Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины девятнадцатого века и их самых известных достижений.
Первая половина девятнадцатого века стала временем необыкновенного культурного подъема в России, «золотым веком» русской культуры. Развитие культуры ознаменовалось основанием ряда научных обществ: Русского географического, Общества любителей российской словесности и другие. На этот период приходиться деятельность выдающегося геометра, профессора Казанского университета Н. И. Лобачевского, разработавшего в геометрии отдельное направление, создавшее предпосылки для обоснования математических концентраций современной физики. Больших успехов в медицине достиг хирург Н. И. Пирогов. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя неподвижную гипсовую повязку. Четырех томный атлас Пирогов получил мировую известность. Химик Н. Н. Зинин разработал теорию синтеза анилина, используемого для закрепления краски в текстильной промышленности. Физик Б. С. Якоби стал конструктором первого электродвигателя. В области электротехники физик, академик Петербургской Академии наук А. А. Петров впервые продемонстрировал явление электрической дуги и выдвинул идею о её практическом применении для сварки и плавления металлов. П. Л. Шиллинг сконструировал и осуществил в 1832 году в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Мореплаватели И. Крузенштерн и Ю. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803-1806). Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в 1819 году открыли Антарктиду. Русские ученые исследовали острова Тихого и Ледовитого океанов, Аляску, нижнее течение Амура. В 1845 году было создано Русское географическое общество, одно из старейших географических обществ мира. Оно внесло крупный вклад в изучении географии России и других стран. Первая половина девятнадцатого века ознаменовалась подъемом интереса к своему прошлому, к отечественной истории. Во многом это произошло благодаря работе «отца» российской исторической науки Н. М. Карамзина, создавшего знаменитую «Историю государства Российского». Многие россияне впервые осознали важность и значение допетровской истории. В это время начинается деятельность другого выдающегося русского историка С. М. Соловьева, научные труды которого связаны с развитием одной из ведущих школ отечественно историографии – государственной школы. Первая половина девятнадцатого века стала «золотым веком» русской литературы. Классицизм уступает место сентиментализму, наиболее ярким представителем которого был Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»). Другое литературное течение – романтизм – было представлено поэтами В. А. Жуковским, К. Ф. Рылеевым и другими, которые оказали огромное воздействие на русскую поэзию в целом. Реализм – стремление изображать жизнь в её типичных проявлениях со всеми достоинствами и недостатками – связан с творчеством А. С. Грибоедов «Горе от ума» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В это время расцветает творчество М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова и других писателей. Смена стилей и направлений происходила и в живописи. Последователем романтизма в портретной живописи стал О. А. Кипренский, создавший портреты Жуковского, Пушкина и многих других современников. К. П. Брюллов был наиболее ярким представителем классицизма в живописи. Особенно знаменита его картина «Последний день Помпеи». Заметную роль в культуре России начинает играть театр. Центром театральной жизни в Москве был Малый театр, репертуар которого состоял, кроме произведений европейских классиков ещё молодого Островского, главным образом из драм романтического характера. М. И. Глинка обогатил российскую музыкальную культуру операми «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». С его именем связано возникновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Это время продолжения классицизма в архитектуре и скульптуре. В Петербурге и Москве возводятся величественные архитектурные ансамбли: К. России – здание Главного штаба, Монферран – Исаакиевский собор, Воронихин – Казанский собор. Жилярди выстроил здание Московского университета. К. Том воздвиг в Кремле комплекс Большого Кремлевского дворца, а также знаменитый храм Христа Спасителя. Скульптор Н. Мартос создал на Красной площади в Москве памятник Минину и Пожарскому. На Дворцовой площади Петербурга была воздвигнута 47-метровая колонна как памятник Александру первому и монумент в честь победы в войне 1812г.
БИЛЕТ №6.
- Древняя Русь в девятом – начале двенадцатого века: возникновение государства, киевские князья и их деятельность.
- Внешняя политика ссср в середине 1950-х - середине 1960-х годов: доктрины и практика.
- Дайте характеристику личности и деятельности одного из российских императоров XIX в.
- Политическая раздробленность Руси в денадцатом-тренадцатом веках: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве.
- Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки в России начала двадцатого века и их научные достижения, открытия и изобретения.
- Древнерусская культура десятого – начала тринадцатого века.
- Формирование новой российской государственности в 90-е годы двадцатого века: этапы и особенности политического процесса.
- Перечислите события Северной войны в их хронологической последовательности. Какое важное для государственного статуса России решение принял Сенат по её окончании?
- Тринадцатый век в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
- Новая экономическая политика: причины проведения, мероприятия, итоги.
- Дайте характеристику одному из представителей общественного движения в России девятнадцатого века.
- Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв.
- Реформы п. А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины девятнадцатого века и их самых известных достижений.
- Московское государство в эпоху Ивана Грозного: основные направления и результаты внутренней политики. Опричнина.
- Образование ссср: предпосылки, причины, принципы создания ссср.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России второй половины девятнадцатого века и их самые известные достижения.
- Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в пятнадцатом-шестнадцатом веках.
- Особенности развития художественной культуры России в начале двадцатого века и её вклад в мировую культуру.
- Назовите понятия, относящиеся к периоду перестройки (1985-1991). Раскройте их содержание.
- Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв.
- Участие России в Первой Мировой войне: причины, роль Восточного флота, последствия.
- Дайте общие определения для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся:
- Россия в конце XVI – начале XVII в. Смутное время и его последствия.
- Основные направления внешней политики ссср в 1920-1930-е гг.
- Назовите общее определение для следующих понятий:
- Россия в семнадцатом веке: новое в социально-экономическом в политической развитии.
- 2. Великая Отечественная война:
- 3. Дайте характеристику одному из руководителей восстания декабристов (по выбору).
- 1. Народные движения в 17 веке. Церковный раскол.
- 2. Коллективизация в ссср.
- 3. Дайте сравнительную характеристику личностей и деятельности двух
- 1. Преобразования в России в первой четверти восемнадцатого века.
- 2. Революционный процесс в России 1917 г.: февраль – октябрь.
- 27 Февраля.
- 3. Назовите общее определение для следующих понятий:
- 1. Дворцовые перевороты в России в XVIII в.
- 2. Социально-экономические реформы и социально-экономические процессы в России в 90-е гг. Хх – начале ххi в.: основные направления, результаты и проблемы.
- 3. Дайте краткую характеристику одному из российских реформаторов девятнадцатого – начала двадцатого веков (по выбору).
- 1. Россия в эпоху Екатерины – 2: просвещённый абсолютизм.
- 2. Гражданская война в России:
- 3. Дайте характеристику одному из московских князей 14 – начала 15 веков (по выбору).
- 1. Внешняя политика Российской империи в 18 веке:
- 2. Политика индустриализации в ссср:
- 1. Культура и общественная мысль России в 18 веке.
- 2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны:
- 3. Составьте план-перечисление важнейших событий истории
- 1. Основные направления и итоги внутренней политики Александра-1.
- 2. Ссср в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг.)
- 3. Дайте характеристику одному из киевских князей 9 – 12 веков (по выбору).
- 1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход.
- 2. Период «оттепели» в ссср,
- 3. Составьте план рассказа о Куликовской битве.
- 1. Декабристы: идейные предпосылки «декабризма», система взглядов, тактика действий.
- 2. Завершающие этапы вов и Второй мировой войны: основные сражения, поражение и капитуляция гитлеровской Германии и Японии,
- 3. Назовите, используя карту, народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, которые проживали на территориях, присоединённых к России в 16 веке.
- 1. Основные направления и итоги внутренней и внешней политики Николая-1
- 2. Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.:
- 3. Назовите основные вехи процесса закрепощения крестьян в России.
- 1. Общественные движения в России в 1830 – 1850-е гг.
- 2. Россия в системе современных международных отношений:
- 3.Расположите в хронологической последовательности следующие военные события 18 в.:
- 1. Реформы 1860 – 1870 гг.: содержание, итоги, последствия.
- 2. Духовная и культурная жизнь в ссср в 1950 – 1980-е гг.:
- 3. Назовите и расположите в хронологической последовательности первых царей из династии Романовых (до Петра-1).
- 1. Социально-экономическое развитие России в пореформенные годы.
- 2. Внешняя политика ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: доктрины и практика.
- 3. Назовите и покажите на карте наиболее значительные города Древней Руси.
- 1. Внешняя политика России во второй половине 19 века: основные направления, события.
- 2. Распад ссср: причины, ход и последствия. Начало становления новой российской государственности.
- 3. Назовите восточнославянские племена, покажите на карте занимаемые ими территории.
- 1. Художественная культура и духовная жизнь России во второй половине девятнадцатого века.
- 2. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и общественно-политической системы, итоги.
- 3. Из перечисленных территорий назовите те, которые вошли в состав России в XVII в.: Левобережная Украина, Казанское ханство, Камчатка, Смоленские и Черниговские земли, Азов.