38. Дайте определение и изложите структуру международного рынка услуг.
Международная торговля услугами (МТУ) – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Мировой экспорт услуг в настоящее время составляет примерно один триллион долларов, что составляет 22% всего мирового экспорта, по данным 2010 года ВТО 19,3%. На долю услуг приходится более 70 % ВВП США. Благодаря стремительному развитию информационных технологий международная торговля услугами активно развивается и ее уровень может превысить уровень торговли товарами уже в ближайшее десятилетие.
На сегодняшний день, исходя из статистических данных и динамики развития, наиболее преобладающим является рынок услуг, т.к. он имеет намного больше преимуществ в современном индустриальном мире. Услуги представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей.
Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг). Очень важно отметить то факт, что доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров в несколько раз.
Количество услуг, их роль в экономике и международной торговле быстро растет, прежде всего в результате НТП, роста международных экономических связей в целом, повышения доходов и платежеспособности населения во многих странах мира, изменение структуры потребления населения , переход к «новому информационному обществу» и т.д.
Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.
С точки зрения географического распределения мировой рынок услуг характеризуется большой неравномерностью. По словам экспертов, примерно 75% стоимости от его объема обеспечивается развитыми странами. Еще 24% этого рынка занимают страны с развивающейся экономикой, и около 1% - международные организации. Основными экспортерами на глобальном рынке услуг выступают либо развитые страны, либо страны, имеющие определенное географическое преимущество.
На сегодняшний день в пятерку мировых лидеров среди экспортеров услуг входят США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. Все вместе они занимают на рынке долю, равную почти 40%. Китай к 2010 году оказался способным экспортировать около 10% от общего объема мирового рынка услуг, а импортировать более 7%. Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока - 3,5 и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно.
Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на Предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).
Среди развивающихся стран в международной торговле услугами выделяются три группы стран:
-
К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий ее объемы более чем в 6 раз.
-
Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики. Как правило, это островные или малые государства. Для них характерна ярко выраженная специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах. В целом последние два десятилетия эти страны развивались по пути углубления своей специализации.
-
Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющимися экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т.д.). Для них торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%.
Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.
Что же касается экспорта транспортных услуг, то он составлял 21,3% от мирового экспорта коммерческих услуг в 2010 году. Наибольший экспорт осуществлялся из:
-
Европейских стран ($ 374 млрд.)
-
Азии ($ 226 млрд.)
-
Северной Америки ($ 84 млрд.)
Мировой экспорт коммерческих услуг составляет 53,3% мирового экспорта коммерческих услуг (за счет ЕС). Доля Азии в этой сфере услуг увеличилась до 25,4%. Экспорт таких услуг, как транспорт и финансы остаются ниже докризисных уровней, несмотря на быстрое восстановление в 2010 г. Экспорт транспортных услуг составил 785 млрд. долл. в 2010 году (это на 105 млрд. меньше, чем в 2008 г.). Экспорт финансовых услуг составил 265 млрд. долл. в 2010 году, что на 10% больше по сравнению с 2008 годом. Экспорт компьютерных и информационных услуг вырос на 215 млрд. долл. в 2010 году (что на 15 млрд. долл. выше, чем в 2008 г.). Как мы видим, на современном рынке услуг наблюдается значительное увеличение основных сфер общественных услуг.
Что же касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.
Для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО все услуги были классифицированы в рамках 12 секторов следующим образом:
-
деловые услуги (включая профессиональные услуги),
-
услуги в области связи (включая почтовые, телекоммуникационные и аудиовизуальные услуги),
-
строительные и связанные с ними инженерные услуги,
-
дистрибьюторские услуги (включая услуги оптовой и розничной торговли),
-
услуги в области образования,
-
услуги, связанные с защитой окружающей среды,
-
финансовые услуги (страхование, банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг),
-
услуги в области здравоохранения и социального обеспечения,
-
туризм и услуги, связанные с путешествиями,
-
услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг)
-
транспортные услуги,
-
услуги прочие, не вошедшие в перечисленные (например, бытовые услуги).
Согласно МВФ услуги делятся на :
-
транспортные услуги
-
туризм
-
прочие услуги
Сначала лидировали транспортные,но теперь прочие,т.к. туда входят и страхование и финансовые услуги.
Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении:
-
Они, как правило, они неосязаемы.
-
Услуги неотделимы от своего источника.
-
Их производство и потребление, как правило, неразрывны.
-
Для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость.
В ВТО нет определения «услуг», но ГАТС определил 4 способа поставки услуг:
-
трансграничная поставка – услуга перемещается к потребителю услуги (денежный перевод)
-
потребление за рубежом – перемещения потребителя в страну производителя услуги например туризм
-
коммерческое присутствие поставщика услуги одной страны на территории другой страны (через представительство)
-
перемещение ФЛ – обычно имеет временный характер (например с целью гастролей и т. д.)
Развитая сфера услуг - это своего рода показатель высокого уровня экономики страны или региона. Благодаря бурному научно-техническому прогрессу к третьему тысячелетию появилось множество самых разных новых услуг, заметно повысилось и продолжает совершенствоваться качество обслуживания, постепенно сходят на нет многие технические барьеры, посредством которых происходит передача отдельных видов услуг. Все это создает предпосылки для того, чтобы мировой рынок услуг с полным правом мог заявить о себе, как об одном из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики.
- 1.Дайте определение понятия международных экономических отношений и раскройте их основные формы.
- 2. В чем состоит трансформация международных экономических отношений в конце XX – начале XXI столетий?
- 3. Какое воздействие оказывает глобализация мирового хозяйства на международные экономические отношения?
- 4. Особенности международных экономических отношений развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран с рыночной экономикой, стран с переходной экономикой.
- 5. Какие особенности положения Российской Федерации в системе международных экономических отношений Вы можете назвать?
- 6. Структура мирового рынка.
- Определите понятие конъюнктуры мирового рынка. Какие показатели конъюнктуры вы можете назвать.
- 9. Источники информации о конъюнктуре мировых товарных рынков, классификация, проблемы.
- 10. Система ценообразующих факторов.
- 11. Соотношение спроса и предложения как ценообразующий фактор (стр. 83).
- 12. Динамика цен на мировом рынке. Мировые цены и цены международных контрактов.
- 13. Место международной торговли в системе мэо.
- 14. Динамика международной торговли, ее основные показатели.
- 15. Товарная и географическая структура мировой торговли.
- 16. Классификация товаров в международной торговле
- 17. Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности. Либерализация и протекционизм в международной торговле.
- 18. Инструменты внешнеторговой политики государства
- 19. Что такое таможенный тариф?
- 20. Нетарифные ограничения в международной торговле.
- 21. Какими методами стимулируется экспорт?
- 22. Что такое режим наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации)?
- 23. Как осуществляется международное многостороннее регулирование внешней торговли?
- 24. Структура и функции вто.
- 25. Россия и вто.
- 26. Внешнеторговые контракты. Виды операций и сделок во внешней торговле.
- 27. Правила толкования торговых терминов «Инкотермс».
- 28. Структура и содержание внешнеторговых контрактов. Базисные условия поставки товаров.
- 29. Цены внешнеторговых контрактов.
- 30. Значение внешней торговли для экономики России.
- 31. Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли Российской Федерации.
- 32. Формирование внешнеторговой политики и внешнеторгового законодательства Российской Федерации.
- 33. Законы рф, регулирующие внешнюю торговлю и внешнеэкономическую деятельность рф в целом.
- 1. Федеральный закон от 08 декабря 2003 года n 164-фз "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
- Фз « о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003)
- 34. Таможенный кодекс Российской Федерации.
- 35. Тарифное регулирование внешней торговли в рф.
- 36. Что такое таможенная стоимость? Как и для чего она определяется?
- 37. Нетарифные ограничения и защитные меры во внешней торговле рф.
- Исключительное право на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров.
- 38. Дайте определение и изложите структуру международного рынка услуг.
- 39. В чем состоит специфика международной торговли услугами?
- 40. Вто и международный рынок услуг. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс).
- Классификация услуг для целей вто.
- Вопрос 41.
- 41.«Международный туризм. Динамика и основные направления междун туризма (мт). Роль индустрии туризма в экономике отдельных стран».
- Вопрос 42.
- 42.«Международный (выездной и въездной) туризм в России, его развитие. Децентрализация туристического бизнеса. Закон рф «Об основах туристической деятельности».
- Вопрос 43:
- 43.«Структура международного рынка технологий»
- Вопрос 44:
- 44.«Субъекты и объекты международного рынка технологий»
- 45.«Вопросы интеллектуальной собственности на межд рынке. Соглашение по торговым аспектам прав на интел собственность (trips)».
- Вопрос 46:
- 46.«Особенности реализации лицензионных соглашений».
- 47.«Ноу-хау на международном рынке технологий»
- Вопрос 48:
- 48.«Организация международной торговли инжиниринговыми услугами».
- Вопрос 49:
- 49.«Позиции России на международном рынке технологий».
- Вопрос 50:
- 50.«Международный рынок транспортных услуг».
- 51. Структура международных транспортных операций. Место России в международных перевозках.
- 52. Международное движение капитала как форма международных экономических отношений.
- 53. Глобализация и международное движение капитала
- 54. Причины вывоза и ввоза капитала
- 55. Какая разница существует между прямыми и портфельными инвестициями?
- 56. Какова роль международного кредита в развитии мировой экономики?
- 57. Что такое «официальная помощь развитию»?
- 58. Масштабы, динамика и географическое распределение потоков капитала в глобальной экономике
- 59. Регулирование международного движения капитала на государственном и межгосударственном уровнях.
- 60. Соглашение о торговых аспектах инвестиционной политики (trims).
- 61. Что такое инвестиционный климат? Какого его состояние в отдельных странах или группах стран.
- 62. Дайте определение свободных экономических зон в мировой экономике, изложите их функции и приведите классификацию.
- 63. Что такое оффшорные финансовые центры? Почему им уделяется в последнее время так много внимания?
- 64. Иностранные капиталовложения в России в конце 19-нач 20 в.
- 65. Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации.
- 66. Инвестиционный климат в рф.
- 67. Регулирование иностранных инвестиций в рф. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 года.
- 68. Формы участия иностранного капитала в экономике России.
- 69. Иностранные инвесторы, права и гарантии для иностранных инвесторов
- Вопрос 70:
- 70.«Особы экономические зоны в России»
- 71.Формирование международного рынка рабочей силы, его связь с интернационализацией производства, развитием международного разделения труда и демографическими процессами.
- 72. Международная трудовая миграция, современные тенденции ее развития.
- 73.Основные центры трудовой миграции, направления, размеры, состав международной миграции рабочей силы.
- 74. Государственное и международное регулирование трудовой миграции.
- 75. Россия на международном рынке труда.
- 76. Что понимается под международной экономической интеграцией? Соотношение понятий «глобализация» и «интеграция».
- 77. Сущность и формы международной экономической интеграции.
- 78.Основные этапы развития западноевропейской интеграции.
- 79. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза.
- 80. Европейское экономическое пространство.
- 81. Североамериканская модель интеграции (нафта).
- 82. Формирование Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (атэс). Асеан и Восточноазиатская модель интеграции.
- 83. Интеграционные процессы в рамках снг. Евразийское экономическое пространство. Союзное государство России и Белоруссии. Таможенный союз ЕврАзЭс.
- 84. Международные валютные отношения как форма международных экономических отношений.
- 85. Понятие валюты. Конвертируемость валюты
- 86. Дайте определение и изложите основные функции валютных рынков
- 87. Национальная валютная система рф. Валютный курс рубля.
- 88. Международные расчетные отношения
- 89. Формы международных расчетов и их классификация
- 90. Организации международных расчетов
- 91. Международные расчетно-платежные отношения России с развитыми и развивающимися странами, с государствами снг.
- 92. Общая характеристика и классификация международных экономических организаций
- 93. Экономические организации, входящие в систему оон.
- 94. Специализированные учреждения оон и их функции.
- 95. Международные финансовые организации в системе оон.
- 96. Организация международного сотрудничества и развития оэср
- 97. Неформальные международные экономические организации. Всемирный экономический форум. Парижский клуб, Лондонский клуб, брик.
- 98. Участие России в международных экономических организациях.