9.5. Направления развития государств-стран членов снг и ЕврАзЭс
При изучении данного вопроса рассмотрим сначала проблемы сотрудничества стран СНГ.
Государственно-политическая ликвидация СССР, инициированная лидерами России, Украины и Белоруссии в конце 1991 г., вызвала процессы экономического размежевания, а затем - попытки экономической консолидации отдельных стран на основе государственной самостоятельности их народнохозяйственных структур.
Эти явления, наблюдаемые в течение 10 лет, показывают, что преобразование интеграционного процесса в рамках народнохозяйственного комплекса в едином супер-государстве в аналогичный процесс, но уже на межгосударственной основе, сопряжено с огромными трудностями.
Конец 1990-х гг. характеризуется обострением противоречий между странами СНГ при попытках достижения единства взглядов и действий, связанных с реализацией интеграционных процессов, согласованных руководством этих государств еще в период 1992-1994 гг. Это заставляет еще раз вернуться к вопросу о национальных интересах, анализу и сопоставлению национальных концепций внешнеэкономических связей стран СНГ, вытекающих из стратегических целей их экономик, особенностей внешнеэкономической деятельности и соответствующей правовой базы. Как показывает опыт истекших лет, требуется разработка более обоснованной научной аргументации для переговорного процесса о возможных путях согласования экономических интересов по вопросам интеграции стран СНГ, а не искусственное форсирование этих процессов.
Разработка концептуальных основ учета национальных интересов и разрешения противоречий при формировании интеграционных образований в рамках СНГ предполагает рассмотрение следующих вопросов.
1. Стратегии экономического развития стран СНГ в начале ХХI в.
2. Внешнеэкономические составляющие этих стратегий, включающие ориентиры экспортной и импортной политики; отношения с дальним и ближним зарубежьем.
3. Системы управления внешнеэкономической деятельностью, включая степень либерализации внешней торговли; правовая база этой деятельности и направления ее развития с учетом национальных интересов и внешних факторов (ВТО и др.).
4. Влияние национальных моделей внешнеэкономических связей на участие стран СНГ в интеграционных процессах (зона свободной торговли, таможенный союз, платежный союз, международные предпринимательские структуры и другие коллективные образования на пути к экономическому союзу).
Создание в конце 1991 года Содружества независимых государств преследовало цели наиболее оптимального перехода его членов - бывших союзных республик, к новым формам политического и экономического партнерства. Страны - участники СНГ ставили перед собой задачи обеспечения деятельности зоны свободной торговли, Таможенного союза и единого экономического пространства, проведения общей налоговой, финансовой, тарифной и социальной политики. СНГ должно было выполнить роль интегратора стран постсоветского зарубежья, оказавшихся после распада СССР в новых социально-экономических и политических условиях.
Однако уже в начале 90-х годов стало очевидно, что, несмотря на большое значение взаимодействия между постсоветскими государствами для их экономических систем, несмотря на наличие значительного интеграционного потенциала, усилились и центробежные тенденции. Страны постсоветского зарубежья с различных позиций стали подходить к реализации основных задач стоящих пред Содружеством, по-разному оценивать его стратегические цели и механизмы деятельности.
В этих условиях перед государствами - членами СНГ встала необходимость создания различных структур, которые могли бы обеспечить разноуровневую интеграцию. Первыми шагами на пути формирования подобных объединений стало подписание 6 января 1995 года Соглашения о Таможенном союзе России и Беларуси, к которому впоследствии присоединились Казахстан и Киргизия, а также заключение 29 марта 1996 года четырехстороннего Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
В 1997 году были подписаны такие важные документы, как Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза и Протокол о международных торговых переговорах государств-участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию, в которых были прописаны общие принципы деятельности и обязательства сторон в соответствующих областях.
В 1998 году интенсивность взаимодействия заметно расширилась: были заключены соглашения о формировании Транспортного союза, о международном автомобильном сообщении, о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза, о взаимодействии энергетических систем, а также целый ряд межведомственных соглашений и протоколов. Интеграционному процессу были заданы необходимые направленность и динамика. Число участников объединения возросло до пяти: в него вступил Таджикистан.
26 февраля 1999 года был подписан договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, максимально упрощены процедуры таможенного контроля на внутренних границах, согласованы совместные действия по активизации торгово-экономического сотрудничества, заложены основы общего таможенного тарифа и принципы применения защитных мер в торговле, определены меры по укреплению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. В целях формирования единого правового пространства партнеры сформулировали направления сближения и гармонизации национального законодательства.
За время, прошедшее после подписания Договора о Таможенном союзе были достигнуты успехи, как в проведении согласованной внешнеэкономической и таможенной политики, так и в процессе унификации национальных законодательств. По многим наименованиям номенклатуры товаров были введены общие таможенные тарифы, реализованы меры нетарифного регулирования. Однако, несмотря на достижения, не сложилась единая таможенная территория с общими внешними границами и единая система ее управления, и даже фактически функционировавший на основе двусторонних соглашений режим свободной торговли не начал в полной мере реализовываться на практике.
На заседании Межгосударственного совета 23 мая 2000 года в Минске Президент Российской Федерации Владимир Путин высказался за решительный поворот к повышению эффективности сотрудничества и выдвинул инициативу о создании на базе объединения полноценной межгосударственной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим механизмом. Было принято решение о создании специальной Межправительственной рабочей группы для подготовки предложений по созданию такой организации и проектов ее уставных документов.
В ходе ее работы дискуссию вызвали вопросы о штаб-квартире организации, оптимальной структуре органов управления и роли секретариата. Основная же полемика развернулась вокруг выдвинутого российской стороной предложения обеспечить в объединении, учет "экономического веса" участников в соответствии с международной практикой. Часть партнеров выступила в пользу создания уже на данном этапе организации, наделенной определенными наднациональными полномочиями, игнорируя недостаточный для этого уровень интеграции национальных правовых систем и неполную согласованность социально-экономических программ развития государств участников переговоров. Другие настаивали на необходимости сохранения сторонами полного суверенитета и независимости, незыблемости принципа "одна сторона - один голос" и консенсуса при принятии решений.
В итоге удалось достичь понимания неизбежности поэтапного движения по пути интеграции без чрезмерного ускорения и с учетом международного опыта в данной области. Партнеры признали, что, по существу, никто из них сегодня не готов передать часть своего суверенитета каким-либо наднациональным структурам, и согласились с концепцией создания международной организации, в рамках которой суверенные государства могли бы эффективно сотрудничать, постепенно продвигаясь к более высоким ступеням интеграции.
Все это позволило президентам России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, подписать 10 октября 2000 г в Астане Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.
На сегодняшний день существует огромное количество проблем, связанных с взаимодействием стран СНГ. Одной из проблем также является применение во взаимной торговле государствами ЕврАзЭС антидемпинговых мер во взаимной торговле. Важным негативным элементом остается отсутствие комплексного анализа по оценке экономических и политических последствий вступления государств ЕврАзЭС в ВТО.
Для ЕврАзЭС характерно также слабое развитие национальных фондовых и валютных рынков, низкий уровень интеграции государств ЕврАзЭС в аграрной сфере.
Почти отсутствуют производственная кооперация и специализация между предприятиями отрасли. Низким остается уровень привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики стран Сообщества.
Отмечается также низкий уровень взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса государств ЕврАзЭС.
Взаимодействию субъектов малого и среднего бизнеса государств ЕврАзЭС препятствует наличие определенных рисков для развития предпринимательства в странах Сообщества: высокий уровень коррупции; вмешательство государственных органов в деятельность малых и средних предприятий; отсутствие финансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. В настоящее время основной проблемой для развития малого и среднего бизнеса в государствах ЕврАзЭС являются всевозможные законодательные барьеры, огромное количество проверок со стороны государства, стремление многих чиновников усилить контроль за деятельностью предприятий.
- Оглавление
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран 3
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве 19
- Тема 11. Международная торговля 53
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения 90
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран
- 9.1. Роль и место постсоциалистических стран в мировой экономике
- 9.2. Особенности развития экономики постсоциалистических стран
- 9.3. Изменение отраслевой структуры
- 9.4. Характеристика стран Вишеградской группы
- 9.4.1. Современная Польша (с1989)
- 9.4.2. Современная Венгрия
- 9.4.3. Современная Чехия
- 9.4.4. Современная Словакия
- 9.5. Направления развития государств-стран членов снг и ЕврАзЭс
- 9.6. Внешнеэкономические связи постсоциалистических стран
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве
- 10.1 Основные направления экономических реформ в рф
- 10.2. Изменение отраслевой структуры
- 10.3. Формирование рыночных институтов
- 10.4. Место России в современных мирохозяйственных процессах
- 10.4.1. Уникальность потенциала России
- 10.4.2. Возрастающая роль Российской Федерации в мировой экономике
- 10.4.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России с другими странами
- 10.4.4. Особенности и перспективы развития отечественной экономики
- 10.4.5. Анализ влияния тенденций в мире на российскую экономику
- 10.4.6. Экономическая безопасность рф в переходный период
- Тема 11. Международная торговля
- 11.1. Теории международной торговли
- 11.2. Формы и методы международной торговли
- 11.2.1. Формы международной торговли.
- 11.2.2 Методы международной торговли.
- 6. Состязательные методы международной торговли.
- 11.3. Характеристика современной международной торговли услугами
- 11.3.1. Сфера услуг в постиндустриальной экономике.
- 11.3.2. Отраслевая структура мирового рынка услуг.
- 11.4. Международный технологический обмен
- 11.5. Внешняя и международная торговая политика
- 11.5.1. Основные виды внешнеторговой политики
- 11.5.2. Нетарифные методы протекционистской политики
- 11.5.3. Соотношение протекционизма и фритредерства и новый экономический порядок
- 11.5.4. Внешняя торговля рф
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
- 12.1. Валюта и международные валютные отношения
- 12.2. Валютная система и ее эволюция
- 12.3. Валютные рынки
- 12.3.1. Понятие и структура валютного рынка
- 12.3.2. Классификация валютных рынков
- 12.3.3. Участники валютных рынков
- 12.3.4. Валютные операции. Понятие валютных операций
- 12.3.5. Виды валютных операций
- 12.4. Валютный курс и факторы, его определяющие
- 12.5. Международные финансовые организации и Россия
- 12.5.1. Причины создания и основные задачи, решаемые международными финансово-кредитными организациями
- 12.5.2. Необходимость и формы экономического сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями
- 12.6. Особенности динамики валютного курса в России
- 12.7. Особенности валютного рынка рф
- 12.8. Международные кредиты