Тема 12. Юрисдикционная защита европейского права. Судебная система Европейского Союза. Суд Европейских сообществ.
Судебная система Европейского Союза: общие принципы построения. Основные звенья судебной системы Союза. Ниццкий договор 2001 г. и реформа судоустройства и процесса.
Статус, место и роль Европейского суда (Суда Европейских сообществ). Назначение судей и их статус. Роль генеральных адвокатов (советников).
Организация работы и принятия решений. Особенности процедуры в Суде Европейских сообществ. Основные процессуальные стадии, их цели и содержание. Принцип тайны совещательной комнаты.
Юрисдикция Суда. Основные виды исков, рассматриваемых Европейским судом. Иски об аннулировании, иски о превышении полномочий (злоупотреблении властью), иски о несоблюдении обязательств, иски, связанные с внедоговорной ответственностью.
Преюдициальные запросы национальных судов. Порядок обращения национальных судов в Европейский суд. Правовые последствия такого обращения. Значение преюдициальной процедуры для толкования и утверждения примата европейского права.
Исполнение решений Европейского суда. Вопрос о возможности применения санкций Европейским судом и обеспечение исполнения решений Суда национальными судебными учреждениями. Решение вопроса о санкциях Суда в Маастрихтском и Амстердамском договорах.
Предварительный контроль международных договоров ЕС и другие категории дел, рассматриваемые Судом.
Правовой статус Трибунала первой инстанции. Ниццкий договор 2001 г. и расширение юрисдикции Трибунала. Порядок обжалования решений Трибунала.
Судебные палаты (специализированные трибуналы) - новое звено судебной системы Европейского Союза. Порядок создания судебных палат и наделения их юрисдикционными полномочиями. Обжалование решений судебных палат.
Институциональная система Европейских сообществ с самого начала предусматривала создание суда, обеспечивающего защиту интересов новых интеграционных образований. Несмотря на то, что каждый из трех договоров, учреждающих Европейские сообщества3, предусматривал создание своей собственной институциональной системы, судебные функции всегда осуществлялись единственным Судом, который был первоначально организован и начал работу в 1952 г. в качестве Суда ЕОУС, а в 1958 г., когда вступили в силу Договоры о ЕЭС и Евратоме, стал именоваться Судом ЕС.
Суд Европейских сообществ, более известный в средствах массовой информации и научной литературе как «Европейский суд» (Cour de justice europeenne/European Court of Justice), – институт судебной власти Европейского Союза (местонахождение – г. Люксембург), один из двух центров европейского наднационального правосудия наряду с функционирующим в рамках Совета Европы (г. Страсбург) Европейским судом по правам человека (Cour europeenne des droits de l’homme/European Court of Human Rights).
Суд Европейских сообществ (далее: «Суд») был учрежден в 1951 г. в качестве Суда Европейского объединения угля и стали (Суд ЕОУС). В 1957 г. с образованием Европейского экономического сообщества (ныне Европейское сообщество – ЕС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) он стал единым судебным органом для всех Европейских сообществ. После учреждения в 1992 г. организации «Европейский Союз» Суд превратился в один из руководящих органов (институтов) последней, но сохранил за собой прежнее наименование.
Суд и Суд первой инстанции, каждый в соответствии со своей юрисдикцией, обеспечивают сохранение единообразия права Сообщества при толковании и применении настоящего Договора.
В дополнении, судебные палаты могут быть сформированы Судом первой инстанции в целях осуществления, в некоторых специальных сферах, судебных полномочий, предоставленных настоящим Договором.
В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена.
Суд заседает в палатах или в Большой палате в соответствии с правилами предусмотренными для этих целей в Статуте Суда.
Когда это предусмотрено Статутом, Суд заседает в полном составе.
Суду оказывают содействие восемь юридических советников (генеральные адвокаты). Следуя запросу Суда, Совет, действуя единогласно, может увеличить число юридических советников.
Юридический советник обязан представить в открытом судебном заседании полностью беспристрастное, независимое и мотивированное заключение по делам, которые в соответствии со Статутом Суда требуют его участия.
Судьи и юридические советники подбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений и тех, кто обладает квалификацией, необходимой для замещения высших судебных должностей в их странах, или являются юридическими экспертами с признанной компетентностью; они назначаются с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет
Каждые три года происходит частичное обновление состава судей и юридических советников в соответствии с условиями. Предусмотренными Статутом Суда.
Судьи выбирают из своей среды председателя Суда сроком на три года. Он может быть переизбран на новый срок.
Судьи и юридические советники с истекающими сроками полномочий могут быть назначены вновь.
Суд назначает Секретаря Суда и разрабатывает положение, регламентирующее его деятельность.
Суд устанавливает собственные Правила процедуры. Эти правила требуют одобрения Советом, действующим на основе квалифицированного большинства.
В состав Суда первой инстанции входят по одному судье от каждого государства-члена. Численность судей определяется Статутом Суда. Статут может предусмотреть оказание помощи Суду первой инстанции юридическими советниками.
Члены Суда первой инстанции подбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений и тех, кто обладает качествами, необходимыми для замещения высших судебных должностей. Они назначаются с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Состав частично обновляется каждые три года. Члены с истекающими сроками полномочий могут быть назначены вновь.
Судьи избирают председателя Суда первой инстанции из числа своих членов сроком на три года. Он может быть переизбран.
Суд первой инстанции назначает своего Секретаря и разрабатывает положение, регламентирующее его деятельность.
Суд первой инстанции разрабатывает по согласованию с Судом свои правила процедуры. Они подлежат одобрению Советом на основе квалифицированного большинства.
Правовое содержание решений Суда первой инстанции, вынесенных на основании настоящего параграфа может быть обжаловано в Суде в соответствии с условиями и в рамках, зафиксированными в уставе Суда.
Решения Суда первой инстанции, вынесенные на основании настоящего параграфа, могут быть в исключительных случаях пересмотрены Суде в соответствии с условиями и в рамках, зафиксированными в уставе Суда, в случае если существует серьезный риск воздействия на однородность и согласованность права Сообщества.
Члены судебной палаты подбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений и тех, кто обладает качествами, необходимыми для замещения судебных должностей. Они назначаются Советом единогласно.
Судебная палата разрабатывает по согласованию с Судом свои правила процедуры. Они подлежат одобрению Советом на основе квалифицированного большинства.
Обращению в Суд одного государства-члена с иском к другому государству-члену, основанном на предполагаемом нарушении этим последним обязательств, вытекающих из настоящего Договора, должно предшествовать предварительное обращение в Комиссию по данному вопросу.
Комиссия представляет свое обоснованное заключение после того, как заинтересованным государствам будет предоставлена возможность обосновать свою позицию в данном деле и защитить ее в отношении друг друга в состязательном порядке письменно и устно.
Если Комиссия не представила своего заключения в течение трех месяцев с даты обращения к ней по данному делу, то отсутствие такого заключения не является препятствием для обращения с иском в Суд.
Если Суд выявит нарушение каким-либо государством-членом обязательств, вытекающих из настоящего Договора, то это государство-член обязано принять необходимые меры для выполнения решения Суда.
Если Комиссия считает, что это государство-член не приняло таких мер, она, после предоставления ему возможности дать свои замечания, издает обоснованное заключение, определяющее пункты, по которым это государство не выполнило решения Суда.
Если это государство не выполняет необходимых мер, отвечающих решению Суда в срок, установленный Комиссией, последняя может передать дело в Суд. Поступая таким образом, она определяет единовременную сумму или размер штрафа, подлежащие уплате государством-членом, которые она считает уместными по обстоятельствам.
Если Суд находит, что государство-член не выполнило его решения, он может наложить на это государство обязательство уплатить единовременную сумму или штраф.
Суд рассматривает законность актов, принятых совместно Европейским парламентом и Советом, актов Совета, Комиссии и ЕЦБ, не относящихся к рекомендациям и заключениям, и актов Европейского парламента, предназначенных оказать правовое воздействие на третьи стороны.
С этой целью он наделяется юрисдикцией рассматривать иски, предъявляемые государством-членом, Европейским парламентом, Советом или Комиссией в связи с отсутствием компетенции, нарушением существенного процедурного требования, нарушением настоящего Договора или любой правовой нормы, относящейся к ее применению, или в связи с злоупотреблением властью.
Суд наделен аналогичной юрисдикцией и в отношении исков, предъявляемых Счётной палатой с целью защиты своих прерогатив.
Любое физическое или юридическое лицо может обратиться, на тех же условиях, с иском, оспаривающим решения, которые приняты персонально в отношении этого лица, и решения, которые, хотя и приняты в форме регламента или решения, имеют характер непосредственного и персонального обращения к этому лицу.
Иски, предусмотренные данной статьей, подаются в течение двух месяцев, считая, в зависимости от обстоятельств, с даты публикации акта, уведомления о нем истца или, если истец отсутствует, с того дня, когда он узнал об этом акте.
При признании иска Суд объявляет оспариваемый акт недействительным.
Однако в отношении регламентов Суд указывает, если сочтет необходимым, какие юридические последствия регламента, объявленного недействительным, следует считать окончательно утратившими свою силу.
Если бездействие Европейского парламента, Совета или Комиссии влечет за собой нарушение настоящего Договора, государства-члены и другие органы Сообщества могут обратиться с иском в Суд, чтобы засвидетельствовать факт этого нарушения.
Этот иск не может быть принят к рассмотрению без предварительного обращения к заинтересованному органу с целью побудить его предпринять необходимые действия. Если в течение двух месяцев с момента подобного обращения данный орган не отреагировал на него каким-либо образом, то иск может быть предъявлен в течение последующих двух месяцев.
Любое физическое или юридическое лицо может при соблюдении условий, зафиксированных в предыдущих абзацах, обратиться в Суд с жалобой на орган Сообщества, действия которого в отношении этого лица ограничиваются принятием лишь рекомендаций и заключений.
Суд наделяется компетенцией рассматривать, в соответствии с теми же условиями, иски ЕЦБ в областях, относящихся к компетенции последнего, и иски, возбужденные против последнего.
Институт или институты, чье действие было объявлено противоречащим настоящему Договору, должны принять необходимые меры для выполнения решения Суда.
Суд наделяется компетенцией принимать решения в преюдициальном порядке по вопросам, касающимся:
a) толкования настоящего Договора;
b) действительности и толкования актов, принимаемых органами Сообщества и ЕЦБ;
c) толкования уставов организаций, создаваемых Советом, если таковое предусмотрено этими уставами.
Если подобный вопрос встанет перед каким-либо судом одного из государств-членов и этот суд сочтет необходимым иметь соответствующее разъясняющее решение Суда Сообщества, чтобы принять собственное решение по данному вопросу, он может обратиться в Суд Сообщества с просьбой вынести требующееся ему на этот счет решение.
Если один из этих вопросов возникает в деле, находящемся на рассмотрении в судебной инстанции какого-либо из государств-членов, решения которой в соответствии с национальным правом не подлежат обжалованию, то в этом случае обращение данной судебной инстанции в Суд Сообщества является обязательным.
Суд компетентен решать любые споры между Сообществом и его служащими в рамках и с соблюдением условий, предусмотренных Штатным регламентом или Правилами найма и работы.
Суд наделяется, в установленных ниже рамках, компетенцией разрешать споры, касающиеся:
a) выполнения обязательств государств-членов, вытекающих из Устава Европейского инвестиционного банка. Административный совет Банка обладает в этом отношении полномочиями, признанными за Комиссией;
b) решений Совета управляющих Банка. В этой связи каждое государство-член, Комиссия и Административный совет Банка наделяются правом предъявлять иски;
c) решений Административного совета Банка;
d) выполнения национальными центральными банками обязательств по настоящему Договору и Уставу ЕСЦБ.
Суд компетентен принимать решения на основе арбитражной оговорки, содержащейся в публично-правовом договоре или частно-правовом контракте, которые заключаются Сообществом или от его имени.
Суд компетентен принимать решение по любому спору, возникшему между государствами-членами по поводу содержания настоящего Договора, при условии, что государства-члены согласились подчинить разрешение спора юрисдикции Суда на основании договора об арбитражном разбирательстве.
Обращение в Суд с иском по поводу какого-либо акта не является основанием для приостановки его действия. Однако, если Суд решит, что это диктуется обстоятельствами, он может потребовать, чтобы выполнение оспариваемого акта было приостановлено.
В связи с постепенным расширением состава Европейского Союза (до 25 и, затем, до 27 государств-членов – после присоединения Болгарии и Румынии) и увеличением масштабов регулирования его правовой системы (права Европейского Союза) при Суде был образованы дополнительные судебные органы, призванные ускорить рассмотрение дел на «европейском» уровне: Трибунал первой инстанции (1989 г.), а также специализированные трибуналы, процесс создания которых начался после вступления в силу Ниццкого договора 2001 г. (первым специализированным трибуналом стал учрежденный в 2004 г. «Трибунал по делам публичной службы Европейского Союза», разрешающий споры между Союзом и сотрудниками аппарата этой организации).
Суд Европейских сообществ, таким образом, сегодня венчает пирамиду наднациональных органов правосудия, функционирующих в рамках организации «Европейский Союз». Одновременно с этим он является гарантом соблюдения и единообразного применения права Европейского Союза со стороны органов правосудия государств-членов (национальных судов).
Главным способом решения последней задачи выступает механизм «преюдициальных запросов», предусмотренный статьей 234 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС). В случае, если национальный «юрисдикционный орган» (орган судебной власти или квазисудебное учреждение государства-члена) сталкивается с трудностями в толковании или применении права ЕС, то он вправе, а национальный суд высшей инстанции – обязан направить соответствующий запрос в Суд Европейских сообществ. Чаще всего подобные трудности связаны с возможным противоречием внутреннего законодательства конкретного государства-члена источникам права Европейского Союза, в том числе международным договорам Союза с зарубежными странами («третьими государствам»).
Рассмотрев запрос, Суд выносит преюдициальное решение, исходя из которого запрашивающий юрисдикционный орган производит дальнейшее разбирательство дела по существу. Решение Суда одновременно служит прецедентом для юрисдикционных органов всех государств-членов Союза, которые в будущем столкнутся с аналогичной трудностью или коллизией. В результате формируется прецедентное право Европейского Союза (droit jurisprudentiel/case law), прочно занявшее место в ряду главных источников этой правовой системы.
В правоохранительной и гуманитарной сферах в Европейском Союзе имеются следующие результаты: становление института гражданства Союза, принятие Хартии Европейского Союза об основных правах, создание Европейского полицейского ведомства (Европол) и аналогичного учреждения для координации работы национальных прокуратур (Евроюст), формирование единых информационных систем и банков данных («Шенгенская информационная система», централизованная база данных отпечатков пальцев «Евродак» и др.), установление в законодательстве Союза общих признаков и стандартов уголовной ответственности в отношении ряда преступных деяний (фальшивомонетничество, терроризм, торговля людьми и др.), замена малоэффективного института экстрадиции «европейским ордером на арест» и т.д.
- Казахский гуманитарно-юридический университет Высшая школа Международного права и международных отношений
- Учебная программа дисциплины
- 2. Преподаватель:
- 3.1 Пререквизиты дисциплины
- 3.2 Постреквизиты дисциплины
- 4. Цели и задачи курса
- Цели и задачи изучения курса.
- Требования по курсу.
- Краткое содержание курса
- 5 График учебных занятий
- 5. Тематический план лекций
- 6. Тематический план семинарских занятий
- 6.1 Методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
- Методические рекомендации по использованию научной литературы
- 7. График выполнения и сдачи заданий срсп
- График выполнения и сдачи заданий срс
- Методические рекомендации по подготовке заданий срсп и срс
- 8. Список основной и дополнительной литературы:
- Список основных нормативных правовых актов, международно-правовых актов, документов Европейского Союза и Республики Казахстан
- 10. Общая шкала оценки знаний
- Вопросы первого рубежного контроля
- Вопросы первого рубежного контроля
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы европейского права»
- Краткий курс лекций по дисциплине «Основы европейского права»
- Тема 1. Европейское право: как правовая система, сфера научного познания и учебная дисциплина
- Тема 2. Основные этапы становления ес. Юридическая природа ес
- Раздел I «Общие положения» (ст. 1—7) закрепляет общие принципы, на которых строится функционирование союза, в том числе демократические принципы конституционного строя и санкции за их нарушение.
- Раздел V «Положения об общей внешней политике и политике безопасности» (ст. 11—28), а также
- Тема 3. Институты Европейского Союза. Вспомогательные и консультативные органы Европейского Союза
- Европейский Совет. Совет Европейского союза. Европейская комиссия. Европейский парламент
- Тема 4. Становление Европейского права, его понятие, особенности и структура. Нормативные правовые акты Европейского Сообщества и Европейского Союза.
- Тема 5. Соотношение права Европейского Союза с внутригосударственным и международным правом.
- Тема 6. Основные «свободы» внутреннего рынка ес: понятие, сущность, юридическое закрепление
- Тема 7. Система институтов Экономического и валютного союза (эвс). Евро.
- Тема 8. Шенгенское право - особый компонент в системе права Европейского Союза.
- Тема 9. Европейское право в сфере борьбы с преступностью.
- Тема 10. Правовые основы деятельности Европейского Союза в области образования, социальной и природоохранной деятельности.
- Тема 11. Правовое положение личности в Европейском Союзе.
- Тема 12. Юрисдикционная защита европейского права. Судебная система Европейского Союза. Суд Европейских сообществ.
- Тема 13. Компетенция Европейского Союза и Европейского Сообщества. Проблемы расширения компетенции Европейского Союза в современных условиях.
- Тема 14. Конституция Европейского Союза: структура, содержание и вопросы ратификации. Лиссабонский договор.
- Часть II инкорпорировала Хартию Союза об основных правах 2000 г.7 без внесения в нее каких-либо изменений, чем продемонстрировала особое значение прав человека для этой Конституции.
- Часть III проекта “Сферы политики и реализация мероприятий Союза” наиболее прямо и непосредственно относится к области экономики.
- Тема 15. Правовое регулирование взаимоотношений между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. Государственная программа Республики Казахстан «Путь в Европу».