logo
БИЛЕТЫ МЭО 2011 г

41.«Международный туризм. Динамика и основные направления междун туризма (мт). Роль индустрии туризма в экономике отдельных стран».

МТ — один из важнейших секторов междун. торговли услугами. В то же время это одна из быстрорастущих отраслей МЭ и один из наиболее прибыльных видов бизнеса. Т., в том числе междун., привлекает крупные инвестиции, обеспечивает растущую занятость и поступление доходов, в том числе и в госуд. бюджеты.

Причины роста спрос на тур. услуги: соц-эконом (общий рост доходов; достаточный для продолжения активной жизни уровень пенсионного обеспечения; изменения в составе семей), полит и эконом (прогресс в развитии транспорта, снятие или ослабление валютных ограничений, либерализация визового режима). Т. является объектом как международного, так и национального регулирования.

Доля международного туризма в мировом ВВП составляет 10%, в мировой торговле услугами 32%, 8 % мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 10 % суммарных налоговых поступлений. Во всем мире эту отрасль обслуживают более 200 млн чел. (9 % мирового рынка занятости).

Динамика туристических прибытий в мире:

  1. 1990 год – 458 миллионов человек.

  2. 2000 год – 702 миллиона человек

  3. 2010 год – 1040 миллионов человек.

Динамика объемов доходов от МТ в мире:

  1. 1990 г – 288 млрд.дол.

  2. 2000 г – 620 млрд.дол.

  3. 2010 г – 960 млрд.дол.

Регулирование рынка туристических услуг осуществляется Всемирную туристскую организацию (ВТО, действует с 1975 г.), ВТО имеет ряд межд норм, определяет основные положения, связанные с этим рынком. ВТО приняла ряд деклараций и других документов по организации международного туризма., вводит такие понятия как туризм, турист, экскурсант.

С 90-х наметилась тенденция роста туристов в такие регионы, как Юго-Восточная Азия, Ближний и Средний Восток. По странам: Франция, США, Испания, Италия, Великобритания, Турция, Германия, Малайзия, Мексика. Всего официально туристов 940 млн.

Различают три основных вида международного туризма: рекреационный, научный и деловой. На долю рекреационного туризма приходится более 70% всех туристских поездок. На научный туризм – не более 15%, и, соответственно, на деловой туризм приходится столько же.

В классификации Всемирной туристской организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами — поставщиками туристов, и страны, являющиеся в первую очередь принимающими. К странам — поставщикам туристов относятся: США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия. К принимающим туристов странам относятся: Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция. По данным Всемирной Туристической Организации (UNWTO) в 2010 году основными направлениями в туризме основными направлениями туризма являются такие регионы как Северный, Южный и Средний регионы Европы, Северо-Восточная Азия, Северная Америка.

В РФ туризм регулируется ФЗ «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 г. № 132—ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ) и рядом других нормативных документов, которые определяют принципы гос. политики, направленной на установление правовых основ единого тур. рынка в России и порядок рацион. использования тур.ресурсов.

Для многих развивающихся стран туризм давно стал одним из важнейших источников поступления иностранной валюты. Так, для Египта туризм является третьим по значимости источником получения свободно конвертируемой валюты после валютных переводов египетских рабочих, временно занятых за рубежом, и иностранной помощи. Особенно бурно в последние годы развивается иностранный туризм в Турции (8% в год по сравнению с 4% общемирового роста туризма – на начало 21 века). Турция входит в пятерку стран, отличающихся наиболее динамичным развитием этого сектора национальной экономики. Страна выигрывает в конкуренции с основными соперниками - Грецией и Испанией, благодаря относительно низкой стоимости рекреакционных услуг.

Доля туризма в ВВП по различным данным (2005 – 2007 гг.) составляет (в %): в Австрии - 8,5, Португалии - 6,5, Египта – 6, Испании - 4,2, Греции - 4,5, Великобритании -1,9, ФРГ-0,9, США-1,0. 

Поскольку роль международного туризма в мировой экономике постоянно возрастает, то соответственно увеличивается зависимость национальных экономик от туристской деятельности. Это объясняется тем, что в экономике отдельных стран международный туризм выполняет ряд важнейших функций: