logo search
shporgalki_k_gos_eksamenu

13. Роль Китая на мировом финансовом рынке и рынке услуг.

Китай успешно использует различные формы экономического сотрудничества с тихоокеанскими странами, прежде всего в области привлечения иностранного капитала.

Иностранные инвестиции — это не только валютные средства, но и современная технология и организация, опыт установления и поддержания деловых контактов с зарубежными странами.

Политика "открытых дверей" в отношении иностранных инвестиций прошла несколько этапов. На протяжении первого этапа (1979—1985) поступление капитала стабильно возрастало, достигнув 4,6 млрд дол. в 1985 г. Второй этап (1986—1989) продемонстрировал уже крупномасштабный приток иностранного капитала, объем которого к 1988 г. вырос до 10,2 млрд дол.. В начальный период преобладали вложения в непроизводственную сферу (гостиницы, магазины, рестораны и т. п.) и лишь 27 % иностранного капитала помещалось в производство.

В 1980—1981 гг., чтобы стимулировать поток инвестиций, в прибрежных городах Шэньчжэне, Гуандуне, Фуцзяне и Сямэне были учреждены четыре Специальные экономические зоны (СЭЗ). Эти зоны, открытые первоначально в качестве эксперимента в условиях начавшихся экономических реформ, стали впоследствии наиболее динамичными центрами роста экономики. Здесь были установлены льготные налоги, лицензирование импорта, льготные тарифы, а также разрешалось создавать не только совместные предприятия с миноритарной или мажоритарной собственностью, но и предприятия, полностью находящиеся в иностранной собственности.

Такие меры моментально способствовали увеличению притока иностранного капитала, главным образом в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Успех первых СЭЗ дал толчок созданию новых областей, открытых внешнему миру.

На первом этапе становления инвестиционных отношений охрана интересов иностранных инвесторов осуществлялась на основе норм гражданского и административного права, а также международных двусторонних договоров, носивших характер соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций.

Но при отсутствии строгого контроля над получением и использованием инвестиций, характерном для этого этапа, часто заключались контракты, не обладавшие высшим приоритетом или заведомо невыполнимые, что вызвало необходимость скорейшего устранения беспорядка в валютных операциях. Учреждение в 1986 г. Государственной администрации валютного контроля завершило первый и открыло второй этап использования иностранного капитала, теперь уже в условиях четкого управления и строгого контроля над операциями. Введение контроля над привлечением и использованием инвестиций сразу отразилось на их росте.

Содержанием третьего этапа привлечения иностранного капитала (с 1989 г.) стало усовершенствование инвестиционного процесса. В июне 1989 г. китайское правительство впервые определило приоритеты для иностранных инвестиций. Наиболее важными были признаны проекты совместных предприятий, применяющих передовую технологию и ориентирующихся на экспорт, а также проекты в электроэнергетике, транспорте, телекоммуникациях, добыче и переработке сырья. За годы реформ было создано большое количество совместных предприятий или полностью иностранных фирм. К марту 1996 г. их численность выросла до 260 тыс., а стоимость иностранных инвестиций — до 142,8 млрд дол., что позволило Китаю в 1993—1995 гг. стать второй после США крупнейшей страной — реципиентом ПИИ.

В настоящее время потоки иностранного капитала сконцентрированы главным образом в обработке и сборке индустриальных изделий, в капиталоемких отраслях промышленности, в высоких технологиях, в торговле, а также в услугах и инфраструктуре. Доля вложений в сельское хозяйство до сих пор остается невысокой.

Интерес иностранных инвесторов к прямым инвестициям в экономику Китая вполне объясним, так как Китай является сейчас одной из самых привлекательных стран третьего мира и стран с переходной экономикой для деятельности иностранного капитала.

Главными факторами, которые стимулируют его приток в КНР, являются большая емкость внутреннего рынка, огромные ресурсы, относительно низкая стоимость рабочей силы, благоприятные валютные курсы, тарифные ставки и политическая стабильность.

Особое значение для экономического развития Китая играет привлечение прямых инвестиций. ПИИ помогают приобретать современную технологию, оборудование, расширять экспорт предметов потребления и замещать импорт изделиями отечественного производства. При этом между экономическим ростом Китая и увеличением притока капитала существует взаимосвязь: увеличение ПИИ, сопровождающихся передачей передовой технологии и опыта управления, способствует ускорению экономического роста, а развитие экономики, в свою очередь, создает предпосылки для привлечения иностранных инвестиций.

В середине 80-х годов в КНР наблюдалась вторая волна быстрого роста туризма. Это обстоятельство дало толчок строительству новых гостиниц и отелей среднего и высшего классов с участием зарубежного капитала. Однако многие отели, особенно в Пекине и Шанхае, уже в начале 90-х годов начали испытывать финансовые трудности из-за неправильного выбранной территории расположения, недочетов в ценовой политике, т.е. китайцы не смогли в полной мере использовать возможности нарастающего туристского рынка. По прогнозу соответствующих ведомств, перспективы развития китайского туристского рынка огромны и внушают большой оптимизм. Согласно данным ВТО, в 2020 году Китай займет 1-е и 4-е места в мире соответственно по числу принятых туристов из-за границы и числу отечественных туристов, совершивших заграничные турпоездки. По мнению сотрудников Государственного управления по делам туризма КНР, проведение Олимпийских игр 2008 года в Пекине создало новые возможности для развития туризма в Китае. Быстрому росту выездного туризма Китая способствуют в первую очередь быстрые темпы экономического развития страны. В 2009 гг. ВВП по ППС равен 8,8 трил. долл., ВВП на душу населения составил 6500 долл. В ближайшие 20 лет прогнозируется увеличение доходов жителей Китая, что повлечет за собой изменение потребительской модели, в частности возрастут расходы на отдых и путешествия. Уровень развития выездного туризма служит показателем степени открытости страны. Важным фактором, ограничивающим развитие выездного туризма в Китае, является внутренняя политика. В отношении выездного туризма отмечается её либерализация, ограничения на выезд в другие страны, вероятно, будут и далее снижаться. За последние годы была значительно упрощена процедура получения заграничных паспортов, увеличилось количество турагентств, аккредитованных на работу в выездном туризме, расширился перечень стран, официально рекомендованных китайским правительством для посещения с целью туризма. Это привело к значительным изменениям в структуре, динамике и географии выездного туристического потока из КНР. В настоящее время КНР превращается в одну из мировых туристических держав. Китай станет одним из мировых лидером по объему въездного туризма. Валютные поступления Китая от туризма составили свыше 2 млрд. долл. Китай является перспективной страной для развития в ней туризма. Возможность ее конкурентоспособности на туристском рынке говорит о ее перспективном будущем в сфере туризма.