logo search
Vopros_1

67. Роль Японии в Азиатско – Тихоокеанском регионе

Мировая экономика входит в ХХI век. Центр деловой активности перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Именно здесь перекрещиваются потоки товаров и капиталов на триллионы долларов.

Одним из инициаторов образования Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) стала Япония. Сейчас в эту организацию входят 11 азиатских государств: Япония, Бруней, Китай, Гонконг, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд; 4 американских: Канада, Мексика, США, Чили, а также Австралия, Новая Зеландия и Папуа - Новая Гвинея. В 1994 г. этими 18 странами подписана Декларация об образования до 2020 г. зоны свободной торговли и капиталовложений. При этом необходимо учитывать, что эти страны дают свыше 50 % общего мирового ВВП и на их территории проживает 40 % населения земного шара.

Политика Японии в Центральной Азии вот уже на протяжении ряда лет представляет стабильный интерес для широкого круга исследователей. В прессе, равно как и в специализированных сборниках регулярно выходят публикации, посвященные мотивам, целям и стратегическим планам Японии в Центральной Азии. Благо Япония периодически дает для этого повод: с промежутками в 2-3 года МИД Японии выдвигает все новые и новые инициативы, предоставляя аналитикам почву для размышлений о новых геополитических конструкциях Токио в регионе, словно не давая забыть странам Центральной Азии о своем существовании.

Так в период с 1991 по 2007 гг. Япония выдвигала следующие инициативы:

• 1993 г. - Инициатива по включению стран Центральной Азии в Организацию экономического сотрудничества и развития – позволила странам региона получать финансовую и иную помощь, в частности по программе Официальная Помощь Развитию (ОПР);

• 1997 г. - Евразийская дипломатия, предполагавшая активизацию экономического и политического сотрудничества между Японией, Россией и Центральной Азией. Три главных принципа: взаимная выгода, доверие и долгосрочная перспектива;

• 1998 г. - Программа действий по «Дипломатии Шелкового пути», направленная на поддержку демократических преобразований, содействие экономическим реформам, реконструкцию транспортной инфраструктуры и разведыванию природных ресурсов;

• 2004 г. - Инициатива «Центральная Азия плюс Япония» - проведение регулярных встреч на уровне глав министерств и ведомств для содействия сотрудничеству и региональному взаимодействию;

• 2006 г. - «Трансформация Центральной Азии в коридор мира и стабильности» - подход к ЦА с учетом долгосрочной перспективы, поддержка открытого регионального сотрудничества, поиск партнерства, основанного на общих универсальных ценностях.

В действительности эти инициативы имели большое значение для стран региона, а в совокупности с оказываемой помощью по линии ОПР, составляющей на сегодняшний день около двух млрд. долл. США, реально содействовали развитию Центральной Азии.

В целом, общая картина политики Японии в Центральной Азии складывается из следующих аспектов: заинтересованность Японии в разведке и перспективной разработке природных ресурсов региона, обеспечение безопасных путей их доставки на мировой рынок и подспудно, содействие демократизации стран региона и их экономическому развитию. На протяжении длительного времени именно эти цели объявляли официальные лица Японии в качестве основы ее политики в регионе.

С началом антитеррористической операции сил НАТО в Афганистане, акценты Японии заметно сместились в сторону обсуждения проблем безопасности региона.

Особенностью политики Японии, в отличие от США или стран ЕС, всегда являлась в первую очередь экономическая выгода и отсутствие ее жесткой привязки к идеологическим установкам во внешней политике.

С другой стороны, очевидно, что ощутимой экономической выгоды от сотрудничества со странами Центральной Азии для Японии в настоящее время нет. И она возможна только в перспективе. Еще в 1997 г. советник посольства Японии в Узбекистане И. Накадзима сказал: «Мы работали и работаем здесь с убытками, но мы не намерены уходить из этого региона. Мы богаты, можем себе это позволить, и все равно дождемся лучшего будущего».

И наступление этого лучшего будущего в меньшей степени зависит от Японии. Поскольку лучшее будущее в понимании многих исследователей, означает установление в регионе прочной и надежной системы безопасности, а это Япония не в состоянии самостоятельно гарантировать. Но от гарантий безопасности в регионе зависят дальнейшие перспективы внешнеполитического курса Японии и успешное осуществление намеченных целей, главные из которых в долгосрочной перспективе заключаются в создании политических и экономических условий для проникновения частного капитала в Центральную Азию.

Только при выполнении задачи по обеспечению безопасности в регионе Центральная Азия обретет устойчивый и постоянно возрастающий интерес для развитой экономики Японии.

Для многих специалистов остались практически неотмеченными новые тенденции в политике Японии в Центральной Азии, которые теперь включают инициативы регионального масштаба. Объявленный в 2004 году диалог «Центральная Азия плюс Япония», а затем «Трансформация Центральной Азии в коридор мира и стабильности» внешне не сулили кардинальных перемен в восприятии региона в Японии.

К примеру, трудно вычленить что-либо конкретное и ощутимое для стран Центральной Азии из этих программ. Даже намерение «содействовать региональной интеграции и сотрудничеству стран региона в отдельных отраслях», не более чем просто намерение, поскольку очевидно, что особых возможностей у Японии для реализации этого проекта в настоящее время нет, хотя потенциально Япония могла бы выполнять эту роль. Но оно сопряжено со многими трудностями, сугубо политического характера, так как маловероятно, что Китай и Россия это могут допустить в зоне своих жизненно важных интересов.

Сейчас в условиях растущей взаимозависимости регионов, возможно, возникала реальная необходимость создания площадки для обсуждения проблем безопасности в Азии, и неофициальное предложение Японии о паназиатской организации безопасности, с необходимыми корректировками, может быть принята к рассмотрению странами региона, по крайней мере на уровне научных сообществ заинтересованных стран.

В ХХI веке возрастает роль Японии как посредника между Азией и Западным миром. Задача Токио - найти способы примирения позиций двух полюсов, усилить их взаимное притяжение. Уникальность Японии состоит в том, что она, с одной стороны, принадлежит к развитым державам, т. е. к Западу, но географически и исторически она - часть Востока, и от этого ей никуда ни деться.

Трудно найти общее решение для задач, стоящих перед миром в XXI веке, так же трудно говорить о новой роли Японии как о чем-то реально существующем. Во всяком случае, нельзя не отметить то, что Япония, судя по происходящим переменам, находится в поиске новых стратегий поведения, в чем ей можно только пожелать удачи.

Экономические отношения между Японией и Россией

Торгово - экономические отношения между Японией и Россией как в области двусторонней торговли, так и в области инвестиций, находятся пока на уровне, отстающем от экономического потенциала обеих стран. Так, японо - российский внешнеторговый оборот в 1998 году составил всего 4,2 млрд. долларов , что меньше 1% от общего внешнеторгового оборота Японии. Японские инвестиции , привлеченные Россией, также находятся на низком уровне. В 1998 году импорт российской продукции в Японию сократился на 27%, а экспорт из Японии в Россию - на 4%. Главная причина этого, по - видимому, связана с тем, что многие японские компании не могли не пересмотреть свое отношение к бизнесу с Россией после экономического кризиса в России в августе 1998 года и были вынуждены сократить его масштабы. С другой стороны, можно сказать, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе японская экономика очевидно существенно важна для России, да и для японских предприятий Россия является привлекательным партнером ввиду ее потенциально большого рынка, богатых природных ресурсов и высокого технологического уровня.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, правительство Японии постоянно проводит различные консультации с российским правительством, направленные на развитие экономических отношений между двумя странами , а также прилагает усилия по формированию условий для двусторонней торговли и улучшению инвестиционного климата, Особенно важное значение имеют консультации; проводимые в рамках Японо - Российской межправительственной комиссии по торгово - экономическим вопросам, сопредседателями которой являются министр иностранных дел Японии и вице - премьер правительства России, в ходе которых ведется обмен мнениями по всему спектру вопросов торговых и экономических отношений между нашими странами.

Эта комиссия к настоящему времени собиралась трижды . Последнее заседание состоялось в Токио в сентябре 1999 года по случаю визита в Японию первого вице - премьера правительства России В. Христенко . Кроме того , в марте 1997 года в Южно - Сахалинске и в марте 1999 года в Токио были проведены заседания дальневосточной подкомиссии этой комиссии , параллельно с которыми состоялись также экономические конференции с участием частных компаний

Во время встречи руководителей Японии и России в Красноярске в ноябре 1997 года был выработан " План Хасимото - Ельцина ", который предусматривал осуществление сотрудничества в следующих семи направлениях: (1) инициатива по сотрудничеству в области инвестиций, (2) способствование интеграции российской экономики в международную экономическую систему, (3) расширение содействия реформам в России, (4) сотрудничество в программе подготовки управленческих кадров российских предприятий и государственных служащих, (5) углубление диалога в области энергетики, (6) сотрудничество в области использования атомной энергии в мирных целях, (7) сотрудничество в области освоения космоса. Стороны прилагают усилия по неуклонному претворению в жизнь этого плана и расширению масштабов сотрудничества. Так, во время официального визита премьер - министра Японии К. Обути в Россию в ноябре 1998 года было подписано Японо - российское соглашение о поощрении и защите инвестиций, и в мае 2000 года оно вступило в силу.

Деятельность Японии по содействию России

Японское правительство, полагая , что успех реформ в России принесет огромную пользу не только в деле развития японо - российских отношений, но и в деле обеспечения безопасности и процветания международного сообщества в целом, последовательно поддерживает усилия российского правительства , направленные на (1) демократизацию политической жизни. (2) переход к рыночной экономике и (3) международное сотрудничество в области внешней политики. Одной из важнейших политических задач и Японии, и России является полная нормализация отношений между двумя странами на основе разрешения территориальной проблемы и заключения мирного договора , и оказание содействия России служит также созданию благоприятных условий для разрешения этого вопроса . Объем содействия, обещанного Японией России, достиг 6,3 млрд. долларов, и Япония по этому показателю уступает только Германии и США, Правительство Японии осуществляет разнообразное по форме сотрудничество в технической и интеллектуальной областях, оказывает гуманитарную помощь через Комиссию по содействию ( см . примечание ) и другие механизмы . В практическом плане при оказании содействия особое внимание обращается на следующие моменты:

Необходимо содействовать формированию базы для благополучного проведения демократизации и экономических реформ в России.

Необходимо , чтобы эта деятельность отвечала действительным потребностям народа России .

Для того чтобы содействие было максимально эффективным , необходимо обеспечивать тесную связь между Японией и Россией, осуществлять надлежащую координацию и при необходимости более углубленно рассматривать вопросы для оказания дальнейшей помощ .

Комиссия по содействию является органом, созданным для оказания помощи странам бывшего Советского Союза на основе Соглашения о создании Комиссии по содействию, заключенного Японией с 12 странами бывшего Советского Союза в январе 1993 года. Секретариат Комиссии по содействию находится в Токио.

Содействие России со стороны Японии вскоре после распада Советского Союза было сосредоточено на экстренной гуманитарной помощи незащищенным слоям населения. В этих целях с использованием практики "монетизации" продовольствия (системы, при которой безвозмездно поставляемое продовольствие реализуется по ценам, более низким, чем рыночные цены, а вырученные средства используются для развития объектов социальной инфраструктуры) оснащались учреждения и объекты социального обеспечения, производились поставки медикаментов первой необходимости, медицинского оборудования для педиатрических клиник и родильных домов и т. д.

В последние годы в качестве составной части последовательного осуществления и наполнения новым содержанием "Плана Хасимото-Ельцина" осуществляется "техническое содействие" - в Россию с целью подготовки кадров для рыночной экономики направляются японские специалисты, а в Японии принимают на стажировку сотрудников российских органов управления и предприятий. Активную работу по передаче различных ноу-хау, способных помочь России в ее переходе к рыночной экономике, ведут Японские центры, созданные по линии Комиссии по содействию. Такое техническое и интеллектуальное сотрудничество воспринимается как особенно важное в деле поддержки экономических реформ в России. Во время официального визита премьер-министра Японии К. Обути в Россию в ноябре 1998 года им была выражена линия на радикальное расширение и наполнение содержанием технического и интеллектуального сотрудничества, сформулированная как японо-российское партнерство для реформ.

Вместе с тем, в период с 1990 года по 1993 год Экспортно-импортным банком Японии (ныне -Японский банк международного сотрудничества) были выделены кредиты для России на общую сумму 1,2 млрд. долларов с целью наладить торгово-экономическую деятельность между Японией и Россией. Выделенные в рамках этого кредита средства используются в проектах в области связи и энергетики, для развития малого и среднего предпринимательства, в приватизационных проектах. Была также выделена квота по страхованию внешнеторговых операций в размере 2,9 млрд, долларов, что позволяет надеяться на модернизацию ключевых отраслей российской промышленности и расширение торговли между Японией и Россией.

Кроме того, в феврале 1998 года во время визита К. Обути в Россию в ранге министра иностранных дел было заявлено о предоставлении России несвязанного кредита на 1,5 млрд. долларов от Экспортно-импортного банка Японии. Это финансирование осуществляется в координации с Всемирным банком и направлено на содействие экономическим реформам в России. Хотя предоставление этого несвязанного кредита было временно приостановлено под влиянием экономического кризиса, возникшего в России летом 1998 года, в сентябре 1999 года оно возобновилось, после того как МВФ и Всемирный банк официально подтвердили поддержку России и было достигнуто согласие между ведущими странами-кредиторами в рамках Парижского клуба об отсрочке погашения российских долгов.Тем самым были созданы условия для возобновления кредитования. С того времени идет последовательное освоение средств данного кредита, и к настоящему времени (по состоянию на май 2000 года) уже выделено 1,025 млрд. долларов.

Кроме того, в области демонтажа ядерного оружия Япония оказывает содействие в строительстве и оснащении объектов по переработке жидких радиоактивных отходов и т.д. (на сумму примерно 70 млн. долларов). Посетивший Россию в мае 1999 года министр иностранных дел Японии М. Комура объявил о Программе совместных действий Японии и России по сокращению вооружений и охране окружающей среды. Она предусматривает, в частности, содействие в демонтаже и утилизации снятых с вооружения атомных подводных лодок дальневосточного флота России, содействие в области конверсии, переработке избыточного оружейного плутония, извлекаемого в результате демонтажа ядерного оружия. В связи с этим во время встречи глав государств в Кёльне в июне 1999 года премьер-министр К. Обути пообещал оказать содействие в новых проектах на общую сумму 200 млн. долларов.

Япония также активно участвует в программах сотрудничества, осуществляемых международными организациями. Так, она выделила средства для Фонда малых и средних предприятий (30 млн. долларов) при Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) и Международного научно-технического центра (МНТЦ) (52 млн. долларов), созданного с целью предотвращения утечки ученых и технических специалистов, связанных с работой в области оружия массового уничтожения.

Регионы российского Дальнего Востока, расположенные по соседству с Японией и имеющие с ней глубокие человеческие и экономические связи, располагают большим потенциалом для дальнейшего развития экономических отношений с Японией. Правительство Японии занимает четкую позицию, уделяя важное внимание Дальнему Востоку России. Так, примерно половина гуманитарной помощи, оказываемой России, направляется в этот регион, а средства кредита Экспортно-импортного банка Японии в 500 млн. долларов, о предоставлении которого было объявлено в 1991 году, в приоритетном порядке направляются в регионы Дальнего Востока. В трех пунктах -Хабаровске, Владивостоке и на Сахалине были созданы Японские центры. Кроме того, совместно с ЕБРР был создан Региональный венчурный фонд (РВФ) с объемом средств в размере 50 млн. долларов (включая средства, предназначенные на обеспечение деятельности самого фонда), цель которого - содействовать развитию частных малых и средних предприятий.

Сотрудничество в энергетической сфере

Одной из главных составляющих японо-российских экономических отношений являются различные совместные проекты в области энергетики. Например, Сахалинские проекты. После того, как в мае 2003 года японские предприятия газовой отрасли и электроэнергетики приняли решение о долгосрочных поставках сжиженного природного газа в рамках проекта «Сахалин-2», участниками проекта было решено вложить новых инвестиций примерно на 10 млрд.долларов ( из них 4,5 млрд.долларов – капиталовложения японских компаний ), а многие японские предприятия («Синниттецу» ( трубопровод ), «Тиёда Како», «Тоё Инжениаринг» ( предприятие по сжижению природного газа )) получают новые заказы, и весь связанный с проектом бизнес набирает обороты.

Ещё одним важным примером сотрудничества является то, что обсуждение строительства Тихоокеанского трубопровода, транспортирующего сибирскую сырую нефть на побережье Тихого океана, обретает реальные формы. В настоящее время проводятся совещания специалистов в трёх областях – о том, как будет осуществляться геологическая разведка и освоение месторождений, подробное технико-экономическое обоснование трубопровода, а также способы финансирования проекта. Однако решение о конкретном маршруте трубопровода российским правительством в данный момент не принимается.

68.Китай

первое госуд в мире по численности насел и 3 по территории. Сочетает в себе ориентацию на социалистич строй, а с др- переход к рын экономики. Китай явл мировым лидером в производстве угля, стали, цемента. Зерна,мяса, хлопка, текстиля, добыча нефти, произв электроэнергии. ведущая роль –промышленность. государственный сектор 43-44% общего объема произв-ва. Главная отрасль обрабатывающей промышл – машиностроение - радиоэлектроника, автомобилестроен, станкостроение, произв тов и усл нар потребление.

Вторая отрасль- текстильная промышл. Потом химич промышл, топливно-энергит хоз-во и метало произв. Китай идет по экстенсивному пути, отсюда проблемы окруж среды, населения. ПРОБЛЕМЫ: 1. В промышл около 45% предприятий государственного сектора убыточны. 2. Уровень жизни и образования, безработица, квалифицированная рабочая сила. 3. окружающая среда, численность населения. Китай проводит политику открытых дверей: привлечение ПИИ и ПИ, импорт техники и технологий из-за рубежа, внешняя торговля.

загрузка...

Открытость сочетается с отстаиванием своих позиций в МРТ. , создаются зоны высоких технологий (пекинских технопарк). Основные партнеры- Япония, США, страны Зап Европы

Несмотря на настоящий кризис, долгосрочные благоприятные в целом перспективы развития Китая, связанные с превращением в обозримом будущем его экономики в крупнейшую по масштабам экономику мира, в целом не вызывают сомнений.

Среди основных факторов, приведших к столь масштабным позитивным результатам в развитии экономики Китая, можно отметить следующие:

* Китай сосредоточил силы на созидании нового, а не разрушении и критике прошлого;

* реформа с самого начала оказалась повернута лицом к человеку, его нуждам. Задачи удовлетворения основных потребностей населения в продовольствии и товарах широкого потребления стали приоритетными в деятельности вновь созданных хозяйственных структур. Это обеспечило общенародную поддержку реформы уже на первых ее этапах;

* главным методом реформирования было признано эволюционное, поэтапное, с экспериментальными проверками продвижение к рынку, а не обвальная либерализация экономики. Этот реформаторский алгоритм по-восточному образно выражен формулой: «переходить реку, нащупывая камни»;

* практика уже первых лет реформы показала, что естественный путь к рынку - это развитие многообразных по формам собственности хозяйств: коллективных, единоличных, частных, совместных (с иностранным участием). Продвигаясь по такому пути, можно не только обеспечить быстрый рост субъектов рынка, но, меняя структуру национального хозяйства по формам собственности, корректировать также структуру инвестиций и производства в сторону приближения их к реальным потребностям экономики и социальной сферы;

* субъекты рынка формировались не через разрушение существующих государственных структур, а в основном заполнением пустующих брешей новыми коммерческими структурами, т.е. с первых шагов реформа работала на уменьшение дефицитности экономики. В этих целях не только мобилизовывались внутренние резервы, но и активно привлекались зарубежные капиталы;

* стимулируя хозяйственную инициативу на микроуровне, руководство страны не выпускало из рук макроконтроль над экономикой и в периоды опасного нарастания ее несбалансированности сразу принимало контрмеры;

* изучив собственный и зарубежный опыт, правительство пришло к выводу о необходимости осуществлять реформу не по чужим рецептам, а исходя из особенностей страны, и решительно встало на путь «строительства социализма с китайской спецификой». Это предполагало серьезный учет такого основополагающего фактора, как огромная численность населения в условиях ограниченности ресурсов.

Говоря о месте Китая в мировой экономике, следует отметить, что Китай занимает уникальное место в мировой экономике, строя модель-симбиоз рыночной и планово-регулируемой экономики, представляющий социалистический рынок с элементами свободного предпринимательства, но под руководством коммунистической партии. Сам по себе Китай также неоднороден: здесь есть приморские регионы, близкие по уровню своего развития к ведущим странам мира, а есть и территории на западе и в центре страны, крайне отсталые по характеру своего развития. Усредненные экономические показатели Китая позволяют говорить о нем только как о развивающейся стране. Тем не менее, для Китая характерны чрезвычайно высокие темпы экономического роста, благодаря которым низкий пока уровень благосостояния населения с каждым годом заметно растет. По экономической мощи Китай сейчас является второй державой в мире. И не следует забывать, что каждый пятый житель планеты Земля - китаец, а сама страна способна еще проявить себя в XXI веке с лучшей стороны.

Природно-ресурсный потенциал

Китай богат минеральными ресурсами, располагая практически всеми полезными ископаемыми (140 видов). По запасам многих видов полезных ископаемых КНР выделяется в мировом масштабе. Среди топливных ресурсов преобладает каменный уголь. По большинству оценок, его достоверные запасы определяются в 1500 млрд. т., добыча составляет 1400 млн. т. в год (первое место в мире). Добыча угля рассредоточена по многим бассейнам; наиболее крупные из них (например, Датунский) находятся в северной части страны.

По запасам вольфрама, олова (особенно Гэцзю), сурьмы (в провинциях Хунань), цинка, титана, магнезита, лития, буры, редкоземельных элементов КНР занимает 1-е место в мире; бокситов, фосфора, никеля, ртути, марганцевых руд, молибдена, ниобия - 2-е; железной руды, выплавке стали, выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, по валовому сбору зерновых - 1-е; по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов - 2-е место в мире. Имеются крупные месторождения нефтеносных сланцев, серы, соли, гипса, медной руды.

Добыча нефти составляет 160 млн. т в год, общие запасы не менее 15 млрд. т. Рассредоточена по Северо-Восточному Китаю, приморским провинциям, шельфу Желтого моря, но главное месторождение Дацин (на него приходится 1/3 добычи).

Также очень богат рудным сырьём. Общие запасы железной руды составляют 23 млрд. т, в год добывается 250 млн. т. Её наиболее крупные залежи - на юге Северо-Восточного Китая (Аньшань), по среднему течению Янцзы. Значительны запасы марганцевых руд (1/10 мировых) и особенно вольфрама: его месторождения в южных провинциях страны (особенно в Цзянси), как полагают, содержат от 60% до 90% всех запасов этого металла в зарубежных странах.

В разных районах страны много сырья для цветной металлургии. Есть крупные залежи медных, полиметаллических, ртутных и других руд; значительны запасы алюминиевого сырья. Открыты месторождения урановых руд. В то же время мало или недостаточно запасов важных ныне металлов - кобальта, титана, циркония, висмута и других, а также золота, серебра и платины. Среди нерудных ископаемых выделяются колоссальные месторождения каменной соли (свыше 100 млрд. т) в Цайдамской впадине, велики залежи магнезита, фосфоритов и графита.

Китай обладает громадными запасами гидроресурсов. Их общий потенциал, технически возможный для использования (по среднему годовому стоку), составляет 300 млн. кВт. Около 3/5 его приходится на горные реки Тибета и Юго-Запада. В Китае осуществляется одна из крупнейших программ развития гидроэнергетики; главные каскады ГЭС сооружаются в верховьях Янцзы и Хуанхэ. По их запасам Китай занимает первое место в мире.

Особенности рельефа отразились, прежде всего, на распределении водных ресурсов страны. Наиболее влажными являются Южная и Восточная части, имеющие густую и сильно разветвленную систему. В этих районах протекают крупнейшие в Китае реки - Янцзы и Хуанхе. К их числу относятся так же: Амур, Сунгари , Ялохэ, Сицзян, Цагно. реки восточного Китая в большинстве своем многоводны и судоходны, а режим их характеризуется неравномерностью сезонного стока -минимальных расходов зимой и максимальных - летом. На равнинах нередки паводки, вызванные бурным весенним и летним таяньем снегов.

Западная, засушливая часть Китая бедна реками. В основном они маловодны, судоходство на них развито слабо. Большинство из рек этой местности не имеют стока в море, а течение их носит эпизодических характер. Наиболее крупные реки этого района - Тарим, Черный Иртыш, Или, Эдзин-Гол. Крупнейшие в стране реки, несущие свои воды в океан, заграждаются в Тибетском нагорье.

Китай богат не только реками, но и озерами. Выделяют два основных типа: тектонические и водно-эрозионные. Первые расположены в центрально азиатской части страны, а вторые в системе реки Янцзы. В западной части Китая крупнейшими озерами являются: Лобнор, Кунунор, Эби-Нур. Особенно многочисленны озера на Тибетском нагорье. Большинство же равнинных озер, также как и реки, маловодны, многие без сточны и засолены. В восточной части Китая наиболее крупные Дунтинху, Поянху, Тайху, расположенные в бассейне реки Янцзи; Хунцзоху и Гаойху - в бассейне реки Хуанхе. В половодье многие из этих озер становятся естественными водохранилищами страны.

По разнообразию древесных пород Китаю принадлежит первое место в мире, но на большей части его территории леса сведены много веков назад. В настоящее время леса покрывают всего 10% территории Китая, и дефицит древесины там остается очень острым.

Оценка природно-ресурсного потенциала территории для развития промышленности и обеспечения её природными ресурсами, я думаю, очень высока. Китай очень богат различными минеральными, рудными ресурсами, по запасам и добыче многих занимает первые места в мире, а также выделяется в мировом масштабе. Наличие такого огромного богатства и разнообразия природных ресурсов даёт возможность промышленности бурно развиваться. Но с другой стороны в Китае дефицит лесных ресурсов, поэтому туда ввозится древесина. Также ощущается нехватка железной руды, минеральных удобрений, некоторых металлов, которые импортируются из других стран.

РЕКРИАЦИОННЫЕ ЗОНЫ. Во многом особенности природных условий (рельефа, климата) сложились в зависимости от большой протяженности территории с Севера на Юг, различной удаленности от моря и огромной разности абсолютных высот. Наибольший контраст наблюдается между западной (центрально-азиатской) и восточной частями Китая.

Западная часть занята Тибетским нагорьем, и высочайшими горными системами Гималаев, Куньлуня, Тянь-Шаня, обширным плоскогорьем Гоби и впадинами Таримской, Джунгарской, Цайдамской. Здесь преобладают умеренные климаты с холодной зимой, жарким (преимущественно на равнинах и во впадинах) или холодным (в условиях высокогорья) летом, скудными осадками (от 5 мм до 300 мм в год). Большая часть территории бессточная или имеет лишь внутренние стоки. Здесь больше озер и рек, но они в большинстве своем соленые или солончаковые. В этой местности преобладают пустынные и полупустынные ландшафты с мало плодородными почвами, скудной травянистой или полукустарниковой, ксерофитной растительностью. А леса встречаются лишь на некоторых склонах гор или Монгольского Алтая.

Восточная часть включает в основном низкогорья и среднегорья. Большой и Малый Хинган, Маньчжурские горы, Наньлинь, а также впадины, среди которых самой крупной является Сычуанская, плоскогорья Гуйжоуское и низкогорья приморских равнин Северо-Китайской и Северо-восточной.

Климат здесь преимущественно муссонный, а на Севере умеренный, в средней же части субтропический, на Юге - тропический, с годовым количеством осадков от 400 мм на северо-западе до 2000 мм, на юго-востоке, а на острове Тайвань до 6000 мм. Здесь несут свои воды самые судоходные реки Китая, а такие как Янцзы принадлежат к числу крупнейших в мире.

На почвенный состав этого района значительное влияние оказывают леса, поэтому здесь преобладают подзолы. Не смотря на то, что большая часть земель этого района распахана, здесь сохранились леса таежного, смежного хвойно-широколиственного типа - на Севере и вечнозеленого субтропического и тропического - на Юге.

Трудовые ресурсы

Численность населения - 1,34 млрд человек. Рост населения - 0,9% Рождаемость - 16,12 на 1000 человек Смертность - 6,73 на 1000 человек Темпы прироста населения составляли около 0,3% в год Естественный прирост в Китае составляет 9.39 %о(10-15 на 1000 человек) плотность составляет от 200-600 человек на 1 кв.км.

Китай относится ко 2-ой группе воспроизводства.

Возрастная структура населения страны характеризуется интенсивным процессом нарастания удельного веса группы лиц в трудоспособном возрасте. В первые годы существования КНР на молодые возраста приходилось 34% населения, в конце 60-х годов - 43%. Однако, в результате мероприятий по ограничению рождаемости удельный вес населения в возрасте до 15 лет несколько уменьшился и составляет ныне 33,6% общей численности населения.

В настоящее время предполагаемая средняя продолжительность жизни среди китайского населения — 71 год.

36,22 % китайского населения составляет городское и 63,78 % — сельское. Уровень урбанизации всё ещё довольно низок, и избыточной рабочей силы в селе довольно много. В 90-х годах XX века процент городского населения в Китае ежегодно рос в среднем на 0,91 %. Как предполагается, эти темпы сохранятся и в начале XXI века. По прогнозам ООН, население китайских городов возрастёт к 2030 году до 884 млн. Другими словами, оно составит 59,1 % всего населения страны и в целом достигнет к тому времени среднемирового уровня.

Трудовой потенциал

Уже долгое время в Китае спрос на квалифицированный труд превышает его предложение. Если не предпринять необходимых мер (с учетом сложившейся возрастной структуры населения, доли трудоспособных граждан и уровня их образования), это несоответствие грозит сохраниться на протяжении ближайшего полувека.

Согласно проведенной в 1964 г. второй всеобщей переписи населения, в Китае насчитывалось 387,1 млн. человек трудоспособного возраста. В 1982 г. третья всеобщая перепись зафиксировала увеличение его численности до 621,6 млн. Значит, за 18 лет прирост трудоспособного населения составил 234,4 млн. человек (или 50,56%), то есть на 13 млн. каждый год. По данным четвертой всеобщей переписи населения, в 1990 г. численность трудоспособного населения Китая достигла 757,6 млн. человек, или стала на 136 млн. (на 17,1%) больше, чем в 1982 г.

Таким образом, темпы прироста населения трудоспособного возраста уменьшились, но абсолютные его показатели остаются высокими, поскольку базисная численность населения велика.

В 1964 г. численность населения составляла 694,6 млн., в 1982 г. -1046 млн., в 2000 г. - 1267 млн. человек. С 1964 г. по 1982 г. среднегодовой прирост рабочей силы достигал 3,36%, что выше прироста населения на 0,55%. С 1982 г. по 1990 г. этот показатель еще больше возрос, превысив прирост населения на 1,7%, а с 1991 г. по 2000 г. - на 0,31%, с 2000 – 2010 на 0, 24 %.

Приведенные данные свидетельствуют, что в последние годы численность граждан трудоспособного возраста увеличивалась быстрее, чем общий прирост населения. Поскольку со второй половины 70-х годов показатели рождаемости быстро снижались, темпы прироста населения уменьшались. Но в результате того, что лица, появившиеся на свет в период наиболее высокой рождаемости, в настоящее время достигли трудоспособного возраста, уровень предложения рабочей силы очень высокий.

На возрастную структуру трудоспособного населения, как известно, влияет динамика воспроизводства населения. В 1982 г. удельный вес молодой рабочей силы превысил соответствующий показатель 1964 г. По мере старения работников трудоспособного возраста удельный вес этой категории граждан в общей их численности стал уменьшаться. По сравнению с уровнем 1982 г. в 1990 г. доля лиц молодого и среднего возраста в составе трудоспособного населения изменилась незначительно; однако к 2010 г. доля молодежи среди работающих заметно снизилась, а доля лиц среднего возраста увеличилась.

Сам по себе состав работающего населения - только один из параметров, характеризующих трудовой потенциал страны. Для его качественной оценки важны состояние и уровень профессиональной подготовки населения.

Профессиональный уровень населения - один из важнейших показателей, отражающих трудовой потенциал страны. Надо признать, что в целом он стал выше, чем десять лет назад, но все еще недостаточно высок, что затрудняет освоение и использование экономических ресурсов, повышение эффективности народного хозяйства. К тому же профессиональный уровень неодинаков по регионам и по отраслям.

В 2000 г. в расчете на 100 тыс. жителей только 3611 человек имели высшее образование (в 1990 г. - 1422 человека). За десятилетие число людей с высшим образованием увеличилось на 53,9%, а со средним - на 38,6%. Тем не менее в 2000 г. из каждых 100 тыс. человек 85 тыс. оставались неграмотными. Отсюда следует, что качественные параметры рабочей силы по критерию "уровень образования" в стране низкие, а потому полноценное использование экономических ресурсов страны и повышение эффективности работы предприятий пока весьма затруднены.

Сложная экономическая ситуация, дефицит многих естественных ресурсов, незавершенность формирования современной системы управления хозяйством - все это ограничивает возможности обеспечения эффективной занятости людей и в определенной степени влияет на вторичную занятость. Хотя меры, предпринятые в Китае по созданию социалистической рыночной экономики, значительно оживили функционирование хозяйственного механизма предприятий.

Конечно, и социалистическая рыночная экономика, и соответствующие ей механизмы занятости не могут возникнуть сразу. Реформа системы управления предприятиями - это только начало преобразований, призванных трансформировать организацию труда и распределение доходов в целом. Очевидно, что соответствующие условия для полноценного использования человеческих ресурсов и повышения уровня занятости пока не созданы.

Дефицит квалифицированных кадров, а также материальных ресурсов, ухудшение экологической среды мешают успешному социально-экономическому развитию Китая. Уровень обеспеченности главными естественными ресурсами на душу населения в стране ниже среднего мирового уровня. Наиболее острой является нехватка пресной воды, пахотной земли и лугов: обеспеченность ими на душу населения в Китае на 1/3 ниже среднемировых показателей. В таких условиях для достижения достойного уровня потребления граждан необходимо интенсивно развивать сельское хозяйство, повышать эффективность отраслей промышленного производства.

К сожалению, экономический рост сопровождается серьезными нарушениями экологии и загрязнением окружающей среды, что угрожает существованию и развитию государства.

Как лучше использовать ограниченные материальные и экологические ресурсы, полнее реализовывать человеческие ресурсы страны, рационально и эффективно содействовать занятости населения - вот проблемы, над решением которых продолжают работать власти и общественность Китая.

Производственный потенциал

В КНР создана крупная многоотраслевая промышленность. Наряду с традиционно развитыми отраслями (текстильной, угольной, черной металлургии) возникли и такие новые отрасли промышленности, как нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная, космическая, электронная. По общему количеству промышленных предприятий КНР занимает первое место в мире. В настоящее время в тяжелой промышленности работают около 3/5 всех трудовых ресурсов, занятых в индустрии, вырабатывается половина промышленной продукции. Как и во всем мире, в Китае внедряются новые и новейшие технологии, большое внимание уделяется ресурсо - и энергосбережению.

Энергетика Китая выделяется в мире масштабами развития: по производству основных энергоносителей страна занимает одно из ведущих мест в мире. В энергобалансе КНР на уголь приходится около 3/4 энергии, на нефть - 1/5, доля гидроресурсов и газа невелика. Особенность энергетики Китая - использование очень большого количества некоммерческого топлива (отходы сельского хозяйства, лесозаготовок, камыш), которое крестьяне употребляют для отапливания жилищ и приготовления пищи.

Китай - крупный производитель нефти и занимает 6-е место в мире. Разрабатывается свыше 125 месторождений. Добываемые нефти разнообразны по качеству - от легких малосернистых до тяжелых и парафинистых.

Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газов.

Металлургия. КНР выделяется в мире запасами и добычей железорудного сырья, однако потребности отрасли обеспечиваются не полностью. Для получения легированных и специальных сталей страна располагает месторождениями вольфрама, молибдена, марганца мирового значения.

Машиностроение. Самыми развитыми в данной отрасли промышленности являются: станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение. Выпуск автомобилей в Китае наращивается высокими темпами, причем в первую очередь расширяется производство автомобилей на совместных предприятиях.

Химическая промышленность. Сырьевая база отрасли обеспечена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения. По производству минеральных удобрений КНР занимает первое место в мире.

Легкая промышленность - традиционная промышленность Китая. Оказывает сильнейшее воздействие на размеры внутреннего товарооборота, занятость населения, развитие сельского хозяйства. Это одна из самых экономически эффективных отраслей в хозяйстве Китая. Важнейшие из подотраслей - текстильная, быстро развиваются швейная, трикотажная, кожевенная, обувная.

КНР - один из мировых лидеров в выпуске чая, табака, а в последние годы и пива. По производству табачных изделий страна занимает первое место в мире, чая - второе, несколько уступая Индии, а по пиву догоняет США. Экспортное значение имеет только чайная промышленность.

Производство в Китае в силу множества причин становится все более привлекательным для российских бизнесменов, и количество компаний, желающих работать с китайскими производителями, растет год от года.

Многие отрасли китайского промышленности переживают бурный рост. В производство в Китае активно привлекаются иностранные инвестиции, поощряется создание крупных совместных предприятий и зон с льготным налогообложением, строительство промышленных и перерабатывающих заводов. Несмотря на достаточно скудные энергетические ресурсе Китая, потребность в которых часто не удовлетворяется полностью, экономика Китая, тем не менее, не ослабляет своих темпов в промышленном развитии, начатом в 70-х годах прошлого века.

Об интенсивном пути развития производства в Китае, к примеру, наглядно говорят высокие темпы роста в автомобильной промышленности и выход китайских производителей автомобилей на мировой рынок. Это значит, что Китаю удалось создать конкурентоспособную отрасль, привлечь не только иностранный капитал, но и новейшие производственные технологии.

Рост производства Китая происходит не только благодаря крупным промышленным предприятиям. Именно средние и малые предприятия, которые в любой стране считаются основой экономики, сегодня предлагают максимальное количество промышленных товаров на рынке и услуг по размещению заказов на производство различной продукции.

Промышленные предприятия Китая живут по рыночным законам, зачастую даже госпредприятия не всегда обеспечены государственными заказами. Поэтому уровень конкуренции достаточно высок, что дает возможность зарубежным партнерам выбрать наиболее выгодное из существующих на китайском рынке предложений производства.

На сегодняшний день производство в Китае представлено 360 отраслями. По общему количеству фабрик и заводов Китай занимает первое место в мире. Активно развиваются фармацевтическая, автомобильная и металлургическая промышленность. Созданы такие современные отрасли, как электроника, нефтехимия, авиастроение, металлургия редких и рассеянных металлов.

Таким образом, производство в современном Китае – это несомненный прорыв в мировую индустрию. Современные поставки из Китая, включающие в себя товары и оборудование производства Китая, являются поставками высококачественного и технологичного товара и оборудования, отвечающим требованиям потребителей со всего мира, что делает привлекательным китайский рынок для ведения бизнеса.

Со своей стороны китайские производители, заинтересованы в том, что бы иностранные компании вели свой бизнес в Китае и работали на внутреннем рынке Китая. Их интересует сфера долгосрочного сотрудничества, в связи с чем, идет непрекращающееся наращивание объемов, как следствие, растёт производство в Китае. Эта страна набирает промышленные обороты и наращивает производственный потенциал путем строительства все новых промышленных объектов на своей территории.

Научно-технический потенциал

Период с 80-х гг. стал золотым в развитии китайской науки и техники. Взяты рубежи в науке и технике, заимствовании технологий и технической реконструкции, благодаря этому решено множество ключевых технических проблем социально-экономического развития, что способствует непрерывному укреплению научно-технического потенциала.

Следуя за мировыми тенденциями, Китай демонстрирует заметную эффективность в трансформации научно-технических достижений в реальную производительную силу. За прошедшие 10 лет отрасли высоких и новых технологий, увеличивая масштабы и набирая силу, постепенно стали важной силой роста народного хозяйства. В 2003 г. валовой продукт отраслей высоких и новых технологий достиг 2,75 трлн. юаней и вырос на 30,8% по сравнению с предыдущим годом. Их удельный вес в общей стоимости промышленной продукции повысился до 21,4%.

Китай вышел на пятое место по количеству опубликованных за рубежом научных работ. В 2003 г. в базу данных влиятельных международных поисковых систем — «Индекс цитирования научных публикаций», «Индекс цитирования инженерных публикаций» и «Индекс цитирования в стенограммах научных конференций» были собраны 77395 научных работ из Китая. На Китай приходится 5,37% всех научных работ, опубликованных в мире, их удельный вес по сравнению с прошедшим годом повысился на 0,97 процентных пункта.

Наряду с научно-техническими достижениями ежегодно растет и число заявок на патенты. В 2003 г. общее число заявок на патенты составило 300 тыс., включая 100 тыс. патентов на изобретения в области высоких новых технологий, что 31,3% больше предыдущего года и превысило рост патентов на новые практические модели и проекты дизайна продукции. Число отечественных заявок на патенты на изобретения составило в стране 57 тыс., впервые превысив число заявок, поступивших из-за рубежа.

Китай является одной из немногих стран, которые уже с 90-х гг. XX века стали придавать большое значение изучению наноматериалов. В последние годы в Китае быстро увеличивается число заявок на патенты на нанотехнологии, всего было получено более 2400 таких заявок, что равняется 12% от общемирового показателя и ставит Китай на третье место в мире.

Научно-технический потенциал

В 1996 году, было проведено Всекитайское совещание по вопросам развития науки и техники, по решению которого Китай начал осуществлять «стратегию развития на основе прогресса науки, техники и образования». Главное содержание этой стратегии сводилось к тому, чтобы рассматривать науку, технику и образование как предпосылку экономического и социального развития, а также перевести экономическое строительство на рельсы «опоры на научно-технический прогресс и повышение комплексного качества людей»

Китай делает акцент на повышении образовательного потенциала страны в опоре в первую очередь на внутренние ресурсы. В связи с этим расширяется доступность образования для выходцев из малоимущих семей, создаются равные стартовые возможности на уровне школьного образования, происходит вовлечение частного сектора в развитие системы высшего образования.

Китай реализует долгосрочную программу развития науки и техники, рассчитанную на период до 2020 года, в соответствии со Среднесрочным планом развития науки и техники. Ожидается, что ещё несколько подобных программ будут начаты в течение следующих 15 лет.

В Китае рассматривают принятую на Всекитайской конференции 2006 г. долгосрочную программу развития науки и техники в качестве «наиболее масштабного шага в данной области с момента образования КНР». В этой программе объединены два подхода к развитию науки и техники. Традиционный подход базируется на формуле «ляндань исин», то есть «две бомбы один спутник», что предполагает развитие крупных научных проектов при полной поддержке государства. Второй подход (более новый) нацелен на развитие промышленных инноваций и коммерциализацию «ноу-хау»

В научно-технологическом развитии Китая есть проблемы. Недостаточно развит рынок капиталов, сохраняются угрозы, исходящие от развитых стран, обладающих неоспоримыми преимуществами в сфере науки и технологий, имеются международные ограничения на распространение технологий, мешающие развитию КНР, существуют угрозы информационной безопасности Китаю и его интеллектуальным ресурсам. Кроме того, остаются проблемы правоприменения законодательства КНР в области охраны интеллектуальной собственности и привлечения высококлассных специалистов.

Программа "Искра".

Официально осуществляется с 1986 г., является утверждённой китайским правительством программой содействия развитию сельской экономики на основе применения научно-технических достижений. Программа финансируется в основном за счёт банковских кредитов и аккумуляции общественных средств при дополнительной финансовой помощи со стороны государства.

Программа "Факел" - это есть программа освоения технологий индустрии высоких и новейших технологи

Осуществляется с 1988 г., нацелена на выявление преимуществ научно-технического потенциала Китая и оказание содействия коммерциализации достижений в области высоких и новейших технологий, индустриализации производства товаров высоких и новейших технологий и интернационализации индустрии этих технологий. Основным источником финансирования программы "Факел" является аккумуляция общественных средств, а правительство в финансировании только некоторых инициативных проектов.