logo search
УМК Новейшая Азия и Африка ДО

3.1. Методические указания для преподавателей

Решающей фигурой достижения познавательных и мировоззренческих целей общения истории Азии и Африки является преподаватель. Деятельность преподавателя позволяет:

– обеспечит изложение предметного содержания (используя при этом различные технологии);

– определить виды деятельности студентов, с помощью которых формируются теоретические, методологические и методические способности и основные компетентности – предметная, социальная, коммуникативная;

– использовать дифференцированный подход к студентам, предполагающий разные уровни освоения ими учебного материала в соответствии с требованиями программы курса, рекомендованной УМО по специальностям педагогического образования и включающий необходимый минимум ДЕ, предусмотренных ГОС ВПО (2005 г.);

– организовать самостоятельную работу студентов;

– реализовать аксиологическую (ценностную) направленность исторического образования, а именно:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний по истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли стран Азии и Африки во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Предложенное тематическое планирование исторического курса «Новейшая история стран Азии и Африки» позволяет решать целый ряд методологических, психолого-педагогических и методических проблем, связанных с планированием образовательным процесса и его реализации:

▪ учебный процесс строится в соответствии с психологическими законами усвоения информации: 1) погружение в тему; 2) углубление и конкретизация новых знаний, развитие познавательных умений; 3) систематизация и обобщение учебного материала, анализ оценочных суждений, аргументация собственного мнения;

▪ рационально используются разные технологии в организации учебного процесса, в тематическом блоке они образует систему разработанного по определенной логике и в соответствии с целями и содержанием образования на конкретном этапе;

▪ планомерно усложняются и дифференцируются виды познавательной деятельности студентов в соответствии с целями, содержанием и логикой образовательного процесса;

▪ на разных этапах учебного процесса используется разнообразные и полифункциональные типы познавательных заданий в целях актуализации, диагностики, совершенствования проверки и самопроверки достижений студентов и объективной оценки результатов образования;

▪ у преподавателя появляется возможность заранее планировать и готовить студентов к учебным занятиям и заданиям, требующим большего количества времени и привлечения дополнительных источников (семинары, доклады, проекты и т.п.).

Предполагаемые теоретические и учебно-методические рекомендации сделаны на основе рекомендаций УМО РФ по специальностям педагогии образования и включает дидактические единицы, предусмотренные ГОС (2005 г.).

При разработке учебно-методических материалов акцент сделан на необходимость использования студентами самых распространенных учебных изданий, получивших гриф, рекомендовано и допущено Министерством Образования РФ в качестве учебника, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям педагогического образования (080409).

В тематическом планировании принципиальным являются еще два момента. Первый – это аксиологические (ценностные) идеи, которые, по сути, представляют собой ценностно-содержательные выводы относительно ведущих социально-экономических, политических и культурных явлений и процессов в развитии стран Востока в XX – начала XXI вв. Второй заключается в попытке сопоставить материалы вариативных учебных изданий по Новейшей истории стран Азии и Африки и огромного пласта научных исследований.

Следующие положения целесообразно учитывать при моделировании преподавания курса «Новейшая история стран Азии и Африки»:

1. Изучение курса строится по проблемно-хронологическому и регионально-страноведческому принципам. Причем рассматриваются страны или районы Востока, отражающие особенности китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабо-мусульманской цивилизацией в их конкретном проявлении и взаимодействии с Западом.

2. В соответствии с требованиями исторического образования Высшей школы следует самое пристальное внимание уделить современным подходам в изучении истории стран афро-азиатского региона. Наиболее приемлемым являются комплексный подход к восточной цивилизации, развиваемый отечественной школой востоковедов с учетом позитивных достижений западных и восточных школ.

В рамках цивилизованного подхода тематика курса предполагает масштабное освещение исторического развития стран Азии и Африки в очерченный хронологический период, выявление его наиболее характерных срезов и тенденций, а также анализ региональных специфических особенностей конкретных государств и регионов.

3. Хронологические рамки курса новейшей истории стран Азии и Африки в соответствии с ГОС (2008 г.) открывается положением стран афро-азиатского региона после Первой Мировой войны(1918 г.). Однако на современном этапе развития отечественного востоковедения в ряде учебных работ по проблемам истории Востока в XX – начала XXI вв. встречается точка зрения, что целесообразнее сдвинуть хронологические рамки к 1900 г1.

4. Приступая к систематическому изложению истории Востока на основе действующей программы необходимо учесть, что курс в хронологическом плане делится на две части:

I часть охватывает период с 1918 до 1945 гг.

II часть – с 1945 г. по настоящее время.

5. Содержание изучаемого периода для стран Востока составляют процессы модернизации, синтеза традиционного и современного в социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни, развития национально-освободительного движения. Конечно, история стран Востока, в том числе и в новейшее время, развивается под влиянием и во взаимодействии с историей стран Западной Европы и США, российской историей. Однако следует помнить и об исторических особенностях цивилизационного и социокультурного порядка, наложивших отпечаток на ход восточной истории и в новейшее время. Это, прежде всего - сильное воздействие природно-климатических факторов, повлиявших на занятия жителей Востока, разделение труда, демографические процессы и обусловивших определенный циклизм в развитии афро-азиатских обществ. Данные обстоятельства привели к сохранению даже в новейшее время сильного государственного начала (особенно в китайской истории). Это обусловило государственный контроль над всеми важнейшими сферами развития восточных обществ и подчиненное положение частнособственнического сектора экономики. Последний, не имевший официально-правовых гарантий для своего нормального существования и развития, был заинтересован в крепкой власти центра, ибо только она могла гарантировать защиту от местных властей, а также от социальных потрясений внутреннего характера и внешних вторжений.

Специфичной была на Востоке новейшего периода и социальная структура, носившая отпечаток традиции и колониального синтеза. Отметим ряд ее важнейших черт. Это невычлененность индивида из коллектива, слабость отдельных собственников. Заметную роль играла система вертикальных связей и замкнутых корпораций при слабой классовой дифференцированности и второстепенной роли классовых антагонизмов. Выработанные веками корпоративные и патронажно-клиентальные связи были закреплены традициями и освящены религией, сохранили большую устойчивость, несмотря на кризисы государственной власти и иностранные вторжения. Тем самым политические и социальные катаклизмы внутри восточных обществ не вели к их структурному обновлению, к выходу за рамки традиционной (докапиталистической) системы. Религия сохраняла свое значение и служила важным элементом социально- политической жизни стран Азии и Африки.

Однако начатые на рубеже ХIХ-ХХ вв. мощной экспансией индустриальных капиталистических государств на Востоке процессы колониального синтеза стали оказывать противоречивое воздействие на развитие афро-азиатского мира. Это особенно ярко проявилось в изучаемый период новейшей истории.

В 1918-1945 гг. лишь Япония смогла закрепить заложенные эпохой “Мейдзийских преобразований” основы капиталистического уклада и превратиться в индустриально-аграрную державу, вставшую на путь активной колониальной политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В других странах Востока продолжался сложный процесс ломки старого социально-экономического уклада, трансформации традиционного общества в переходное. Первая мировая война, временно ослабившая позиции западных держав в экономике колониальных и зависимых стран, стимулировала процессы роста национального предпринимательства (“золотое время” в Китае, формирование первых монополий в текстильной сфере в Индии и т.д.). В странах Востока постепенно развивались основы капитализма, характерные для так называемого “третьего эшелона” мирового развития. Их чертами являются: значительная роль внешнего импульса в лице индустриальных держав Европы и США, неорганичность капиталистической эволюции, сосуществование буржуазных и докапиталистических структур, экономические диспропорции, жесткая привязанность к мировому капиталистическому хозяйству, а также громадный разрыв в уровнях развития между центрами метрополиями и отсталой восточной “периферией”. Следует отметить и диспропорции социально-экономического развития внутреннего порядка: неравномерность роста определенных районов, сосуществование наряду с элементами капиталистического хозяйства архаичных феодальных и патриархальных аграрных структур. Быстрее шла модернизация тех стран Востока, которые уже ранее были втянуты в капиталистические мирохозяйственные связи (Китай, Индия, Турция, Египет и др.). Однако колониальное и полуколониальное положение стран Азии и Африки постепенно выявляло пределы роста новых явлений (технико-технологическая отсталость, протекционизм великих держав, неравноправное политико-юридическое положение в международных политических и экономических отношениях). Это приводило в дальнейшем к обострению противоречий между объективными потребностями стран Востока в модернизации и стремлением колониальных держав сохранить свои колониальные владения и сферы влияния.

Наблюдаются и серьезные изменения в социально-классовой структуре. Прежде всего - это рост национальной буржуазии и рабочего класса, перемещение центра новых явлений в городскую среду, резкое увеличение роли национальной интеллигенции, представленной в основном выходцами из традиционных слоев, но объективно выражающей буржуазные националистические идеи.

В изучаемый период идут процессы становления наиболее крупных наций - ханьцев, бенгальцев, гуджаратцев, персов, турок, арабов стран Ближнего Востока и Северной Африки. Несмотря на наличие сильных религиозных различий, кланово-корпоративных связей, преобладают тенденции консолидации крупнейших этносов Востока, что, прежде всего, объясняется необходимостью решения самой главной задачи, в которой было заинтересовано большинство населения Азии и Африки, - достижения национальной независимости как первого шага к созданию политически независимой государственности. Поэтому на Востоке, несмотря на уже обозначившиеся социально-классовые проблемы, национально-освободительные тенденции в 1918-1945 гг. преобладали.

Сильное влияние на страны Востока оказала не только первая мировая война, но и мировой революционный кризис 1918-1923 гг., особенно события в России, связанные с революциями 1917 года, реально обозначившими альтернативность движения общества.

Громадное влияние на национально-освободительные движения народов Востока оказал также отказ советской России от неравноправных договоров, курс на установление равноправных отношений со странами Востока, разносторонняя поддержка народов Востока (морально-политическая, дипломатическая, военно-финансовая) от Монголии до Турции. Освободительными движениями Монголии, Китая, Турции, других стран был использован опыт строительства государственности и создания партийно-политических структур, а также армии. Коминтерн пытался укрепить влияние и оказать помощь политическим течениям радикально-социалистического движения на Востоке.

Мировой революционный кризис 1918-1923 гг. ознаменовался и мощной волной восстаний, освободительных движений в Азии и Африке. Это - “рисовые бунты” в Японии, мартовское восстание в Корее 1919 г., “движение 4 мая” 1919 г. в Китае, англо-афганская война 1919 г., революционный подъем в Индии, Иране в 1918-1922 гг., национально-освободительная революция в Турции 1919-1923 гг., восстания в Египте, Сирии и Ираке в 1919-1920 гг. и другие. Эти выступления были продолжением эпохи “пробуждения Азии” и сопровождались ростом влияния человеческого фактора, вовлечением широких народных масс в борьбу за национальное освобождение. Параллельно происходил процесс формирования новых политических партий, преимущественно буржуазно-национального толка, хотя еще сохраняли влияние и традиции “феодального национализма”.

В годы частичной стабилизации капитализма, сохранившиеся противоречия народов Востока и великих держав-метрополий, отношения зависимости и неравноправия стимулировали продолжение освободительных движений, крупнейшим из которых стала революция 1925-1927 гг. в Китае. Углубили противоречия индустриального капиталистического центра и восточной окраины и попытки Запада использовать колонии и полуколонии как важный фактор ослабления влияния мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Это привело к резкому усилению национально-освободительной борьбы, в ряде стран она приняла преимущественно вооруженный характер.

Начало кризиса колониальной системы заставило ведущие капиталистические державы маневрировать, искать возможности укрепления и расширения своего влияния в афро-азиатском мире. Тому пример - созданная в Версале система “мандатов”, “договоры независимости” и сохранявшие фактическое господство Англии и Франции, но делавшие политические уступки местной традиционной и буржуазно-националистической элите (англо-иракский договор 1930 г., франко-ливанский договор 1933 г., англо-египетский договор 1934 г. и “рабская конституция” 1935 г. Индии).

Обострение противоречий с империалистическими державами, рост национально-освободительного движения на Востоке, развитие капиталистических отношений, постепенное формирование переходных многоукладных обществ вызвали к жизни общественно-политические движения буржуазно-национального характера. Эти движения были направлены на достижение в качестве конечной цели политической независимости и создание суверенных государств. Их лидеры - Сунь Ятсен, Ганди, Сукарно и другие - пытались в теории и практике соединить традиции и опыт западных стран, России, расширить социальную базу местной элиты за счет опоры в массах крестьянства и городских низов.

Ряд лидеров буржуазно-национальных движений на Востоке в 20-30-е гг. попытались, опираясь на местные националистические движения и используя опыт развитых стран, противоречия между ними, осуществить своеобразный вариант “революции сверху”. Реформы, проводимые Чаи Кайши в Китае, Реза-ханом в Иране, М. Кемалем (Ататюрком) в Турции, Х. Чойбалсаном в Монголии, способствовали устранению наиболее уродливых пережитков феодализма (или способа производства”, по мнению ряда авторов) в политической и некоторых экономических областях жизни этих стран и вели к их дальнейшей модернизации. Причем данный процесс сопровождался не только серьезными внешнеэкономическими (внешнеполитическими) проблемами, но и борьбой внутри восточных обществ традиционных и религиозных сил и сторонников обновления на основе синтеза традиции и новых мировых явлений в экономической и политической жизни.

Вторая мировая война прямо или косвенно втянула афро-азиатский мир в свою орбиту. На территории Северной, Восточной Африки, обширных районов Китая, Юго-Восточной Азии идут бои между силами стран Оси и антифашистской коалиции. В ряде районов (наиболее ярко - в Китае и Юго-Восточной Азии), несмотря на серьезные противоречия, различные политические силы - от буржуазных националистов, местной традиционной верхушки, до коммунистов - создают единые антиимпериалистические фронты. Применяются различные формы борьбы против японского агрессора: военные действия, создание освобожденных районов, использование легальных прояпонских организаций, помощь великих держав (в основном - США и СССР). Война вновь обострила противоречия между старыми колониальными державами и народами Востока. Разгром фашизма и милитаризма создал благоприятные условия для вступления национально-освободительного движения в фазу политической деколонизации, приведшей к краху колониальной системы прямого контроля и господства в большинстве стран афро-азиатского мира.