logo search
МАЛЕВИЧ

Республика Беларусь и страны снг.

двусторонние отношения со странами СНГ являются одним из приоритетов внешней политики Республики Беларусь на современном этапе и имеют значительный потенциал. Особый характер отношений со странами СНГ определяется рядом обстоятельств:

• государства СНГ в значительной степени продолжают сохранять единое геополитическое пространство с характерными для него общими историческими, экономическими, политическими, культурными, технологическими факторами. Вследствие этого отношения носят более «близкий», «психологический» характер по сравнению с классическими межгосударственными отношениями;

• Содружество Независимых Государств, объединяющее в настоящее время одиннадцать стран, состоялось как форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация, отличительными особенностями которой являются взаимодействие в различных сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов сотрудничества. СНГ играет значительную роль в обеспечении безопасности, стабильности и взаимодействия государств-участников;

• фрагментация интеграционных объединений на пространстве СНГ позволяет ряду государств участвовать в более продвинутых по уровню взаимодействия союзах (Таможенный союз и Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество, Союзное государство Беларуси и России, Организация Договора о коллективной безопасности);

• государства СНГ находятся приблизительно на одном уровне социально-экономического развития, имеют в большинстве случаев статус стран с переходной экономикой, решают сложные задачи развития и укрепления национальных экономик, интеграции в международную финансово-экономическую систему и объективно вынуждены координировать свою экономическую политику;

• центральная роль на пространстве СНГ принадлежит России, которая во многом определяет развитие событий в данном регионе и влияет на государства СНГ, используя политико-дипломатические и экономические механизмы (на Россию приходится более 70 % совокупного регионального валового внутреннего продукта). Вместе с тем в последние годы наблюдаются новые тенденции на постсоветском пространстве, которые необходимо учитывать при формировании политики в отношении стран СНГ:

• изменение подходов России в отношении стран СНГ, прежде всего формирование новой экономической стратегии, перевод отношений в сфере энергетических ресурсов на рыночную основу, усиление присутствия российского капитала в важнейших сферах экономики стран СНГ. В то же время, как представляется, российское руководство не выработало долгосрочной и системной внешнеполитической стратегии на постсоветском пространстве;

• усиление регионализации постсоветского пространства и тяготения к другим центрам силы (центральноазиатские государства — Китай; Кавказ — США, ЕС, Турция; стабильность европейского вектора Украины, Беларуси и Молдовы), активизация внешнеполитических действий указанных «центров силы» на постсоветском пространстве в целом;

• обострение в силу различных причин межгосударственных конфликтов на пространстве СНГ, объективно снижающих уровень доверия в регионе, уменьшающих интеграционные возможности и способных маргинализировать СНГ как международную организацию;

• создание нового формата сотрудничества Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины с Европейским союзом в рамках «Восточного партнерства» объективно создает атмосферу, способную обеспечить новый уровень взаимодействия между странами СНГ и изменить роль России на постсоветском пространстве.

В целом развитие отношений со странами СНГ соответствует национально-государственным интересам Республики Беларусь, а именно:

• страны СНГ, как правило, имеют общие подходы к наиболее важным мировым проблемам, большей частью в состоянии согласованно выступать в защиту национальных интересов на международных форумах;

• комплекс отношений со странами СНГ обеспечивает стабильное развитие Беларуси как суверенного независимого государства;

• Беларусь рассматривает интеграцию на постсоветском пространстве как магистральный внешнеполитический приоритет, обеспечивающий повышение уровня развития национальной экономики, и входит во все интеграционные объединения в рамках СНГ;

• рост товарооборота Беларуси со странами СНГ позволяет последовательно реализовать свои экономические интересы на постсоветском пространстве;

• сохранение единого пространства для передвижения граждан, культурная общность народов содействуют развитию национальной идентичности Беларуси.

Республика Беларусь стремится к построению паритетных, взаимовыгодных отношений с государствами — участниками СНГ. Важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие. По итогам 2009 г. товарооборот со странами СНГ (без учета России) составил 4,1 млрд долл. США, положительное сальдо — 1,1 млрд долл. США. Удельный вес стран СНГ (без учета России) в 2009 г. в общем объеме товарооборота Беларуси со всеми зарубежными странами составил 8,2 %.

Ключевыми торговыми партнерами являются Украина, Казахстан, Азербайджан, Молдова и Туркменистан, на долю которых приходилось более 90 % белорусского экспорта в регионе СНГ (без учета России). Между Беларусью и странами СНГ в настоящее время действуют межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В рамках СНГ и ЕвразЭС Беларусь инициировала рассмотрение вопроса о совместных мерах по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса. В результате был принят План реализации совместных мер государств — участников СНГ по преодолению последствий кризисных явлений в экономике.