83.Вто/гатт
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО), ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., являются:
1) ГАТТ в редакции 1994 г., а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
2) Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран – членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать.
Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 128 государств; еще свыше тридцати стран, включая Россию и Китай, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.
Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС).
Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный совет, созываемый по мере необходимости, – обычно 8-10 раз в год.
Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам:
1) Совету по торговле товарами;
2) Совету по торговле услугами;
3) Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.
Секретариат ВТО, возглавляемый генеральным директором и его четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам.
Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывают помощь ряд комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.
Совет по торговле услугами рассматривает вопросы телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. С ним тесно взаимодействует Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам, а также Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, которые занимаются вопросами, касающимися соответствующих соглашений, заключенных в рамках ВТО. Направления и содержание работы ВТО во многом определяются постоянными представителями при ВТО стран-членов.
ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РФ В ВТО
Россия до сих пор продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и в полной мере не может использовать преимущества международного разделения труда и структуры мировой экономики.
Поэтому уже не первый год на повестке дня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Процесс вступления в ВТО – это достаточно болезненный процесс ужесточения механизма действия рыночных принципов в национальной экономике, но дальнейшая интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи вне ВТО невозможна.
Признание «правил игры» ВТО для России может повлечь за собой существенные изменения внутри страны – в ее экономике, экономической политике государства, правовом обеспечении предпринимательской деятельности, вывозе капитала, защите прав собственности во всех ее формах и проявлениях.
Основная цель — содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.
Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:
• осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима»;
• защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;
• сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного с партнерами повышения в дальнейшем;
• предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли;
• развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;
• предоставление льготного режима для развивающихся стран;
• заключение региональных торговых соглашений;
• установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.
.
Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций — разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер — ТРИМС).
Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный совет, созываемый по мере необходимости — обычно 8-10 раз в год. Он также проводит засеседания в качестве Комиссии по урегулированию споров рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за торговой политикой (регулярный контроль торговой политики членов ВТО). Четыре соглашения ВТО, обязательны только для заинтересованных стран (о торговле гражданской аич1‘ техникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине), привели к созданию особых органов управление, подотчетных Генеральному совету.
Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.
Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывает помощь ряд комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.
Совет по торговле услугами сосредотачивает усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. С ним тесно взаимодействует Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам, а также Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, которые занимаются вопросами, касающимися соответствующих соглашений, заключенных в рамках ВТО.
Секретариат ВТО, возглавляемый генеральным директором и его четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам.
Направления и содержание работы ВТО во многом определяются постоянными представителями при ВТО стран-членов.
Первыми из республик бывшего СССР вступили в ВТО Латвия и Киргизия (в 1998 г.). Шансы Эстонии и Литвы также очень высоки, хотя за последние четыре года были удовлетворены заявления о приеме только четырех государств: Монголии, Панамы, Боливии и Эквадора. Что касается России, то, как считают эксперты «ТО, с учетом темпов проведения в стране либерализации внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности до конца -этого столетия она не будет принята в ВТО.
Еще в 1993 г. Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. Но в конце того же года по завершению многолетних переговоров о либерализации мировой торговли в рамках Уругвайского раунда страны — участницы ГАТТ договорились о создании ВТО. Поэтому в декабре 1994г. России пришлось обновить свою заявку.
Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно — это серьезный экзамен российского внешнеторгового законодательства (включая практику применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и тех условий, на которых страны — участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному соглашению и другим договоренностям этой организации. Другое — это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определяют условия присоединения России к ВТО.
Тарифные предложения представляют собой перечень максимально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений («потолки») ставок ввозных таможенных пошлин по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с соответствующими переходными периодами.России к ВТО — сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.
- . Международные экономические организации
- Вопрос 6. Сущность международного разделения труда и его факторы 13. Сущность международного разделения труда
- 14. Факторы, влияющие на международное разделение труда
- 15. Формы международного разделения труда
- 16. Принципы, преимущества и недостатки международного разделения труда
- Вопрос 10 Основные черты и функции мирового рынка
- 14. Вопрос Типы внешнеторговой политики.
- Вопрос 15. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 16. Ресурсы минерального сырья и топлива
- 17. Земельные, водные и лесные ресурсы
- 18. Распределение природных ресурсов между странами
- Роль природных ресурсов в мировой экономике
- 23. Транспорт: основные направления развития на перспективу
- 26. Численность и темпы роста населения земли
- 29. Международная трудовая миграция, современные тенденции ее развития, основные центры трудовой миграции
- 34. Теорема Столпера-Самуэльсона
- 35. Теорема Рыбчинского
- Теорема Рыбчинского
- 37. Теория жизненного цикла продукта.
- 38.Теория конкурентных преимуществ портера
- 40. Нетарифные методы регулирования
- 41. Товарные биржи как способ международной торговли
- 42. Аукционная торговля
- 43. Торговля комплектным оборудованием
- 44. Международные торги Международные торги
- 10.3.2. Открытые, или публичные, торги
- 10.3.3. Закрытые торги
- Вопрос 45. Платежный баланс: определение и структура.
- Платежный баланс
- 46. 1. Методика составления и теории платежного баланса Система двойной записи
- Принципы построения платежного баланса
- Основы анализа платежного баланса
- 49. Свободные экономические зоны (сэз) в мировой экономике
- Оффшорные зоны;
- Торгово-складские зоны;
- Свободные таможенные зоны.
- Вопрос 50. Международная валютная система: понятие и эволюция
- Особенности функционирования рынков золота.
- Организационная структура и виды рынков золота.
- Вопрос 52. Виды валютных рынков Валютный рынок и его виды (срочный валютный рынок и рынок спот).
- Вопрос 54. Сущность и формы международной миграции капитала
- Формы международной миграции капитала
- 55. Движение капитала в России
- . 56Международные валютно-финансовые и кредитные организации
- 1. Формы экономической интеграции
- 58. Внешняя торговля России и ее место в мировой экономике
- 59.Тенденции и проблемы сша
- 60. Структура национальной экономики сша. Особенности и предпосылки экономического развития.
- 62. Европейский союз в мировом хозяйстве
- 63. Европейский Союз – наиболее развитая интеграционная группировка в мире
- Переход стран Европейского Союза к общей валюте евро.
- 64. Японская экономическая модель
- 65. Специфические особенности и этапы экономического развития Японии
- 66. Крупнейшие корпорации Японии
- Внешнеэкономическая стратегия Японии, ее основные черты и особенности
- 67. Роль Японии в Азиатско – Тихоокеанском регионе
- 69. Основные этапы и особенности развития экономики Китая.
- Критерии, за которыми те или другие государства относят к нис (за методикой оон):
- Факторы появления нис
- Основными внутренними факторами, которые повлекли экономический рост так называемых нис, является:
- Закономерности развития нис
- Модели развития экономик нис Существует две основных модели развития экономик нис:
- 75. Классификация развивающихся стран
- 75. Развивающиеся страны в мировой экономике.
- Организация стран-экспортеров нефти (опек)
- Основные цели опек
- Организационная структура опек
- История развития и деятельности опек
- Проблемы развития стран опек
- 82. Этапы и перспективы развития содружества независимых государств(снг)
- 83.Вто/гатт