) исключало любое свободомыслие. Пострадали деятели науки и культуры – Ахматова, Зощенко, Михоэлс, Шостакович и многие др. Были оборваны связи с мировой наукой, что на десятилетия определило отставание советской науки от мирового уровня по целому ряду направлений.
Авторитет СССР на международной арене значительно вырос, однако продолжающаяся сталинская политика «железного занавеса» привела в 1946 г. к началу эпохи «холодной войны» - идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Происходит «экспорт социализма», когда к власти приводились коммунисты в странах, освобождённых от фашизма Красной Армией, или в разрез с договорённостями о демократическом выборе народа, подписанными СССР на Ялтинской и Потсдамской встречах «Большой тройки» (СССР, США, Англия). Помощь СССР коммунистам Китая, КНДР, Берлинский кризис 1949 г. способствовали возникновению Атлантического пакта (НАТО).
Сталинским руководством враждебно воспринимались любые отклонения от «социалистической модели». Самостоятельная позиция югославских руководителей вызвала недовольство Сталина и привела к кризису советско-югославских отношений.
В 1949 г. СССР создал своё атомное оружие, что обеспечивало его позиции в мире.
Поэтому для внешней политики первого послевоенного десятилетия характерны насторожённость, враждебность.
- Древняя Русь в девятом – начале двенадцатого века: возникновение государства, киевские князья и их деятельность.
- Внешняя политика ссср в середине 1950-х - середине 1960-х годов: доктрины и практика.
- Дайте характеристику личности и деятельности одного из российских императоров XIX в.
- Политическая раздробленность Руси в денадцатом-тренадцатом веках: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве.
- Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки в России начала двадцатого века и их научные достижения, открытия и изобретения.
- Древнерусская культура десятого – начала тринадцатого века.
- Формирование новой российской государственности в 90-е годы двадцатого века: этапы и особенности политического процесса.
- Перечислите события Северной войны в их хронологической последовательности. Какое важное для государственного статуса России решение принял Сенат по её окончании?
- Тринадцатый век в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
- Новая экономическая политика: причины проведения, мероприятия, итоги.
- Дайте характеристику одному из представителей общественного движения в России девятнадцатого века.
- Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв.
- Реформы п. А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины девятнадцатого века и их самых известных достижений.
- Московское государство в эпоху Ивана Грозного: основные направления и результаты внутренней политики. Опричнина.
- Образование ссср: предпосылки, причины, принципы создания ссср.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России второй половины девятнадцатого века и их самые известные достижения.
- Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в пятнадцатом-шестнадцатом веках.
- Особенности развития художественной культуры России в начале двадцатого века и её вклад в мировую культуру.
- Назовите понятия, относящиеся к периоду перестройки (1985-1991). Раскройте их содержание.
- Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв.
- Участие России в Первой Мировой войне: причины, роль Восточного флота, последствия.
- Дайте общие определения для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся:
- Россия в конце XVI – начале XVII в. Смутное время и его последствия.
- Основные направления внешней политики ссср в 1920-1930-е гг.
- Назовите общее определение для следующих понятий:
- Россия в семнадцатом веке: новое в социально-экономическом в политической развитии.
- 2. Великая Отечественная война:
- 3. Дайте характеристику одному из руководителей восстания декабристов (по выбору).
- 1. Народные движения в 17 веке. Церковный раскол.
- 2. Коллективизация в ссср.
- 3. Дайте сравнительную характеристику личностей и деятельности двух
- 1. Преобразования в России в первой четверти восемнадцатого века.
- 2. Революционный процесс в России 1917 г.: февраль – октябрь.
- 27 Февраля.
- 3. Назовите общее определение для следующих понятий:
- 1. Дворцовые перевороты в России в XVIII в.
- 2. Социально-экономические реформы и социально-экономические процессы в России в 90-е гг. Хх – начале ххi в.: основные направления, результаты и проблемы.
- 3. Дайте краткую характеристику одному из российских реформаторов девятнадцатого – начала двадцатого веков (по выбору).
- 1. Россия в эпоху Екатерины – 2: просвещённый абсолютизм.
- 2. Гражданская война в России:
- 3. Дайте характеристику одному из московских князей 14 – начала 15 веков (по выбору).
- 1. Внешняя политика Российской империи в 18 веке:
- 2. Политика индустриализации в ссср:
- 1. Культура и общественная мысль России в 18 веке.
- 2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны:
- 3. Составьте план-перечисление важнейших событий истории
- 1. Основные направления и итоги внутренней политики Александра-1.
- 2. Ссср в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг.)
- 3. Дайте характеристику одному из киевских князей 9 – 12 веков (по выбору).
- 1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход.
- 2. Период «оттепели» в ссср,
- 3. Составьте план рассказа о Куликовской битве.
- 1. Декабристы: идейные предпосылки «декабризма», система взглядов, тактика действий.
- 2. Завершающие этапы вов и Второй мировой войны: основные сражения, поражение и капитуляция гитлеровской Германии и Японии,
- 3. Назовите, используя карту, народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, которые проживали на территориях, присоединённых к России в 16 веке.
- 1. Основные направления и итоги внутренней и внешней политики Николая-1
- 2. Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.:
- 3. Назовите основные вехи процесса закрепощения крестьян в России.
- 1. Общественные движения в России в 1830 – 1850-е гг.
- 2. Россия в системе современных международных отношений:
- 3.Расположите в хронологической последовательности следующие военные события 18 в.:
- 1. Реформы 1860 – 1870 гг.: содержание, итоги, последствия.
- 2. Духовная и культурная жизнь в ссср в 1950 – 1980-е гг.:
- 3. Назовите и расположите в хронологической последовательности первых царей из династии Романовых (до Петра-1).
- 1. Социально-экономическое развитие России в пореформенные годы.
- 2. Внешняя политика ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: доктрины и практика.
- 3. Назовите и покажите на карте наиболее значительные города Древней Руси.
- 1. Внешняя политика России во второй половине 19 века: основные направления, события.
- 2. Распад ссср: причины, ход и последствия. Начало становления новой российской государственности.
- 3. Назовите восточнославянские племена, покажите на карте занимаемые ими территории.
- 1. Художественная культура и духовная жизнь России во второй половине девятнадцатого века.
- 2. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и общественно-политической системы, итоги.
- 3. Из перечисленных территорий назовите те, которые вошли в состав России в XVII в.: Левобережная Украина, Казанское ханство, Камчатка, Смоленские и Черниговские земли, Азов.