Тема 13. Компетенция Европейского Союза и Европейского Сообщества. Проблемы расширения компетенции Европейского Союза в современных условиях.
Компетенция Европейского Союза: структура и содержание. Правовые источники компетенции ЕС. Распределение компетенции ЕС между его опорами: Европейскими сообществами (первая опора), общей внешней политикой и политикой безопасности (вторая опора), сотрудничеством полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (третья опора).
Разграничение предметов ведения и полномочий между Европейским Союзом и государствами-членами. Исключительная компетенция ЕС.
Предметы ведения и сферы деятельности Европейского сообщества. Полномочия Европейского сообщества и способы их закрепления в учредительном договоре. Законодательные, исполнительно-распорядительные, юрисдикционные и иные полномочия Сообщества, правовые формы их реализации.
Международная правосубъектность и международные договоры Сообщества.
Проблемы расширения компетенции Европейского Союза на современном этапе. Основные направления и правовые формы увеличения компетенции Союза. Доктрина «подразумеваемых полномочий» и ее отражение в праве Европейского Союза. Механизм и принципы «продвинутого сотрудничества» как способ делегирования государствами-членами дополнительной компетенции органам Союза. Порядок осуществления продвинутого сотрудничества в рамках Европейского сообщества, по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, в сфере борьбы с преступностью.
Новые сферы компетенции Европейского Союза в соответствии с Договором, устанавливающем Конституцию для Европы 2004 г.
В соответствии с Договором, учреждающим Европейское Сообщество (25 марта 1957) в редакции Ниццкого договора, Сообщество имеет своей задачей, посредством создания общего рынка и экономического и валютного союза, а также посредством осуществления общей политики или деятельности, предусмотренной в статьях 3 и 4, содействовать повсеместно в Сообществе гармоничному, сбалансированному и устойчивому развитию экономической деятельности, высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию мужчин и женщин, устойчивому и безынфляционному росту, высокому уровню конкурентоспособности и сближению экономических показателей, высокому уровню защиты и улучшению качества окружающей среды, повышению уровня и качества жизни, экономическому и социальному сплочению и солидарности государств-членов.
Статья 3: Для достижения провозглашенных в статье 2 целей деятельность Сообщества, осуществляемая в соответствии с условиями и сроками, которые предусмотрены настоящим Договором, включает:
a) запрещение таможенных пошлин и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров в торговле между государствами-членами, а также других мер, имеющих такой же характер;
b) общую торговую политику;
c) внутренний рынок, характеризующийся отменой препятствий свободному передвижению товаров, лиц, услуг и капиталов между государствами-членами;
d) меры, касающиеся въезда и передвижения лиц, как это предусмотрено в разделе IV;
e) общую политику в сферах сельского хозяйства и рыболовства;
f) общую транспортную политику;
g) установление системы, предотвращающей нарушения на внутреннем рынке;
h) сближение национальных законодательств государств-членов в той степени, какая необходима для нормального функционирования общего рынка;
i) содействие координации политики государств-членов области занятости с целью повышения ее эффективности путем развития координированной стратегии в отношении занятости;
j) политику в социальной сфере, включая деятельность Европейского социального фонда;
k) экономическое и социальное сплочение;
l) политику защиты окружающей среды;
m) повышение конкурентоспособности промышленности Сообщества;
n) содействие исследованиям и технологическому развитию;
o) стимулирование усилий по созданию и развитию трансевропейских коммуникационных сетей и инфраструктуры;
p) вклад в достижение высокого уровня здравоохранения;
q) вклад в образование, профессиональное обучение и расцвет культуры в государствах-членах;
r) политику сотрудничества в содействии развитию;
s) ассоциацию с заморскими странами и территориями для расширения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию;
t) вклад в усиление защиты потребителя;
u) мероприятия в области энергетики, социальной защиты и туризма.
2. Вся деятельность Сообщества, указанная в этой статье, направлена на устранение неравенства и содействие достижению равенства между мужчинами и женщинами.
Статья 4: Для достижения целей, поставленных в статье 2, деятельность государств-членов и Сообщества включает, согласно настоящему Договору и в соответствии с установленным в нем графиком, принятие экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов, на внутреннем рынке и на определении общих задач, и проводится в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.
Параллельно с предыдущим, согласно настоящему Договору и в соответствии с установленными в нем графиком и процедурами, эта деятельность включает неизменный фиксированный обменный курс, ведущий к введению единой валюты, ЭКЮ, разработку и проведение единой валютной политики и политики обменных курсов, основной целью которых является поддержание стабильных цен и, без ущерба для этой цели, поддержание общих экономических курсов в Сообществе, в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.
Эта деятельность государств-членов и Сообщества должна укрепить согласие относительно следующих руководящих принципов: стабильные цены, здоровое состояние государственных финансов и валюты, устойчивый платежный баланс.
Сообщество действует в пределах своих полномочий, определяемых настоящим Договором и поставленными перед ним здесь целями.
В областях, которые не подпадают под его исключительную компетенцию, Сообщество действует в соответствии с принципом субсидиарности, если и поскольку цели предполагаемого действия не могут быть достигнуты в достаточной мере государствами-членами и поэтому, в силу масштабов и результатов предполагаемого действия, могут быть более успешно достигнуты Сообществом.
Любые действия Сообщества не должны идти далее того, что необходимо для достижения целей настоящего Договора.
Порядок присоединения новых государств к Европейскому союзу после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о Европейском союзе 1992 г. сегодня закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в Европейском союзе, а также процедуру принятия новыхчленов.
Основных требования к государству-кандидату два:
государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;
государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о Европейском союзе. Это принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.
Существуют также и иные требования к государству, желающему стать членом Европейского союза, которые не перечислены в учредительном договоре Европейским союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев», к которым относятся:
стабильность государственных и общественных институтов;
гарантии демократии;
верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;
наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения.
Итак, в соответствии со ст. 49 Договора о Европейском союзе 1992 г. государство, соответствующее всем вышеперечисленным требованиям, может подать заявку на вступление в Союз (рис. 2).
Сначала заявку рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет. Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в систематических докладах Комиссии.
Также еще до положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент. Заявка считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента.
Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате.
В случае положительного прохождения всех перечисленных стадий государство становится полноправным членом Европейского союза.
Договор о присоединении 2003 г. Пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Этот Договор оформил «первую волну» современного расширения Европейского союза. В соответствии с ним к Союзу присоединились сразу 10 государств: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.
Принимая во внимание, что именно Ниццкий договор в своих положениях обозначил дату «первой волны» расширения Союза, можно говорить о том, что Договор о присоединении 2003 г. представляет собой логическое продолжение реформ, начатых в Ницце.
Кроме того, Договор о присоединении является результатом почти 10-летней подготовки к небывалому по масштабу присоединению к Европейским сообществам и Европейскому союзу сразу 10 стран Центральной, Восточной и Южной Европы, а также Кипра, территориально расположенного за пределами Европы.
Договор о присоединении вступил в силу после ратификации всеми сторонами 1 мая 2004 г.
Центральной частью этого Договора, общий объем которого чуть менее 2500 страниц, является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается Европейский союз. Также составной частью Договора о присоединении 2003 г. являются 18 приложений, 10 протоколов, Заключительный акт, 44 декларации и Обмен письмами.
Акт относительно условий присоединения в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства — члены Союза и новые. В соответствии с ним 10 новых государств-членов присоединяются ко всем учредительным договорам Европейского союза и признают действующими на своей территории все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских Сообществ (ст. 2).
На новые государства-члены в полном объеме распространяются положения Шенгенских соглашений (ст. 3), а также всех актов, составляющих сегодня Шенгенские достижения, или Шенгенское право, инкорпорированное в правопорядок Союза специальным протоколом 1997 г.
В соответствии с Актом новые государства-члены становятся сторонами всех соглашений, заключенных Союзом с третьими странами и международными организациями, в т.ч. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Российской Федерацией 1994 г. Присоединение к нему новых государств-членов было оформлено специальным протоколом, подписанным летом 2004 г.
Новые государства-члены участвуют в экономическом и валютном союзе, созданном существующими государствами-членами, в качестве государств-членов с изъятием (ст. 4 Акта). Аналогичным статусом сегодня пользуются существующие государства-члены, не входящие в зону евро, — Великобритания, Дания и Швеция.
Акт относительно условий присоединения пересматривает численный состав институтов и других органов Союза с учетом квот новых государств-членов, содержавшихся в Протоколе о расширении, приложенном к Ниццкому договору. Сам Протокол утратит свое значение, т.к. наиболее существенные его положения воплощаются в жизнь Договором 2003 г.
Помимо этого, Акт содержит технические и финансовые положения, связанные со вступлением новых государств-членов.
Договор о присоединении 2003 г. символизирует очередной шаг в направлении создания в полном смысле этого слова общеевропейского дома, опирающегося на общие правовые начала. Новый договор отражает реалии современной политической жизни европейского региона и учитывает интересы не только подписавших его государств, но и других европейских стран.
Договор о присоединении 2005 г. Хронологически последний и шестой по счету Договор о присоединении был подписан в Люксембурге 25 апреля 2005 г. Этот Договор оформил присоединение Болгарии и Румынии к Европейскому союзу, которое составило так называемую вторую волну современного расширения Европейского союза, обозначенную в Ниццком договоре.
Договор о присоединении вступил в силу после ратификации всеми сторонами 1 января 2007 г.
Договор состоит из преамбулы, основной части текста, Протокола относительно условий и договоренностей, касающихся присоединения Болгарии и Румынии к Европейскому союзу, 9 приложений к нему, Акта относительно условий присоединения Болгарии и Румынии, приложений к нему и заключительного акта.
В соответствии с Договором 2005 г. Болгария и Румыния присоединяются ко всем учредительным договорам Европейского союза и признают действующими на своей территории все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских Сообществ. На новые государства-члены в полном объеме распространяются положения всех актов, составляющих сегодня Шенгенские достижения.
Как и в случае с Договором 2003 г., в соответствии с Договором 2005 г. новые государства-члены становятся сторонами всех соглашений, заключенных Союзом с третьими странами и международными организациями, в том числе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Российской Федерацией 1994 г. Вместе с тем в апреле 2007 г. был подписан специальный протокол к СПС о присоединении к нему Болгарии и Румынии в качестве государств-членов Европейских сообществ, аналогичный протокол был подписан и в 2004 г., после «первой волны» современного расширения Сообществ.
Новые государства-члены участвуют в экономическом и валютном союзе, созданном существующими государствами-членами, в качестве государств-членов с изъятием.
Договор о присоединении Болгарии и Румынии завершил современный этап расширения Европейского союза, принятие следующих государств-кандидатов планируется провести только в будущем десятилетии.
Таким образом, десять государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком договоре и составивших «первую волну» расширения, присоединились к Союзу в 2004 г., еще 2 присоединились во «вторую волну» в 2007 г. Не исключено, что речь впоследствии может зайти о «третьей волне» современного расширения Союза.
- Казахский гуманитарно-юридический университет Высшая школа Международного права и международных отношений
- Учебная программа дисциплины
- 2. Преподаватель:
- 3.1 Пререквизиты дисциплины
- 3.2 Постреквизиты дисциплины
- 4. Цели и задачи курса
- Цели и задачи изучения курса.
- Требования по курсу.
- Краткое содержание курса
- 5 График учебных занятий
- 5. Тематический план лекций
- 6. Тематический план семинарских занятий
- 6.1 Методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
- Методические рекомендации по использованию научной литературы
- 7. График выполнения и сдачи заданий срсп
- График выполнения и сдачи заданий срс
- Методические рекомендации по подготовке заданий срсп и срс
- 8. Список основной и дополнительной литературы:
- Список основных нормативных правовых актов, международно-правовых актов, документов Европейского Союза и Республики Казахстан
- 10. Общая шкала оценки знаний
- Вопросы первого рубежного контроля
- Вопросы первого рубежного контроля
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы европейского права»
- Краткий курс лекций по дисциплине «Основы европейского права»
- Тема 1. Европейское право: как правовая система, сфера научного познания и учебная дисциплина
- Тема 2. Основные этапы становления ес. Юридическая природа ес
- Раздел I «Общие положения» (ст. 1—7) закрепляет общие принципы, на которых строится функционирование союза, в том числе демократические принципы конституционного строя и санкции за их нарушение.
- Раздел V «Положения об общей внешней политике и политике безопасности» (ст. 11—28), а также
- Тема 3. Институты Европейского Союза. Вспомогательные и консультативные органы Европейского Союза
- Европейский Совет. Совет Европейского союза. Европейская комиссия. Европейский парламент
- Тема 4. Становление Европейского права, его понятие, особенности и структура. Нормативные правовые акты Европейского Сообщества и Европейского Союза.
- Тема 5. Соотношение права Европейского Союза с внутригосударственным и международным правом.
- Тема 6. Основные «свободы» внутреннего рынка ес: понятие, сущность, юридическое закрепление
- Тема 7. Система институтов Экономического и валютного союза (эвс). Евро.
- Тема 8. Шенгенское право - особый компонент в системе права Европейского Союза.
- Тема 9. Европейское право в сфере борьбы с преступностью.
- Тема 10. Правовые основы деятельности Европейского Союза в области образования, социальной и природоохранной деятельности.
- Тема 11. Правовое положение личности в Европейском Союзе.
- Тема 12. Юрисдикционная защита европейского права. Судебная система Европейского Союза. Суд Европейских сообществ.
- Тема 13. Компетенция Европейского Союза и Европейского Сообщества. Проблемы расширения компетенции Европейского Союза в современных условиях.
- Тема 14. Конституция Европейского Союза: структура, содержание и вопросы ратификации. Лиссабонский договор.
- Часть II инкорпорировала Хартию Союза об основных правах 2000 г.7 без внесения в нее каких-либо изменений, чем продемонстрировала особое значение прав человека для этой Конституции.
- Часть III проекта “Сферы политики и реализация мероприятий Союза” наиболее прямо и непосредственно относится к области экономики.
- Тема 15. Правовое регулирование взаимоотношений между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. Государственная программа Республики Казахстан «Путь в Европу».