logo search
Mezhdunarodnoe_provo

10.3. Территориальное море и прилежащая зона

Понятие территориального моря (территориальных вод) возникло и получило закрепление в международном морском праве как результат стремления государств распространить свой суверенитет на прилежащий к их берегам морской пояс в целях обеспечения своей безопасности и своих интересов.

Территориальное море (территориальные воды) - это пояс морского пространства шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра. Внешняя граница территориального моря для прибрежного государства является его государственной границей на море.

Ширина территориального моря отсчитывается от исходных линий, которыми являются или линия наибольшего отлива или прямые исходные линии, соединяющие наиболее удаленные точки островов, рифов и скал (в местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или где вдоль берега в непосредственной близости к нему имеется цепь островов). Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.

При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а сама система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны. Исходные линии указываются на морских картах, в качестве альтернативы они могут быть заменены перечнем географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных. Такие карты или перечни географических координат должным образом публикуются, их копии сдаются Генеральному секретарю ООН.

Понятие территориального моря формировалось с учетом того, что это морское пространство исторически использовалось для международного судоходства и что пребывание судов в иностранных территориальных водах требовало единообразного правового регулирования. В силу этих обстоятельств суверенитет прибрежных государств над территориальным морем осуществляется с признанием права мирного прохода иностранных судов через такое море.

Право мирного прохода иностранных судов является одним из важнейших общепризнанных институтов международного права, оно получило закрепление в Конвенции о территориальном море 1958 г. (ст. 14-23) и было дополнено и конкретизировано Конвенцией ООН 1982 г.

В ст. 18 Конвенции ООН 1982 г. под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или не становясь на рейде, или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или пройти во внутренние воды, или выйти из них, или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Проход через территориальное море в соответствии со ст. 19 Конвенции ООН 1982 г. является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Проход не является мирным, если иностранное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

- угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН; любые маневры или учения с оружием любого вида;

- любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата (любого военного устройства);

- погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;

- любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции; любую рыболовную деятельность;

- проведение исследовательской или гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи;

- любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу. В территориальном море подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом (ст. 19-20 Конвенции 1982 г.).

Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море (ст. 30).

Прибрежное государство, помимо исключительных прав в своем территориальном море имеет и определенные обязанности перед мировым сообществом, которые связаны с правом мирного прохода. Во-первых, государство должно заботиться о безопасности и беспрепятственном проходе через территориальное море в свои внутренние воды (порты) и при выходе из них. В случае какой-либо опасности в водах, которыми пользуются иностранные суда, прибрежное государство обязано сообщить об этом в «Извещениях мореплавателям». Во-вторых, в случаях, когда прибрежное государство привлекает к ответственности иностранные суда за нарушение ими права мирного прохода или осуществляет уголовную юрисдикцию в территориальном море, оно обязано обеспечить право обращения в местные суды, предоставить процессуальные гарантии и т.п.

Конвенция 1982 г. запрещает государствам предъявлять к иностранным судам такие требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода, а также допускать дискриминацию по форме или по существу к судам любого государства (ст. 24). Проход через территориальное море не облагается налогом, за исключением оплаты предоставленных услуг (буксировка, лоцманская проводка, пополнение запасов топлива, воды, продовольствия и др.), производимой без какой-либо дискриминации судов разных флагов.

Прилежащая зона - это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль, необходимый для:

- предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

- наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (ст. 33 Конвенции 1982 г.). Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.

Быстроходность современных судов не дает возможности обеспечить за ними контроль в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право осуществлять специализированный контроль в определенном пространстве за пределами территориального моря. Это один из случаев, когда международное право расширяет юрисдикцию государства за пределы его территории во имя обеспечения его законных интересов.