logo search
студентам МЭиВЭД / МЭиВЭД Темы 09-12 р

9.5. Направления развития государств-стран членов снг и ЕврАзЭс

При изучении данного вопроса рассмотрим сначала проблемы сотрудничества стран СНГ.

Государственно-политическая ликвидация СССР, инициированная лидерами России, Украины и Белоруссии в конце 1991 г., вызвала процессы экономического размежевания, а затем - попытки экономической консолидации отдельных стран на основе государственной самостоятельности их народнохозяйственных структур.

Эти явления, наблюдаемые в течение 10 лет, показывают, что преобразование интеграционного процесса в рамках народнохозяйственного комплекса в едином супер-государстве в аналогичный процесс, но уже на межгосударственной основе, сопряжено с огромными трудностями.

Конец 1990-х гг. характеризуется обострением противоречий между странами СНГ при попытках достижения единства взглядов и действий, связанных с реализацией интеграционных процессов, согласованных руководством этих государств еще в период 1992-1994 гг. Это заставляет еще раз вернуться к вопросу о национальных интересах, анализу и сопоставлению национальных концепций внешнеэкономических связей стран СНГ, вытекающих из стратегических целей их экономик, особенностей внешнеэкономической деятельности и соответствующей правовой базы. Как показывает опыт истекших лет, требуется разработка более обоснованной научной аргументации для переговорного процесса о возможных путях согласования экономических интересов по вопросам интеграции стран СНГ, а не искусственное форсирование этих процессов.

Разработка концептуальных основ учета национальных интересов и разрешения противоречий при формировании интеграционных образований в рамках СНГ предполагает рассмотрение следующих вопросов.

1. Стратегии экономического развития стран СНГ в начале ХХI в.

2. Внешнеэкономические составляющие этих стратегий, включающие ориентиры экспортной и импортной политики; отношения с дальним и ближним зарубежьем.

3. Системы управления внешнеэкономической деятельностью, включая степень либерализации внешней торговли; правовая база этой деятельности и направления ее развития с учетом национальных интересов и внешних факторов (ВТО и др.).

4. Влияние национальных моделей внешнеэкономических связей на участие стран СНГ в интеграционных процессах (зона свободной торговли, таможенный союз, платежный союз, международные предпринимательские структуры и другие коллективные образования на пути к экономическому союзу).

Создание в конце 1991 года Содружества независимых государств преследовало цели наиболее оптимального перехода его членов - бывших союзных республик, к новым формам политического и экономического партнерства. Страны - участники СНГ ставили перед собой задачи обеспечения деятельности зоны свободной торговли, Таможенного союза и единого экономического пространства, проведения общей налоговой, финансовой, тарифной и социальной политики. СНГ должно было выполнить роль интегратора стран постсоветского зарубежья, оказавшихся после распада СССР в новых социально-экономических и политических условиях.

Однако уже в начале 90-х годов стало очевидно, что, несмотря на большое значение взаимодействия между постсоветскими государствами для их экономических систем, несмотря на наличие значительного интеграционного потенциала, усилились и центробежные тенденции. Страны постсоветского зарубежья с различных позиций стали подходить к реализации основных задач стоящих пред Содружеством, по-разному оценивать его стратегические цели и механизмы деятельности.

В этих условиях перед государствами - членами СНГ встала необходимость создания различных структур, которые могли бы обеспечить разноуровневую интеграцию. Первыми шагами на пути формирования подобных объединений стало подписание 6 января 1995 года Соглашения о Таможенном союзе России и Беларуси, к которому впоследствии присоединились Казахстан и Киргизия, а также заключение 29 марта 1996 года четырехстороннего Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

В 1997 году были подписаны такие важные документы, как Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза и Протокол о международных торговых переговорах государств-участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию, в которых были прописаны общие принципы деятельности и обязательства сторон в соответствующих областях.

В 1998 году интенсивность взаимодействия заметно расширилась: были заключены соглашения о формировании Транспортного союза, о международном автомобильном сообщении, о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза, о взаимодействии энергетических систем, а также целый ряд межведомственных соглашений и протоколов. Интеграционному процессу были заданы необходимые направленность и динамика. Число участников объединения возросло до пяти: в него вступил Таджикистан.

26 февраля 1999 года был подписан договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, максимально упрощены процедуры таможенного контроля на внутренних границах, согласованы совместные действия по активизации торгово-экономического сотрудничества, заложены основы общего таможенного тарифа и принципы применения защитных мер в торговле, определены меры по укреплению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. В целях формирования единого правового пространства партнеры сформулировали направления сближения и гармонизации национального законодательства.

За время, прошедшее после подписания Договора о Таможенном союзе были достигнуты успехи, как в проведении согласованной внешнеэкономической и таможенной политики, так и в процессе унификации национальных законодательств. По многим наименованиям номенклатуры товаров были введены общие таможенные тарифы, реализованы меры нетарифного регулирования. Однако, несмотря на достижения, не сложилась единая таможенная территория с общими внешними границами и единая система ее управления, и даже фактически функционировавший на основе двусторонних соглашений режим свободной торговли не начал в полной мере реализовываться на практике.

На заседании Межгосударственного совета 23 мая 2000 года в Минске Президент Российской Федерации Владимир Путин высказался за решительный поворот к повышению эффективности сотрудничества и выдвинул инициативу о создании на базе объединения полноценной межгосударственной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим механизмом. Было принято решение о создании специальной Межправительственной рабочей группы для подготовки предложений по созданию такой организации и проектов ее уставных документов.

В ходе ее работы дискуссию вызвали вопросы о штаб-квартире организации, оптимальной структуре органов управления и роли секретариата. Основная же полемика развернулась вокруг выдвинутого российской стороной предложения обеспечить в объединении, учет "экономического веса" участников в соответствии с международной практикой. Часть партнеров выступила в пользу создания уже на данном этапе организации, наделенной определенными наднациональными полномочиями, игнорируя недостаточный для этого уровень интеграции национальных правовых систем и неполную согласованность социально-экономических программ развития государств участников переговоров. Другие настаивали на необходимости сохранения сторонами полного суверенитета и независимости, незыблемости принципа "одна сторона - один голос" и консенсуса при принятии решений.

В итоге удалось достичь понимания неизбежности поэтапного движения по пути интеграции без чрезмерного ускорения и с учетом международного опыта в данной области. Партнеры признали, что, по существу, никто из них сегодня не готов передать часть своего суверенитета каким-либо наднациональным структурам, и согласились с концепцией создания международной организации, в рамках которой суверенные государства могли бы эффективно сотрудничать, постепенно продвигаясь к более высоким ступеням интеграции.

Все это позволило президентам России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, подписать 10 октября 2000 г в Астане Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

На сегодняшний день существует огромное количество проблем, связанных с взаимодействием стран СНГ. Одной из проблем также является применение во взаимной торговле государствами ЕврАзЭС антидемпинговых мер во взаимной торговле. Важным негативным элементом остается отсутствие комплексного анализа по оценке экономических и политических последствий вступления государств ЕврАзЭС в ВТО.

Для ЕврАзЭС характерно также слабое развитие национальных фондовых и валютных рынков, низкий уровень интеграции государств ЕврАзЭС в аграрной сфере.

Почти отсутствуют производственная кооперация и специализация между предприятиями отрасли. Низким остается уровень привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики стран Сообщества.

Отмечается также низкий уровень взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса государств ЕврАзЭС.

Взаимодействию субъектов малого и среднего бизнеса государств ЕврАзЭС препятствует наличие определенных рисков для развития предпринимательства в странах Сообщества: высокий уровень коррупции; вмешательство государственных органов в деятельность малых и средних предприятий; отсутствие финансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. В настоящее время основной проблемой для развития малого и среднего бизнеса в государствах ЕврАзЭС являются всевозможные законодательные барьеры, огромное количество проверок со стороны государства, стремление многих чиновников усилить контроль за деятельностью предприятий.