logo search
2 СЕМЕСТР ГМУ1 / Экономическая теория 2 (мировая экономика) / 07 Курс лекций

4.1. Мировой рынок: понятие, структура и механизм функционирования

Исторически интернационализация хозяйственной жизни началась со сферы обмена. От простейших форм меновой торговли экономическое развитие шло к местным рынкам, затем к национальным и локальным международным. В эпоху первоначального накопления капитала произошло перерастание локальных центров международной торговли в единый мировой рынок.

Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства.

Мировой рынок является закономерным результатом развития товарного производства и рыночных отношений. Он складывался постепенно по мере развития и усложнения форм между­народных экономических связей. На начальных этапах становления, в эпоху Великих географических открытий, практически единственной формой международных связей являлась торговля. В ее орбиту вовлекалось все больше стран, расширялась география и структура торговли.

Мировой рынок в этот период - это товарный рынок колониальных товаров. В колониальную эпоху неэквивалентный характер мировой торговли способствовал ускорению процесса перво­начального капитала и формировал предпосылки дальнейшего развития мирового рынка. По мере развития машинного производства метрополии превращали колониальные владения в рынки сбыта для своих товаров и источники дешевого сырья, подрывая экономику колоний.

В современном виде мировой рынок сложился к концу XIX в. и сыграл важную роль в формировании и развитии мирового хозяйства. Наряду с мировым товарным рынком начинает формироваться мировой рынок капиталов и других мобильных факторов производства.

Предпосылками формирования современного мирового рынка (конец XIX - начало XX в.) являются следующие факторы:

  1. переход в промышленности к крупному машинному производству и, следовательно, рост масштабов выпуска продукции;

  2. усиление процессов концентрации и централизации капитала в промышленно развитых странах и начавшийся процесс вывоза капитала;

  3. развитие финансового капитала и акционерных форм собственности стимулирует развитие мирового финансового рынка;

  4. активизация и рост масштабов всех форм международных экономических связей стиму­лирует развитие мирового валютного рынка;

  5. рост крупной промышленности в развитых странах (особенно в США) формирует высокий спрос на квалифицированную и неквалифицированную рабочую силу и способствует формированию мирового рынка рабочей силы;

  6. современный мировой рынок, таким образом, включает множество сегментов: товарные рынки, рынки услуг, рынок информации, рынок технологий и научно-технической продукции, ресурсные рынки, рынок капиталов, рынок валют, рынок высоко-квалифицированных специалистов и т.д.

Мировой рынок товаров и услуг - сфера международного баланса спроса и предложения на экспортируемые и импортируемые товары. Мировое хозяйство имеет товарный характер, мировые рынки подчиняются тем же объективным экономическим законам, что и внутренние рынки, однако конъюнктура мировых рынков и ценообразование имеют некоторые особенности. На мировых рынках конкуренция гораздо более жесткая и монополии встречаются гораздо реже, чем на внутренних рынках. Тем не менее наряду с совершенной конкуренцией на мировых рынках существуют проявления несовершенной конкуренции, такие как монополистическая конкуренция, олигополия, ценовая дискриминация и т.д. Состояние мирового товарного рынка определяется взаимодействием совокупного спроса и совокупного предложения (объемов производства всех товаров в национальных и международных масштабах в зависимости от обобщенной мировой цены на них).

Мировой рынок товаров и услуг характеризуется следующими основными чертами:

  1. является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;

  2. проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;

  3. оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

  4. выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары (а зачастую и их производителей), которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами, т. е. международная торговля, состоящая из двух встречных потоков: экспорта и импорта.

Рассмотрим основные параметры и механизм функционирования абстрактного товарного мирового рынка, приводящий его в состояние равновесия. Основными параметрами, определяющими функ­ционирование мирового рынка, являются совокупный спрос, совокупное предложение, мировая цена, экспорт и импорт.

Совокупный спрос - объем товаров, который потребители готовы приобрести на мировом рынке при существующем уровне цен. Совокупный спрос предъявляется изнутри страны и из-за рубежа и состоит из объема потребления отечественных товаров и экспорта.

Совокупное предложение - объем товаров, который производители готовы предложить на мировой рынок при существующем уровне цен. Совокупное предложение обеспечивается изнутри страны и из-за рубежа и состоит из внутреннего производства и импорта.

В рамках мировой экономики совокупный спрос должен быть равен совокупному предложению. В то же время в краткосрочной перспективе баланс совокупного спроса и совокупного предложения может отсутствовать.

Равновесная мировая цена - это цена, при которой достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения. При отклонении мировой цены от равновесного уровня и нарушении соответствия совокупного спроса и предложения вступает в действие механизм регуляции рынка.

Торговля между двумя странами имеет смысл в случае несовпадения внутренних цен на одинаковые товары. В этой ситуации страны могут получить экономический выигрыш от взаимной торговли. Страна, имеющая более низкую внутреннюю цену на товар, становится экспортером, а страна, имеющая более высокую цену, - импортером. Таким образом:

  1. мировой рынок представляет собой сферу международного баланса спроса и предложения на экспортируемые и импортируемые товары;

  2. размеры экспорта определяются размерами избыточного предложения товаров в стране-экспортере, а размеры импорта - величиной избыточного спроса (дефицита) в стране-импортере;

  3. факт наличия избыточного предложения и спроса устанавливается в процессе сравнения на мировом рынке внутренних равновесных цен на одинаковые товары в разных странах;

  4. мировая цена, по которой будет осуществляться мировая торговля, находится между минимальной (внутренняя цена страны-экспортера) и максимальной (внутренняя цена страны-импортера) внутренними ценами равновесия в странах до торговли;

  5. изменение мировой цены ведет к изменению количества экспортируемых и импортируемых товаров на мировом рынке. С другой стороны - изменение количества экспортируемых и импортируемых товаров приводит к изменению мировой цены.

Особенности современного мирового рынка товаров и услуг.

  1. бездефицитность мирового рынка в отличие от рынков национальных: предложение здесь чаще всего превышает спрос, который характеризуется достаточно высокой ценовой эластичностью;

  2. очень высокий динамизм, в частности, опережающий рост объемов товарного обмена по сравнению с ростом объемов национального производства, а также быстрой обновляемостью товарного ассортимента и видов услуг;

  3. неравномерность показателя внешнеторгового оборота по отдельным странам. Например, внешнеторговый оборот, исчисленный в долларах на душу населения, в странах ЕС (Европейское сообщество) более чем в два раза превышает соответствующий показатель для США (6600 против

3200 долл.);

4) нарастание в общем объеме международного оборота доли промежуточных продуктов за счет соответствующего сокращения доли конечных изделий. Это результат установления глубоких и устойчивых технологических связей между фирмами разных стран по выпуску изделий машино-строительной, электротехнической, электронной и других отраслей промышленности. Ориентация этих предприятий на внешний рынок превращает их как бы в цеха и участки одного и того же завода, разбросанные в разных странах.

Таким образом, современная международная торговля постепенно утрачивает изначально присущие ей черты простой реализации на внешнем рынке определенного излишка продукции и все более сводится к заранее согласованным поставкам товаров между кооперирующимися пред­приятиями разных стран.