logo
UMKD_po_EP

Часть II инкорпорировала Хартию Союза об основных правах 2000 г.7 без внесения в нее каких-либо изменений, чем продемонстрировала особое значение прав человека для этой Конституции.

В этой части отчетливо зафиксирован расширительный характер закрепления в Хартии прав и свобод человека. Прежде всего, она требует безусловного соблюдения прав и свобод, зафиксированных уже действующим законодательством. Кроме этого, предусматривается по возможности постоянное дополнение этого списка правами, возникающими в результате социального прогресса, научного и технологического развития, стремясь при этом закрепить не минимальный уровень, как это обычно принято в международно-правовой практике, а возможно достижимый максимум их числа и уровня осуществления. В абз. 4 Преамбулы к Хартии ставится цель “усилить защиту основных прав, обеспечив посредством Хартии более ясное их выражение”.

Хартия содержит нормы, определяющие ее действие как юридического документа, соотношение с другими источниками основных прав и некоторые другие правила общего характера. Они сгруппированы в последней, седьмой главе – “Общие положения”.

Одна из наиболее оригинальных черт Хартии – ее структура. Она определяет порядок расположения прав, принципов и гарантий, закрепленных в содержании норм этого документа. Традиционная структура “биллей о правах”, воспринятая и в Конституции нашей страны, исходит из привычной классификации прав и свобод на три категории. Сначала обычно излагаются личные права, затем политические и, наконец, социально-экономические. Все эти права присутствуют и в Хартии, но классифицированы и, соответственно, расположены по-другому.

В первую очередь в главе I “Достоинство” провозглашаются и закрепляются права личности как человеческого существа, которые обеспечивают саму возможность жизнедеятельности человека во всех сферах: право на человеческое достоинство, на жизнь и др. По своему происхождению это “естественные” права, т.е. присущие по своей природе каждому человеку, независимо от государства, а по характеру – личные.

Вторая глава “Свободы” закрепляет юридические границы личной свободы человека применительно к отдельным сферам его жизнедеятельности: свобода и личная безопасность, защита частной и семейной жизни, свобода совести и вероисповедания и др. По большей части речь идет о негативных правах, т.е. права на невмешательство со стороны властей и других лиц в жизнь человека, о недопустимости посягательства на важнейшие материальные и духовные элементы благосостояния личности.

Права, собранные во второй главе, включают в себя как личные (например, свобода мысли, совести и религии – ст. II-10), так и политические (свобода собраний и ассоциаций – ст. II-12) и социально-экономические, в том числе культурные (право собственности – ст. II-17, свобода искусства и науки – ст. II-13 и др.).

В третьей главе Хартии “Равенство” закреплен принцип равенства в различных его проявлениях: юридическое равенство (перед законом – ст. II-20), социальное (независимо от пола, расы, происхождения, принадлежности к той или иной социальной группе и т.д.), а также отдельно принцип равенства мужчины и женщины (ст. II-21).

Кроме того, здесь содержатся некоторые гарантии в отношении социальных групп, находящихся в неблагоприятных условиях и потому нуждающихся в специальной защите со стороны общества: детей (ст. II-24), пожилых людей (ст. II-25), инвалидов (ст. II-26). Защита слабых, обездоленных – этический принцип, который получает в данной главе Хартии юридическое выражение. Тем самым создаются предпосылки для обеспечения равенства не только прав, но и уравнивания ряда фактических возможностей всех членов общества.

Следующая, четвертая глава отражает доктрину социальной солидарности прежде всего между трудом и капиталом (глава IV “Солидарность”). Большинство ее норм закрепляют трудовые и тесно связанные с ними права наемных работников: на информацию и консультации на предприятии, на коллективные переговоры и коллективные действия, включая право на забастовку, на справедливые и равные условия труда и др.

Здесь же получили закрепление обязанности органов публичной власти в социальной сфере: в форме корреспондирующих им социальных прав (право на социальное обеспечение и социальную помощь, охрану здоровья) или общих принципов деятельности (охрана окружающей среды, защита прав потребителей, услуги общеэкономического назначения).

Пятая глава Хартии “Гражданство” с некоторыми дополнениями воспроизводит действующие с 1993 г. положения Части второй Договора о Европейском сообществе “Гражданство Союза”. Уже из названия видно, что здесь прежде всего содержатся “права гражданина” (а не любого человека), т.е. те права, обладание которыми, как правило, связано с принадлежностью к гражданству Европейского союза.

Институт гражданства Союза был введен Договором о Европейском союзе 1992 г. Гражданами Союза автоматически признаются граждане всех государств-членов. Приобретение национального гражданства влечет за собой одновременно приобретение гражданства Союза в целом. В свою очередь, утрата гражданства страны автоматически приводит к утрате гражданства Союза.

В то же время гражданство Европейского союза – самостоятельный правовой институт. Права физического лица как гражданина Союза закрепляются учредительными документами и законодательством Союза, в том числе Хартией. Его же права как гражданина государства имеют своим источником конституционные и другие акты соответствующей страны.

В национальных конституциях права гражданина – в основном политические. В Хартии за гражданами Союза зарезервированы также некоторые личные права (например, свобода передвижения и проживания в пределах ЕС – параграф 1 ст. II-45).

С другой стороны, комплексное по своему характеру “право на хорошую администрацию” (ст. II-41) предоставлено “каждому лицу”; некоторые права распространяются также на лиц, постоянно проживающих в Союзе (например, право на обращение к Омбудсману – ст. II-43).

Шестая глава “Правосудие” по своему предмету и содержанию выступает источником не столько прав, сколько их гарантий. Нормы этой главы закрепляют уголовно-правовые и процессуальные гарантии прав и свобод: право на судебную защиту, презумпция невиновности и др.

Последняя глава “Общие положения” содержит нормы, определяющие действие Хартии в целом, в том числе ее соотношение с другими источниками основных прав и свобод.

Анализ Части II проекта показывает, что защита прав и свобод человека при помощи права Европейского союза не вытесняет и не подменяет соответствующие правовые механизмы государств-членов. По сути, защита прав человека на уровне Европейского союза является еще одним правовым механизмом, который одновременно и унифицирует существующие национальные системы защиты прав и свобод, объединяет их с действующими международно-правовыми актами и при этом существует параллельно с ними, не исключая, а логически дополняя их.

Развитие правового статуса граждан в Европейском союзе свидетельствует о тенденции к унификации гуманитарного права в целом: права Европейского союза и права Совета Европы, а также судебной практики по правам человека и существующих в Европе механизмов их защиты. Достижения гуманитарного права Европы все более сливаются и переплетаются с наработками других интеграционных группировок и международного права в целом, развивая и обеспечивая все более эффективные формы и средства защиты прав человека и гражданина в самых различных государствах мира.

Из буквы и духа Части II можно вывести принципиально новую тенденцию развития гуманитарного права в третьем тысячелетии. Она состоит в поиске правовых средств ограничения негативных последствий интеграции, интернациализации и глобализации. Началом этого процесса может стать предпринятая Хартией попытка нового, более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью друг перед другом, “человеческим обществом и будущими поколениями”. Тем более что эта ответственность касается такого нестандартного единого комплекса субъектов, который в настоящем времени охватывает личность, государства, нации, интеграционные объединения и человечество в целом, а в будущем – обращено к еще не существующим поколениям. Эта неразрывная связь современного права с будущим и признание ответственности перед ним имеет, на наш взгляд, особое значение.

Красной нитью через проект Конституции проходит новое осмысление принципа ненасилия, проявляющегося в стремлении к эволюционному созиданию без разрушения, огульного отрицания и насилия, то есть выбор объединяющейся Европой взвешенного, цивилизационного, а не революционного движения из уважаемого прошлого через толерантное настоящее к достойному будущему.

Еще одна важная тенденция развития современного права – тенденция сближения и взаимодополнения конституционного и международного права в области демократической стандартизации института прав человека и способов его защиты – проявилась в Части II проекта Конституции.

Проект Конституции логически подводит к выводу, что одной из ее важнейших задач в целом, хотя и не зафиксированной прямо, является создание условий для формирования на базе гражданских обществ стран-членов посредством активной деятельности институтов и органов Сообществ основ единого гражданского общества Европейского союза.