11. Региональная политика и экономические районы Китая.
Региональная политика – часть экономической политики страны, связанная с развитием регионов, использованием региональных ресурсов, оказанием помощи депрессивным регионам, выравниванием показателей уровня жизни, доходов населения в разных регионах. Цель региональной политики – формирование единого социально-экономического управления.Центральная, Восточная и Западная экономические зоны (различаются рельефы, климат, водные ресурсы, растительность, население) по уровню экономического развития.
В восточной части существует индустриальная зона. Политика направлена на то что бы АР развивалась система льгот, прокладывание дорог – инфраструктура, санся – сбережение энергетических ресурсов, прокладывание газопровода (Урумчи, Запад-Восток – по пути следования создания СЭЗ. Начали создаваться СЭЗ во время проведения реформ.
Китайские опыт создания СЭЗ - один из самых успешных в мире.
Создание СЭЗ было инициировано ЦК КПК в середине 1979 г. По замыслу создателей они должны были стать «открытыми окнами во внешний мир». Предполагалось, что через них в страну будут поступать капиталы, высокая технология, знания, управленческий опыт, которые после адаптации в зоне будут использоваться по всей стране. Кроме того, они должны были стать полигоном для отработки рыночного механизма с участием всех форм собственности и налаживания наиболее эффективных производственных связей с зарубежными фирмами. В СЭЗ Китая происходит становление и обкатка, как указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI в. будет жить практически весь Китай.
Таким образом, основные цели создания СЭЗ:
привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
увеличение экспортной валютной выручки;
стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
эффективное использование природных ресурсов;
стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции.
На первом этапе были созданы особые экономические зоны Шеньчжень, Чжухай и Шаньтоу (провинция Гуандун) и Сямынь (провинция Фуцзянь), а в 1988 г. – ОЭЗ Хайнань, которая официально была провозглашена пятой ОЭЗ.
Важной движущей силой ОЭЗ стало внедрение в их хозяйственный механизм принципов рыночного регулирования. Каждая из этих ОЭЗ получила право принимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство, независимо от провинциального правительства. Во всех зонах предоставлялось: пониженная ставка налога на прибыль предприятий – 15%, в то время как национальная ставка налога составляет 33%, беспошлинный ввоз товаров для производства экспортной продукции и ее последующего вывоза за рубеж, льготная аренда земли и объектов инфраструктуры. Эти зоны являлись закрытыми территориями, для въезда в них жителям внутренних районов требовалось иметь специальное разрешение.
Основные отличительные черты развития особых экономических зон, в отличие от условий развития внутренних районов, заключались в следующем:
в ОЭЗ более дифференцирована структура собственности, ведущую роль играют предприятия с участием иностранного капитала;
главным в ОЭЗ стало рыночное регулирование;
продукция предприятий ОЭЗ ориентирована на экспорт;
зарубежным инвесторам предоставляются льготы по уплате корпоративного налога;
упрощена процедура получения виз и разрешений;
государство предоставляет зонам значительную самостоятельность в ведении внешнеторговой деятельности и осуществляет контроль над ней.
Региональная политика направлена на создание внешних условий для дальнейшего усиления китайской национальной мощи и стимулирование предпосылок для эффективного использования этой растущей мощи на международной арене. Региональные методы внешней политики КНР базируются на развитии экономического сотрудничества с соседними странами, что должно привести к формированию устойчивых общих интересов стран региона и, соответственно, к созданию надежных механизмов региональной безопасности. Приоритетным направлением региональной политики для китайского руководства является утверждение своего влияния в Восточной Азии. Вместе с тем, несмотря на очевидную приоритетность Восточной Азии для Пекина (хотя бы в силу важности тайваньского вопроса), в самом Китае раздаются голоса, призывающие пока сосредоточиться на других стратегических направлениях. Во внешней политике Китай ставит перед собой две основные цели: создание благоприятных внешних условий для модернизации государства и утверждение КНР в качестве одного из полюсов многополярного мира. Основные методы, которыми пользуется Китай в своей региональной политике, это провозглашаемые им принципов невмешательства во внутренние дела соседних стран и активное вовлечение этих стран в экономический обмен с КНР. Несмотря на то, что иерархия региональных приоритетов Китая сравнительно стабильна и основные интересы сосредоточены в Восточной Азии, откуда исходят в настоящее время основные угрозы безопасности страны, приведенные выше факты свидетельствуют о том, что, в принципе, в определенных условиях возможен если не пересмотр, то некоторая корректировка политики Китая и возникновение более сбалансированного подхода к проблемам на региональном уровне.
- 1.Природно-ресурсный фактор развития экономики Китая.
- 2.Трудовой фактор развития экономики Китая.
- 3. Этапы развития экономики Китая.
- 2Послереформенные 1979/78 до настоящего времени.
- 1.1978-1984 Гг.
- 4. Социально-экономическое развитие Китая в дореформенный период.
- 5.Специфика реформирования экономики Китая.
- 2Послереформенные 1979/78 до настоящего времени.
- 4.1998-2002Гг.
- 5.2003 До н.В.
- 6. Современные особенности и тенденции социально-экономического развития кнр.
- 7. Современная отраслевая и территориальная структура хозяйства кнр.
- 8. Современная отраслевая и территориальная структура промышленности кнр.
- 9. Агропромышленный комплекс (апк) Китая и проблемы его развития.
- 10. Особенности современной транспортной системы кнр.
- 11. Региональная политика и экономические районы Китая.
- 12. Внешнеторговые отношения кнр.
- 13. Роль Китая на мировом финансовом рынке и рынке услуг.
- 14. Российско-китайские внешнеторговые отношения.
- 15. Демографический и трудовой факторы развития экономики Японии.
- 16. Природно-ресурсный фактор и его влияние на развитие экономики Японии.
- 17. Этапы социально-экономического развития Японии.
- 18. Сущность модели «экономического чуда» Японии
- 20. Специфика отраслевой и территориальной структуры хозяйства Японии.
- 21. Машиностроительный комплекс Японии.
- 22. Региональная политика и экономические районы Японии.
- 23. Транспортный комплекс Японии.
- 24. Финансовый кризис 1990-х гг. И его влияние на развитие японской экономики.
- 25. Экономическое развитие Японии в после кризисный период.
- 26. Внешняя торговля Японии.
- 27. Роль Японии на мировом финансовом рынке и рынке услуг.
- 28. Российско-Японские внешнеторговые отношения.
- 29. Общая характеристика хозяйства кндр.
- 30. Этапы социально-экономического развития Республики Корея
- 31. Природно-ресурсный и трудовой факторы развития экономики Республики Корея.
- 32. Внешние и внутренние источники роста Южнокорейской экономики.
- 33. Южнокорейская модель "экономического чуда".
- 34. Современный промышленный комплекс Республики Корея.
- 35. Особенности развития экономики Республики Корея после кризиса 1990-х г.Г.
- 36. Внешняя торговля Республики Корея.
- 37. Российско-Южнокорейские внешнеторговые отношения.
- 38. Торгово-экономическое сотрудничество Иркутской области со странами ва
- 39. Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами ва
- 40. Роль ва в Азиатско-Тихоокеанском регионе.