logo search
Архив ZIP - WinRAR / Социология 1 / Кравченко 2

1.3. Типология и функции институтов_______

Таковы фундаментальные институты. Внутри них скрываются более мелкие образования. Их тоже назы­вают институтами, но только неглавными, неосновны­ми. Что они собой представляют?

Дело в том, что у каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвер­тация валюты, защита частной собственности, профес­сиональный подбор, расстановка и оценка труда ра­ботников, маркетинг, рынок и т. д.

Одни выступают элементами. Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата и т. д., относящихся к основ­ному институту религии.

Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судо­производства, адвокатуры, присяжных, судебного кон­троля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т. д.

Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцов­ства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т. д.

Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные институты — это частные социальные практики либо обычаи.

Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устояв­шейся практикой. То и другое верно. Ведь, определяя основной институт, мы уже включали в него и соци­альные практики, и обычаи.

В отличие от основного института неосновной вы­полняет специализированную задачу (к примеру, ин­ститут представителей президента России или инсти­тут наставничества в СССР), обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаметальную потреб­ность. Так, важнейший институт — собственность Т. Веблен возводил к потребности или склонности че­ловека к соперничеству.

Общая черта тех и других — выполняемые функ­ции. Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе гово­ря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть слово «функциониро­вание» означает очень простую вещь— приносить обществу пользу.

Напротив, если от института помимо пользы проис­ходит вред, будем называть подобные действия дисфун­кцией. К примеру, функция (задача) института образо­вания — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если обра­зование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустит в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфун­кцию, плюс — в минус.

Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают об­щество. Минусы, т. е. дисфункции его расшатывают.

Еще в 80-е годы мы начали говорить о кризисе в России института семьи. В чем конкретно он выража­ется, понятно: резкий рост разводов, неправильное распределение ролей между мужем и женой, неэф­фективная социализация детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дис­функций в нем уравнялось либо превысило число функций. А последствия для общества? Их нетрудно представить.

Сделаем вывод: у социальных институтов (основ­ных и неосновных) есть не только функции (приноси­мая ими польза), но и дисфункции (наносимый обще­ству вред).

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются.

К явным функциям школы относятся приобрете­ние грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества.

Но у нее есть также скрытые функции: приобре­тение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Можно убедиться, что функции и дисфункции от­носительны, а не абсолютны.

Каждая из них имеет два вида — явный и латент­ный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией.

К примеру, одним важно приобрести в универси­тете фундаментальные знания, а другим завязать зна­комства. В таком случае пересечение функций, дисфункций, явных и латентных функций можно изобразить в виде логического квадрата. Подобный прием нам еще пригодится, когда мы перейдем к социальным санкциям.

Сделаем вывод: социальные институты имеют яв­ные и латентные (скрытые) функции. Латентные функ­ции тем отличаются от дисфункций, что они не нано­сят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.