Тема 10. Правовые основы деятельности Европейского Союза в области образования, социальной и природоохранной деятельности.
Личные, политические, экономические, социальные и культурные права, гарантированные Европейским Союзом.
Правовые основы осуществления социальной политики. Понятие и источники социального права ЕС.
Обеспечение принципа равенства мужчин и женщин в профессиональной жизни. Обеспечение занятости. Гарантии трудовых прав работников.
Правовые основы оказания социальной помощи пожилым и нетрудоспособным. Правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Правовые основы деятельности ЕС в области научных исследований и технологического развития. Основные программы Сообщества в области научной деятельности. Помощь развивающимся странам.
Правовое регулирование в области образования. Основные программы ЕС в области образования и профессионального обучения. Признание дипломов и квалификации. Гарантии прав граждан Союза в области образования.
Болонский процесс. Участие Республики Казахстан в Болонском процессе.
Правовые основы деятельности ЕС в области культуры. Программы Сообщества в области культуры.
Понятие и источники права окружающей среды ЕС. Принцип защиты окружающей среды. Цели и принципы экологической политики Сообщества.
Сообщество и государства-члены, помня об основных социальных правах, в том виде, в каком они изложены в Европейской социальной хартии, подписанной в Турине 18 октября 1961 г., а также в Хартии основных социальных прав трудящихся Сообщества от 1989 г., считают своими целями содействие занятости, улучшению условий жизни и труда, с тем чтобы сделать возможной их гармонизацию, сохраняя при этом все достижения, а также содействие надлежащей социальной защите, диалогу между предпринимателями и трудящимися, развитию человеческих ресурсов ради долговременного обеспечения высокого уровня занятости и борьбы с социальным отторжением.
С этой целью Сообщество и государства-члены предпринимают меры, учитывающие разнообразие форм национальной практики, особенно в области контрактных отношений, и необходимость поддерживать конкурентоспособность экономики Сообщества.
Они полагают, что такое развитие станет результатом не только функционирования общего рынка, которое способствует гармонизации социальных систем, но и процедур, предусмотренных настоящим Договором, и сближения положений, устанавливаемых законами, постановлениями и действиями администрации.
Сообщество поддерживает и дополняет действия государств-членов в следующих областях:
а) улучшение прежде всего производственной среды в целях охраны здоровья и обеспечения безопасности работников;
b) условия труда;
с) социальное положение и социальная защита работников;
d)защита работников в случае расторжения трудовых соглашений;
е) информирование и консультирование работников;
f) представление и коллективная защита интересов работников и работодателей, включая совместное управление, согласно параграфу 5.
g) условия занятости для граждан третьих стран, постоянно проживающих на территории Сообщества;
h) интеграция лиц, исключенных из рынка труда, без ущерба для статьи 150;
i) равенство мужчин и женщин в отношении возможностей на рынке труда и обращения с ними на работе.
j) борьба против дискриминации по социальным признакам;
k) совершенствование систем социальной защиты без ущерба для пункта «с».
Для этого Совет:
а) может принимать меры, предназначенные для поощрения сотрудничества между государствами-членами посредством инициатив, нацеленных на повышение осведомленности, развитие информационных обменов и обмен наилучшим практическим опытом, содействуя инновационным подходам и оценке имеющегося опыта, за исключением каких-либо мер по гармонизации законов и подзаконных актов государств-членов;
b) в сферах, перечисленных в параграфе 1 пункты (а)–(i), может устанавливать посредством директив, минимальные требования, подлежащие постепенному выполнению, с учетом условий и технических норм, принятых в каждом из государств-членов. Такие директивы не должны содержать административных, финансовых или юридических ограничений, которые могли бы сдерживать создание и развитие малых и средних предприятий.
Комиссия поощряет сотрудничество между государствами-членами и содействует координации их действий во всех областях социальной политики, подпадающих под действие положений данной главы, и особенно в следующих вопросах:
– занятость;
– трудовое законодательство и условия труда;
– базовое и последующее профессиональное обучение;
– социальное обеспечение;
– предотвращение профессионального травматизма и профессиональных заболеваний;
– гигиена на производстве;
– право на профессиональные объединения и коллективные переговоры между предпринимателями и трудящимися.
С этой целью Комиссия действует в тесном контакте с государствами-членами. Она проводит исследования, дает заключения и организует консультации как по проблемам, возникающим на национальном уровне, так и по проблемам, которыми занимаются международные организации.
Каждое государство-член обеспечивает соблюдение принципа равной оплаты для мужчин и женщин за равный или равноценный труд.
Совет, после консультации с Европейским парламентом, учреждает Комитет по социальной защите с консультативным статусом в целях содействия сотрудничеству в области политик социальной защиты между государствами-членами и Комиссией. Задачами Комитета являются:
– контроль за социальной ситуацией и развитием политик социальной защиты в государствах-членах и Сообществе;
– содействие обмену информацией, опытом и наилучшей практикой между государствами-членами и Сообществом;
Для исполнения своего мандата Комитет устанавливает соответствующие контакты с администрацией и трудящимися.
Каждое государство-член и Комиссия назначают по два члена Комитета.
Комиссия будет включать в свой ежегодный доклад Европейскому парламенту специальную главу о социальном развитии в Сообществе.
Европейский парламент может обратиться к Комиссии с предложением составить доклады по отдельным вопросам, касающимся социальных условий.
С целью улучшения возможностей занятости трудящихся на внутреннем рынке и содействия, тем самым, повышению уровня жизни учреждается в соответствии с нижеследующими положениями Европейский социальный фонд, задача которого состоит в том, чтобы облегчить трудоустройство рабочих, увеличить их географическую и профессиональную мобильность в Сообществе и облегчить их адаптацию к изменениям в промышленности и системах производства, особенно с помощью профессиональной подготовки и переподготовки.
Управление Фондом возлагается на Комиссию.
Сообщество способствует улучшению качества образования путем поощрения сотрудничества между государствами-членами и, если необходимо, путем поддержки их действий, при полном сохранении ответственности государств-членов за содержание обучения и организацию систем образования и их культурного и языкового разнообразия.
Действия Сообщества имеют целью:
– развить европейские аспекты в образовании, особенно путем преподавания и распространения языков государств-членов;
– поощрять мобильность студентов и преподавателей, в том числе путем признания в научной среде дипломов и сроков обучения;
– содействовать сотрудничеству между учебными заведениями;
– развивать обмен информацией и опытом по проблемам, общим для образовательных систем государств-членов;
– поощрять развитие обмена молодежью и преподавателями в области общественных наук;
– поощрять развитие заочного образования.
Сообщество и государства-члены способствуют сотрудничеству с третьими странами и компетентными международными организациями в области образования, особенно с Советом Европы.
Чтобы способствовать достижению целей, поставленных в данной статье, Совет:
– действуя в соответствии с процедурой, изложенной в статье 251, после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, принимает поощрительные меры, исключая какую-либо гармонизацию законов и других правовых актов государств-членов;
– принимает квалифицированным большинством рекомендации, по предложению Комиссии.
Сообщество содействует расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие.
Действия Сообщества направлены на поощрение сотрудничества между государствами-членами и, при необходимости, на поддержку и дополнение их действий в следующих областях:
– расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;
– сохранение и защиту культурного наследия европейской значимости;
– некоммерческий культурный обмен;
– художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор.
Сообщество и государства-члены содействуют сотрудничеству с третьими странами и международными организациями в сфере культуры, особенно с Советом Европы.
Высокий уровень защиты здоровья людей должен быть гарантирован при определении и осуществлении всех направлений политики и деятельности Сообщества. Действия Сообщества, которые дополняют национальную политику, направлены на улучшение общественного здравоохранения, профилактику заболеваний и устранение факторов, создающих угрозу для здоровья людей. Эти действия включают также борьбу с массовыми эпидемиями, способствуя изучению их причин, их распространения и предотвращения, так же как и развитию информации и образования в области здравоохранения.
Сообщество дополняет действия государств-членов, направленные на ослабление губительного воздействия наркотиков на здоровье, в том числе посредством распространения информации и профилактики.
Сообщество поощряет сотрудничество между государствами-членами в областях, относящихся к настоящей статье, и, в случае необходимости, оказывает помощь их действиям.
Сообщество и государства-члены развивают сотрудничество с третьими странами и компетентными международными организациями в сфере здравоохранения.
Действия Сообщества в области общественного здравоохранения полностью основаны на уважении ответственности государств-членов за организацию и обеспечение служб здравоохранения и медицинской помощи.
- Казахский гуманитарно-юридический университет Высшая школа Международного права и международных отношений
- Учебная программа дисциплины
- 2. Преподаватель:
- 3.1 Пререквизиты дисциплины
- 3.2 Постреквизиты дисциплины
- 4. Цели и задачи курса
- Цели и задачи изучения курса.
- Требования по курсу.
- Краткое содержание курса
- 5 График учебных занятий
- 5. Тематический план лекций
- 6. Тематический план семинарских занятий
- 6.1 Методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
- Методические рекомендации по использованию научной литературы
- 7. График выполнения и сдачи заданий срсп
- График выполнения и сдачи заданий срс
- Методические рекомендации по подготовке заданий срсп и срс
- 8. Список основной и дополнительной литературы:
- Список основных нормативных правовых актов, международно-правовых актов, документов Европейского Союза и Республики Казахстан
- 10. Общая шкала оценки знаний
- Вопросы первого рубежного контроля
- Вопросы первого рубежного контроля
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы европейского права»
- Краткий курс лекций по дисциплине «Основы европейского права»
- Тема 1. Европейское право: как правовая система, сфера научного познания и учебная дисциплина
- Тема 2. Основные этапы становления ес. Юридическая природа ес
- Раздел I «Общие положения» (ст. 1—7) закрепляет общие принципы, на которых строится функционирование союза, в том числе демократические принципы конституционного строя и санкции за их нарушение.
- Раздел V «Положения об общей внешней политике и политике безопасности» (ст. 11—28), а также
- Тема 3. Институты Европейского Союза. Вспомогательные и консультативные органы Европейского Союза
- Европейский Совет. Совет Европейского союза. Европейская комиссия. Европейский парламент
- Тема 4. Становление Европейского права, его понятие, особенности и структура. Нормативные правовые акты Европейского Сообщества и Европейского Союза.
- Тема 5. Соотношение права Европейского Союза с внутригосударственным и международным правом.
- Тема 6. Основные «свободы» внутреннего рынка ес: понятие, сущность, юридическое закрепление
- Тема 7. Система институтов Экономического и валютного союза (эвс). Евро.
- Тема 8. Шенгенское право - особый компонент в системе права Европейского Союза.
- Тема 9. Европейское право в сфере борьбы с преступностью.
- Тема 10. Правовые основы деятельности Европейского Союза в области образования, социальной и природоохранной деятельности.
- Тема 11. Правовое положение личности в Европейском Союзе.
- Тема 12. Юрисдикционная защита европейского права. Судебная система Европейского Союза. Суд Европейских сообществ.
- Тема 13. Компетенция Европейского Союза и Европейского Сообщества. Проблемы расширения компетенции Европейского Союза в современных условиях.
- Тема 14. Конституция Европейского Союза: структура, содержание и вопросы ратификации. Лиссабонский договор.
- Часть II инкорпорировала Хартию Союза об основных правах 2000 г.7 без внесения в нее каких-либо изменений, чем продемонстрировала особое значение прав человека для этой Конституции.
- Часть III проекта “Сферы политики и реализация мероприятий Союза” наиболее прямо и непосредственно относится к области экономики.
- Тема 15. Правовое регулирование взаимоотношений между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. Государственная программа Республики Казахстан «Путь в Европу».