Основные центры мирового производства и финансового капитала.
В мировом хозяйстве постоянно происходит перелив денежного капитала, формирующегося в процессе кругооборота капитала. Стержнем мировых финансовых потоков являются материальные процессы воспроизводства. Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг и межстрановое перераспределение денежного капитала между конкурирующими субъектами мирового рынка. Движение мировых финансовых потоков осуществляется по следующим основным каналам: 1. Валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров (включая особый товар-золото) и услуг; 2. Зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал; 3. Операции с ценными бумагами и разными финансовыми инструментами; 4. Валютные операции; 5. Перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в международные организации и др.
В результате конкуренции сложились мировые финансовые центры – Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур и др. Мировые финансовые центры – центры сосредоточения банков и специализированных кредитно – финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Исторически они возникли на базе национальных рынков, а затем – на основе мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, рынков золота.
Мировые финансовые центры, где кредитные учреждения осуществляют операции в основном с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте, получили название финансовых центров «оффшор».
12. Экономические параметры, характеризующие мировое хозяйство. Основные показатели, используемые для международных сопоставлений.
Классификация
1. Уровень экономического развития
а) степень индустриализации (промышленность, с/х, сфера услуг)
б) объем ВВП (>9 тыс. $, 750-8,5 тыс. $, <750 $)
в) структура промышленного производства (средства производства, предметы потребления)
2. Социальная структура экономики
3. Уровень и характер внешнеэкономических связей
4. Тип экономического развития
Показатели:
а) производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производств);
б) капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции;
в) фондоотдача единицы основных фондов;
г) материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.
Важным условием при анализе этой группы показателей является необходимость рассмотрения их не по отдельности, а в связи друг с другом.
6 Динамика мирового хоз-ва и этапы его развития. Структурные сдвиги в системе мирового хоз-ва.
Мировое хоз-во – совокупность государственно оформленных нац.хоз-в, экономически взаимодействующих между собой.
Эволюция МЭ:
1этап 15-16 вв.Эпоха великих географических открытий. Формирование колониальной системы—тер-ый передел мира—торговля—капиталистический рынок. Экстенсивный метод развития эк-и.
2этап 17в-1-я пол.19в.Формирование мирового (капиталист.)рынка на основе МРТ(матер.база:пром-ые перевороты, бурж.революции, переход от мануфактуры к фабрике)
3этап сер.19-20вв.Становление массового про-ва, усиление зависимости эк-и всех стран от МРТ.Дальнейшее развитие мир.торговли.
Подэтапы :1)к19в-до 1-ой мир.войны.Активное развитие мир.торговли и зависимости стран.2)1910-1930 1-ая мир.война, мир.кризис, депрессия 30-х(США), разрыв хоз-х связей, тенденции к обособленности.3)2-я пол.30-х – 40-ые: 2-я мир.война, уничтожение людских ресурсов, центр-ия управ., формирование ООН,ВТО.4)40-е – 50-е появление мировой системы. 2 типа мир.хоз-в:социалистический и капиталистический.5)1950-1960 распад мировой колониальной системы.Большая гр.развив.стран., усиление процессов транснационализации. Появление и развитие межд.эк-ой интеграции. Выравнивание эк-го развития развитых стран.6)70-е – 80-е резкое падение темпов роста МЭ «Нефтяные шоки», топливно-энерг.кризисы, усиление роли НТР.7) 90 – к20в распад мировой соц.системы и СССР. Интернационализация, интеграция на основе МРТ.8)нач.21в – по наше время.
Главное струк-ое преобразование – изменение соотношения между материальным произ-ом и сферой услуг. Чем выше уровень соц.-экон.развития,тем больше доля услуг. В развитых странах доля сферы услуг возросла с 63(1980)до 71%(2003)ВВП, удельный вес пром-ти и стро-ва снизился до 27%. Снижалась доля с/х, лесного и рыбного хоз-ва(с 3до 2% в 2003г.). В развивающихся странах доля вторичного сектора в ВВП возросла до 35,5%, удельный вес первичного снизился до 13,1%.Доля сферы услуг практически не изменилась. В странах с перех.эк-й происходил рост сферы услуг (ЦВЕ с 43,4(1980)до 54,3%(2000), СНГ с 41,3до 48,3%).В странах ЦВЕснизилась доля первичного сектора(с 11,2 до 9,7%),в СНГ этот показатель вырос с 12,5до 16%.Удельный вес вторичного сектора сократился в странах ЦВЕ с 42,4 до 35,7%, в СНГ-с 46,2 до 35,7%.
- Понятие и сущность мирового хозяйства. Сущность международных экономических отношений.
- 34.Россия в междунар.Торговле.Перспективы эк.Отн. России со странами ближнего и дальнего зарубежья
- Новые тенденции в развитии всемирных экономических отношений. Тенденции развития мировой экономики.
- Мировая экономика как система. Мировой экономический порядок.
- 58. Содействующие организации
- Мировой рынок и международное разделение труда.
- Основные центры мирового производства и финансового капитала.
- 7 Отраслевая структура мирового хоз-ва. Общая характеристика.
- 57. Организации – посредники в вэд
- 8 Отраслевая структура промышленности
- 9 Аграрный сектор. Основные тенденции развития.
- 10 Ресурсный потенциал мирового хоз-ва
- 11. Классификация стран современного мирового хозяйства.
- 13. Международная специализация и кооперирование производства. Основные показатели, характеризирующие участие страны в мрт.
- 14. Экономические аспекты внешней миграции. Перспективы выхода России на международный рынок труда.
- 15 . Процессы транснационализации в мировой экономике. Транснациональные корпорации: сущность, классификация и роль в системе мэо
- 16. Влияние тнк на экономику стран с различным уровнем развития
- 18. Сущность, задачи и функции международной валютной системы
- 19. Международный Валютный Фонд. Основные функции и направления деятельности
- 20. Международный банк Реконструкции и Развития
- 21. Вто и ее основные составляющие
- 22. Внешняя торговля стран снг
- 23. Мировая транспортная система и ее значение в развитии мэо
- 24Виды международных перевозок. Основные параметры мировой транспортной системы
- 25. Топливно-сырьевые и с/х товары в мировой торговле
- 26. Услуги на мировом рынке и специфика торговли ими.
- 27.Общие черты и особенности экономики развивающихся стран и их основные социально- экономические проблемы.
- 28.Европейский союз и его роль в интеграционных процессах.
- 29. Экономические реформы в Восточной Европе и новых государствах Евразии.
- 30.Специальные экономические зоны: их виды и особенности. Особенности сэз в России.
- 31.Международные эк. Организации.Оон
- 32.Основные формы международных экономических отношений между развитыми странами с рыночной экономикой (сша, Германия, Япония).
- 35. Внешняя торговля России: сущность, функции, направления, перспективы развития
- 56. Экспортеры-производители и их роль в вэд
- 36. Товарная и географическая структура внешней торговли рф.
- 37.Сущность международной экономической интеграции. Формы экономической интеграции.
- 38.Международные экономические организации.
- 41.Международные экономические аспекты продовольственной проблемы.
- 39. Глобальные проблемы современного мир.Хоз. Эк.Аспекты мира и безопастности.
- 55. Субъекты вэд по профилю деят-ти
- 42.Глобальное экономическое сотрудничество и оон. Особенности и характер экономической деятельности оон и структура ее организаций.
- 47. Субъекты и объекты вэд
- 43.Понятие внешнеэкономических связей и внешнеэкономич деятельности. Факторы влияющие на развитие внешнеэкономич деятел.
- 44. Категории, характеризующие внешнеэкономическую сферу страны.
- 45.Основные этапы развития внешнеэкономической деятельности в рф.
- 46. Основные Виды и формы вэд
- 48. Роль государства в регулировании вэд и экономики в целом
- 49.Факторы, обуславливающие вмешательство государства в экономические процессы и его функции.
- 61.Сделки по купле-продаже товаров в материально вещественной форме.
- 50. Внешнеэкономическая политика государства. Понятие и сущность.
- 51. Субъекты (органы) государственного регулирования и управления вэд в рф.
- 63.Сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности.
- 59. Международная коммерч. Сделка.
- 64,65 Понятие, сущность и виды внешнеторговых операций. Основные этапы внешнеторговой операции
- 74.Количество товара.Единицы измерения.
- 68. Сделки по продаже прав результатов интеллектуальной деятельности
- 69. Сделки по оказанию производственно-технических услуг
- 70. Контракты в международной торговле. Содержание внешнеторговых контрактов: структура контракта, существенные и несущественные условия контракта
- 85. Транспортно-экспедиторские документы.
- 73.Цена контракта:порядок формир-я цены,спообы фискации,базис,уровень.
- 66. Договор купли-продажи. Основные статьи контракта международной купли-продажи
- 77.78. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов.
- 79. Условия расчетов по внешнеторговым контрактам. Формы расчетов
- 80. Средства платежа. Валютные риски. Защита от риска неплатежа. Валютные оговорки.
- 81. Международная классификация внешнеторговых документов по группам. Содержание и назначение основных групп внешнеторговых документов.
- 82. Документы по обеспечению производства экспортного товара; по подготовке товара к отгрузке.
- 83. Коммерческие документы.
- 84. Транспортные документы.
- 86.Документы по платежно-банковским операциям
- 87.Страховые документы
- 88.Таможенные документы
- 89.Понятие и виды посреднических операций. Организационные формы торгово-посреднических операций
- 90.Организация биржевой и аукционной торговли
- 91. Современные формы продвижения товаров на внешние рынки. Международные биржи, аукционы, торги
- 92. Понятие и роль транспортного обеспечения (то) вэд.
- 93. Преимущества и недостатки различных видов транспорта и алгоритм выбора вида транспорта для грузоперевозки в вэд.
- 94. Основные виды международных грузоперевозок.
- 95. Понятие и содержание транспортных операций.