50.«Международный рынок транспортных услуг».
В процессе осуществления международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое и составляет предмет международной транспортной операции. Процесс доставки товара в международной торговле включает:
а) перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны;
б) перевозку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны;
в) транзитную (через третьи страны) или морскую перевозку, если страна-экспортер и страна-импортер товара не имеют общей границы.
Транспортные операции считаются международными, если они связаны с транзитом или перевозками по морским путям.
Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, перевозимых грузов, а также региональных особенностей. Международные сообщения могут быть прямые (бесперегрузочные), смешанные (с использованием двух и более видов транспорта), прямые смешанные (с использованием разных видов транспорта, но по единым транспортным документам).
Международные транспортные услуги включают не только перевозочную деятельность, но и целый ряд операций (доставка груза до ближайшего грузового терминала — порта, железнодорожного узла и т.д.; погрузка, перегрузка, выгрузка перевозимых товаров или багажа; временное хранение в промежуточных пунктах, переоформление документов, а иногда и страхование).
В международном транспортном процессе принимают участие фирма-грузовладелец и фирмы-перевозчики, которые заключают между собой договор перевозки.
Кроме грузовладельцев в транспортных операциях участвуют фирмы-стивидоры (операторы грузовых терминалов), с которыми заключается договор обслуживания, и фирмы-экспедиторы (в некоторых странах экспедиторы называются фрахтовыми агентами, комиссионерами, брокерами и т.д.).
Современная транспортная сеть и структура транспортных перевозок сложились в процессе мирового экономического развития и международного разделения труда, они, в свою очередь, очень сильно влияют на указанные процессы.
Транспортная сеть расширяется, но неравномерно по различным видам транспорта. Доля транспорта в общемировом ВВП и особенно в ВВП развитых стран сокращается, то же самое относится и к величине транспортной составляющей в цене товара.
Международные перевозки и международные транспортные пути не отделены от внутренних и одни и те же транспортные фирмы могут заниматься и внутренними и международными перевозками.
Международные перевозки регулируются многосторонними соглашениями на региональном и общемировом уровнях. В этой сфере действуют многочисленные (около 100) межгосударственные организации, в том числе специализированные органы ООН: Международная морская организация и Международная организация по гражданской авиации с участием России, правила ЮНКТАД-МПТ, которые регулируют документацию смешанных перевозок.
Транспортные услуги различаются в зависимости от вида транспорта, предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж), транспортной характеристики товара, периодичности перевозки. Перевозимые товары делятся на сухие, или навалочные, насыпные, наливные и генеральные (готовая продукция).
Главное направление в развитии мировой транспортной системы — синхронизация работы разных видов транспорта, их совместное функционирование в смешанных перевозках. Особенно интенсивно растут перевозки товаров в контейнерах и генеральных грузов в целом. Комплексное обеспечение таких перевозок в международном масштабе практикуется при создании транспортных коридоров, в том числе и на территории России.
В международных перевозках лидирует морской транспорт, хотя темпы его развития замедлились. Каждое торговое судно ходит под определенным государственным флагом и приписано к тому или иному порту. Широко распространена практика, когда флаг, под которым ходит корабль, не соответствует гражданству его владельца. Большинство же судов ходит под чужими флагами, особенно под флагами стран открытого судового регистра, иначе называемых удобными, или дешевыми флагами (42 % всех судов, или 58 % мирового тоннажа). «Удобные» флаги позволяют судовладельцам минимизировать затраты по налогам, оплате труда и другим параметрам
Режим удобного флага позволяют судовладельцам-нерезидентам:
- быстро перерегистрировать суда в морском реестре другой страны;
- осуществлять параллельную регистрацию;
- минимизировать разнообразные затраты..
Официально к странам открытого судового регистра относят Либерию, Панаму, Кипр, Сингапур, Бермудские острова и Содружество Багамских островов.
По тоннажу крупнейшие владельцы судов — Греция, Япония, Норвегия, США и Гонконг. В десятку лидеров среди владельцев входят также Китай, Корея, Великобритания, Германия и Швеция. По тоннажу Россия находится на 13-м месте в мире (2,1 %).
В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (от англ, tramp — бродяга). Линейное судоходство организуется на устойчивых географических направлениях с регулярным заходом в порты по расписанию. Тарифы на линейные перевозки устанавливаются наподобие цен на мировых рынках товаров. Перевозка грузов оформляется коносаментом, т.е. документом, в котором подтверждается принятие товара для перевозки у грузовладельца и обязательство перевозчика доставить товар по назначению. При трамповом судоходстве капитан или владелец судна сам ищет груз и свободно перемещается в зависимости от спроса на тоннаж и предложения грузов.
Наем судна называется фрахтованием, а договор фрахтования, заключаемый между морским перевозчиком и грузовладельцем, — чартером.
Статистика:
По тоннажу в мировых перевозках (без трубопроводного) на 2008 год лидирует Китай – 11030 млрд тонно-километров (против 4432 млрд в 2000 г.), затем идет США примерно 5750 (против 5368 млрд в 2000 году), Россия – 3597 млрд (против 2467 млрд в 2000).
По данным 2005 года (ибо долбанный ООН не публиковал дальше зараза такая!) на ж/д приходилось 14,3%, на авто – 10,2%, на внутренний водный – 2,9%, на морской – 60,5%, на трубопроводный – 11,5%, на воздушный – 0,2%. Учитывая то, что по тем же данным ООН за 1980 год сильной динамики не наблюдалось, и, более того, в силу рентабельности морского пути, делаем выводы о не сильных изменениях в структуре на сегодняшний день.
Так как морские пути являются самыми распространенными на международном рынке транспортных услуг, то рассмотрим этот сегмент подробнее:
По данным ЮНКТАД за 2011 год лидерами в сфере морской перевозки с 2006 года является Греция 16,2% рынка услуг, Япония 15,8%, Германия 9,17%, Китай 8,63%, Южная Корея 3,79%, США 3,71%. А 35 стран лидеров занимают 96% всего рынка. Количество грузовых кораблей с декабря 2000 по декабрь 2010 возросло с 2697 до 7821, а максимальная отметка 11 657.
Структура перевозок по морю на 2010 год: сырье 21,2%, продукты питания 11,5%, сухогрузы 67,3%
- 1.Дайте определение понятия международных экономических отношений и раскройте их основные формы.
- 2. В чем состоит трансформация международных экономических отношений в конце XX – начале XXI столетий?
- 3. Какое воздействие оказывает глобализация мирового хозяйства на международные экономические отношения?
- 4. Особенности международных экономических отношений развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран с рыночной экономикой, стран с переходной экономикой.
- 5. Какие особенности положения Российской Федерации в системе международных экономических отношений Вы можете назвать?
- 6. Структура мирового рынка.
- Определите понятие конъюнктуры мирового рынка. Какие показатели конъюнктуры вы можете назвать.
- 9. Источники информации о конъюнктуре мировых товарных рынков, классификация, проблемы.
- 10. Система ценообразующих факторов.
- 11. Соотношение спроса и предложения как ценообразующий фактор (стр. 83).
- 12. Динамика цен на мировом рынке. Мировые цены и цены международных контрактов.
- 13. Место международной торговли в системе мэо.
- 14. Динамика международной торговли, ее основные показатели.
- 15. Товарная и географическая структура мировой торговли.
- 16. Классификация товаров в международной торговле
- 17. Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности. Либерализация и протекционизм в международной торговле.
- 18. Инструменты внешнеторговой политики государства
- 19. Что такое таможенный тариф?
- 20. Нетарифные ограничения в международной торговле.
- 21. Какими методами стимулируется экспорт?
- 22. Что такое режим наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации)?
- 23. Как осуществляется международное многостороннее регулирование внешней торговли?
- 24. Структура и функции вто.
- 25. Россия и вто.
- 26. Внешнеторговые контракты. Виды операций и сделок во внешней торговле.
- 27. Правила толкования торговых терминов «Инкотермс».
- 28. Структура и содержание внешнеторговых контрактов. Базисные условия поставки товаров.
- 29. Цены внешнеторговых контрактов.
- 30. Значение внешней торговли для экономики России.
- 31. Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли Российской Федерации.
- 32. Формирование внешнеторговой политики и внешнеторгового законодательства Российской Федерации.
- 33. Законы рф, регулирующие внешнюю торговлю и внешнеэкономическую деятельность рф в целом.
- 1. Федеральный закон от 08 декабря 2003 года n 164-фз "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
- Фз « о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003)
- 34. Таможенный кодекс Российской Федерации.
- 35. Тарифное регулирование внешней торговли в рф.
- 36. Что такое таможенная стоимость? Как и для чего она определяется?
- 37. Нетарифные ограничения и защитные меры во внешней торговле рф.
- Исключительное право на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров.
- 38. Дайте определение и изложите структуру международного рынка услуг.
- 39. В чем состоит специфика международной торговли услугами?
- 40. Вто и международный рынок услуг. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс).
- Классификация услуг для целей вто.
- Вопрос 41.
- 41.«Международный туризм. Динамика и основные направления междун туризма (мт). Роль индустрии туризма в экономике отдельных стран».
- Вопрос 42.
- 42.«Международный (выездной и въездной) туризм в России, его развитие. Децентрализация туристического бизнеса. Закон рф «Об основах туристической деятельности».
- Вопрос 43:
- 43.«Структура международного рынка технологий»
- Вопрос 44:
- 44.«Субъекты и объекты международного рынка технологий»
- 45.«Вопросы интеллектуальной собственности на межд рынке. Соглашение по торговым аспектам прав на интел собственность (trips)».
- Вопрос 46:
- 46.«Особенности реализации лицензионных соглашений».
- 47.«Ноу-хау на международном рынке технологий»
- Вопрос 48:
- 48.«Организация международной торговли инжиниринговыми услугами».
- Вопрос 49:
- 49.«Позиции России на международном рынке технологий».
- Вопрос 50:
- 50.«Международный рынок транспортных услуг».
- 51. Структура международных транспортных операций. Место России в международных перевозках.
- 52. Международное движение капитала как форма международных экономических отношений.
- 53. Глобализация и международное движение капитала
- 54. Причины вывоза и ввоза капитала
- 55. Какая разница существует между прямыми и портфельными инвестициями?
- 56. Какова роль международного кредита в развитии мировой экономики?
- 57. Что такое «официальная помощь развитию»?
- 58. Масштабы, динамика и географическое распределение потоков капитала в глобальной экономике
- 59. Регулирование международного движения капитала на государственном и межгосударственном уровнях.
- 60. Соглашение о торговых аспектах инвестиционной политики (trims).
- 61. Что такое инвестиционный климат? Какого его состояние в отдельных странах или группах стран.
- 62. Дайте определение свободных экономических зон в мировой экономике, изложите их функции и приведите классификацию.
- 63. Что такое оффшорные финансовые центры? Почему им уделяется в последнее время так много внимания?
- 64. Иностранные капиталовложения в России в конце 19-нач 20 в.
- 65. Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации.
- 66. Инвестиционный климат в рф.
- 67. Регулирование иностранных инвестиций в рф. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 года.
- 68. Формы участия иностранного капитала в экономике России.
- 69. Иностранные инвесторы, права и гарантии для иностранных инвесторов
- Вопрос 70:
- 70.«Особы экономические зоны в России»
- 71.Формирование международного рынка рабочей силы, его связь с интернационализацией производства, развитием международного разделения труда и демографическими процессами.
- 72. Международная трудовая миграция, современные тенденции ее развития.
- 73.Основные центры трудовой миграции, направления, размеры, состав международной миграции рабочей силы.
- 74. Государственное и международное регулирование трудовой миграции.
- 75. Россия на международном рынке труда.
- 76. Что понимается под международной экономической интеграцией? Соотношение понятий «глобализация» и «интеграция».
- 77. Сущность и формы международной экономической интеграции.
- 78.Основные этапы развития западноевропейской интеграции.
- 79. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза.
- 80. Европейское экономическое пространство.
- 81. Североамериканская модель интеграции (нафта).
- 82. Формирование Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (атэс). Асеан и Восточноазиатская модель интеграции.
- 83. Интеграционные процессы в рамках снг. Евразийское экономическое пространство. Союзное государство России и Белоруссии. Таможенный союз ЕврАзЭс.
- 84. Международные валютные отношения как форма международных экономических отношений.
- 85. Понятие валюты. Конвертируемость валюты
- 86. Дайте определение и изложите основные функции валютных рынков
- 87. Национальная валютная система рф. Валютный курс рубля.
- 88. Международные расчетные отношения
- 89. Формы международных расчетов и их классификация
- 90. Организации международных расчетов
- 91. Международные расчетно-платежные отношения России с развитыми и развивающимися странами, с государствами снг.
- 92. Общая характеристика и классификация международных экономических организаций
- 93. Экономические организации, входящие в систему оон.
- 94. Специализированные учреждения оон и их функции.
- 95. Международные финансовые организации в системе оон.
- 96. Организация международного сотрудничества и развития оэср
- 97. Неформальные международные экономические организации. Всемирный экономический форум. Парижский клуб, Лондонский клуб, брик.
- 98. Участие России в международных экономических организациях.