logo
UMKD_po_EP

Тема 13. Компетенция Европейского Союза и Европейского Сообщества. Проблемы расширения компетенции Европейского Союза в современных условиях.

Компетенция Европейского Союза: структура и содержание. Правовые источники компетенции ЕС. Распределение компетенции ЕС между его опорами: Европейскими сообществами (первая опора), общей внешней политикой и политикой безопасности (вторая опора), сотрудничеством полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (третья опора).

Разграничение предметов ведения и полномочий между Европейским Союзом и государствами-членами. Исключительная компетенция ЕС.

Предметы ведения и сферы деятельности Европейского сообщества. Полномочия Европейского сообщества и способы их закрепления в учредительном договоре. Законодательные, исполнительно-распорядительные, юрисдикционные и иные полномочия Сообщества, правовые формы их реализации.

Международная правосубъектность и международные договоры Сообщества.

Проблемы расширения компетенции Европейского Союза на современном этапе. Основные направления и правовые формы увеличения компетенции Союза. Доктрина «подразумеваемых полномочий» и ее отражение в праве Европейского Союза. Механизм и принципы «продвинутого сотрудничества» как способ делегирования государствами-членами дополнительной компетенции органам Союза. Порядок осуществления продвинутого сотрудничества в рамках Европейского сообщества, по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, в сфере борьбы с преступностью.

Новые сферы компетенции Европейского Союза в соответствии с Договором, устанавливающем Конституцию для Европы 2004 г.

В соответствии с Договором, учреждающим Европейское Сообщество (25 марта 1957) в редакции Ниццкого договора, Сообщество имеет своей задачей, посредством создания общего рынка и экономического и валютного союза, а также посредством осуществления общей политики или деятельности, предусмотренной в статьях 3 и 4, содействовать повсеместно в Сообществе гармоничному, сбалансированному и устойчивому развитию экономической деятельности, высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию мужчин и женщин, устойчивому и безынфляционному росту, высокому уровню конкурентоспособности и сближению экономических показателей, высокому уровню защиты и улучшению качества окружающей среды, повышению уровня и качества жизни, экономическому и социальному сплочению и солидарности государств-членов.

Статья 3: Для достижения провозглашенных в статье 2 целей деятельность Сообщества, осуществляемая в соответствии с условиями и сроками, которые предусмотрены настоящим Договором, включает:

a) запрещение таможенных пошлин и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров в торговле между государствами-членами, а также других мер, имеющих такой же характер;

b) общую торговую политику;

c) внутренний рынок, характеризующийся отменой препятствий свободному передвижению товаров, лиц, услуг и капиталов между государствами-членами;

d) меры, касающиеся въезда и передвижения лиц, как это предусмотрено в разделе IV;

e) общую политику в сферах сельского хозяйства и рыболовства;

f) общую транспортную политику;

g) установление системы, предотвращающей нарушения на внутреннем рынке;

h) сближение национальных законодательств государств-членов в той степени, какая необходима для нормального функционирования общего рынка;

i) содействие координации политики государств-членов области занятости с целью повышения ее эффективности путем развития координированной стратегии в отношении занятости;

j) политику в социальной сфере, включая деятельность Европейского социального фонда;

k) экономическое и социальное сплочение;

l) политику защиты окружающей среды;

m) повышение конкурентоспособности промышленности Сообщества;

n) содействие исследованиям и технологическому развитию;

o) стимулирование усилий по созданию и развитию трансевропейских коммуникационных сетей и инфраструктуры;

p) вклад в достижение высокого уровня здравоохранения;

q) вклад в образование, профессиональное обучение и расцвет культуры в государствах-членах;

r) политику сотрудничества в содействии развитию;

s) ассоциацию с заморскими странами и территориями для расширения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию;

t) вклад в усиление защиты потребителя;

u) мероприятия в области энергетики, социальной защиты и туризма.

2. Вся деятельность Сообщества, указанная в этой статье, направлена на устранение неравенства и содействие достижению равенства между мужчинами и женщинами.

Статья 4: Для достижения целей, поставленных в статье 2, деятельность государств-членов и Сообщества включает, согласно настоящему Договору и в соответствии с установленным в нем графиком, принятие экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов, на внутреннем рынке и на определении общих задач, и проводится в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Параллельно с предыдущим, согласно настоящему Договору и в соответствии с установленными в нем графиком и процедурами, эта деятельность включает неизменный фиксированный обменный курс, ведущий к введению единой валюты, ЭКЮ, разработку и проведение единой валютной политики и политики обменных курсов, основной целью которых является поддержание стабильных цен и, без ущерба для этой цели, поддержание общих экономических курсов в Сообществе, в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Эта деятельность государств-членов и Сообщества должна укрепить согласие относительно следующих руководящих принципов: стабильные цены, здоровое состояние государственных финансов и валюты, устойчивый платежный баланс.

Сообщество действует в пределах своих полномочий, определяемых настоящим Договором и поставленными перед ним здесь целями.

В областях, которые не подпадают под его исключительную компетенцию, Сообщество действует в соответствии с принципом субсидиарности, если и поскольку цели предполагаемого действия не могут быть достигнуты в достаточной мере государствами-членами и поэтому, в силу масштабов и результатов предполагаемого действия, могут быть более успешно достигнуты Сообществом.

Любые действия Сообщества не должны идти далее того, что необходимо для достижения целей настоящего Договора.

Порядок присоединения новых государств к Европейскому союзу после амстердамских изменений регламентируется учреди­тельным документом Союза. Маастрихтский договор о Европей­ском союзе 1992 г. сегодня закрепляет в ст. 49 основные требова­ния, предъявляемые к государству, которое желает получить член­ство в Европейском союзе, а также процедуру принятия новыхчленов.

Основных требования к государству-кандидату два:

государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;

государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о Европейском союзе. Это принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.

Существуют также и иные требования к государству, желающе­му стать членом Европейского союза, которые не перечислены в уч­редительном договоре Европейским союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизиро­ваны дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев», к которым относятся:

стабильность государственных и общественных институтов;

гарантии демократии;

верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;

наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения.

Итак, в соответствии со ст. 49 Договора о Европейском союзе 1992 г. государство, соответствующее всем вышеперечисленным тре­бованиям, может подать заявку на вступление в Союз (рис. 2).

Сначала заявку рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное реше­ние этого института. Голосованию по одобрению заявки предшеству­ет период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на кото­рые последнюю уполномочивает Совет. Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на пред­мет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в сис­тематических докладах Комиссии.

Также еще до положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент. Заявка считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Пар­ламента.

Далее созывается специальная конференция, на которой с госу­дарством-кандидатом заключается договор о присоединении, под­лежащий ратификации всеми государствами-членами в соответст­вии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате.

В случае положительного прохождения всех перечисленных ста­дий государство становится полноправным членом Европейского союза.

Договор о присоединении 2003 г. Пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Этот До­говор оформил «первую волну» современного расширения Евро­пейского союза. В соответствии с ним к Союзу присоединились сразу 10 государств: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венг­рия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.

Принимая во внимание, что именно Ниццкий договор в своих положениях обозначил дату «первой волны» расширения Союза, можно говорить о том, что Договор о присоединении 2003 г. представляет собой логическое продолжение реформ, начатых в Ницце.

Кроме того, Договор о присоединении является результатом поч­ти 10-летней подготовки к небывалому по масштабу присоединению к Европейским сообществам и Европейскому союзу сразу 10 стран Центральной, Восточной и Южной Европы, а также Кипра, терри­ториально расположенного за пределами Европы.

Договор о присоединении вступил в силу после ратификации всеми сторонами 1 мая 2004 г.

Центральной частью этого Договора, общий объем которого чуть менее 2500 страниц, является Акт относительно условий при­соединения и изменений договоров, на которых основывается Европейский союз. Также составной частью Договора о присоединении 2003 г. являются 18 приложений, 10 протоколов, Заключительный акт, 44 декларации и Обмен письмами.

Акт относительно условий присоединения в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства — члены Союза и новые. В соответствии с ним 10 новых государств-членов присоеди­няются ко всем учредительным договорам Европейского союза и признают действующими на своей территории все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских Сооб­ществ (ст. 2).

На новые государства-члены в полном объеме распространяют­ся положения Шенгенских соглашений (ст. 3), а также всех актов, составляющих сегодня Шенгенские достижения, или Шенгенское право, инкорпорированное в правопорядок Союза специальным протоколом 1997 г.

В соответствии с Актом новые государства-члены становятся сторонами всех соглашений, заключенных Союзом с третьими стра­нами и международными организациями, в т.ч. Соглашения о парт­нерстве и сотрудничестве с Российской Федерацией 1994 г. Присое­динение к нему новых государств-членов было оформлено специаль­ным протоколом, подписанным летом 2004 г.

Новые государства-члены участвуют в экономическом и валют­ном союзе, созданном существующими государствами-членами, в ка­честве государств-членов с изъятием (ст. 4 Акта). Аналогичным статусом сегодня пользуются существующие государства-члены, не вхо­дящие в зону евро, — Великобритания, Дания и Швеция.

Акт относительно условий присоединения пересматривает численный состав институтов и других органов Союза с учетом квот новых государств-членов, содержавшихся в Протоколе о расширении, приложенном к Ниццкому договору. Сам Протокол утратит свое значение, т.к. наиболее существенные его положения воплощаются в жизнь Договором 2003 г.

Помимо этого, Акт содержит технические и финансовые поло­жения, связанные со вступлением новых государств-членов.

Договор о присоединении 2003 г. символизирует очередной шаг в направлении создания в полном смысле этого слова общеевропей­ского дома, опирающегося на общие правовые начала. Новый до­говор отражает реалии современной политической жизни европейского региона и учитывает интересы не только подписавших его го­сударств, но и других европейских стран.

Договор о присоединении 2005 г. Хронологически последний и шестой по счету Договор о присоединении был подписан в Люксембурге 25 апреля 2005 г. Этот Договор оформил присоединение Болгарии и Румынии к Европейскому союзу, которое составило так называемую вторую волну современного расширения Европейского союза, обозначенную в Ниццком договоре.

Договор о присоединении вступил в силу после ратификации всеми сторонами 1 января 2007 г.

Договор состоит из преамбулы, основной части текста, Протокола относительно условий и договоренностей, касающихся присоединения Болгарии и Румынии к Европейскому союзу, 9 приложений к нему, Акта относительно условий присоединения Болгарии и Румынии, приложений к нему и заключительного акта.

В соответствии с Договором 2005 г. Болгария и Румыния присоединяются ко всем учредительным договорам Европейского союза и признают действующими на своей территории все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских Сооб­ществ. На новые государства-члены в полном объеме распространя­ются положения всех актов, составляющих сегодня Шенгенские достижения.

Как и в случае с Договором 2003 г., в соответствии с Договором 2005 г. новые государства-члены становятся сторонами всех согла­шений, заключенных Союзом с третьими странами и международны­ми организациями, в том числе Соглашения о партнерстве и сотруд­ничестве с Российской Федерацией 1994 г. Вместе с тем в апреле 2007 г. был подписан специальный протокол к СПС о присоедине­нии к нему Болгарии и Румынии в качестве государств-членов Евро­пейских сообществ, аналогичный протокол был подписан и в 2004 г., после «первой волны» современного расширения Сообществ.

Новые государства-члены участвуют в экономическом и валют­ном союзе, созданном существующими государствами-членами, в качестве государств-членов с изъятием.

Договор о присоединении Болгарии и Румынии завершил со­временный этап расширения Европейского союза, принятие сле­дующих государств-кандидатов планируется провести только в будущем десятилетии.

Таким образом, десять государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком до­говоре и составивших «первую волну» расширения, присоедини­лись к Союзу в 2004 г., еще 2 присоединились во «вторую волну» в 2007 г. Не исключено, что речь впоследствии может зайти о «третьей волне» современного расширения Союза.