logo
БИЛЕТЫ МЭО 2011 г

11. Соотношение спроса и предложения как ценообразующий фактор (стр. 83).

Как и во внутренней, так и во внешней торговле есть рынок продавца (где цену диктует продавец) и рынок покупателя (цену диктует покупатель товара). Однако рынки продавца и покупателя – фактически крайние, полюсные ситуации в соврем рыночной экономике. На практике на цену воздействуют и продавцы, и покупатели. Например, научно-технический прогресс постоянно влияет на мировой рынок как через производство (тем самым влияя на предложение товаров), так и посредством формирования и изменения потребностей (что оказывает воздействие на динамику и структуру спроса)

Равновесные цены и равновесные объемы, как известно, определяются совместным воздействием спроса и предложения. Это положение справедливо как для внутреннего национального рынка, так и для рынка мирового.

Кривую предложения того или иного товара можно получить, располагая информацией о производственных возможностях страны, которые, в свою очередь, определяются наличием факторов производства и применяемыми технологиями. Кривая спроса в международной торговле зависит от двух факторов: сложившейся в данной стране системы вкусов и предпочтений потребителей и уровня их дохода.. За кривыми спроса стоят кривые безразличия.-(кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен).Однако в анализе международной торговли используются не индивидуальные кривые, а кривые безразличия, отражающие вкусы и предпочтения населения страны в целом, или так называемые общественные кривые безразличия. Допускается, что предпочтения общества могут быть представлены предпочтениями индивидуумов, составляющих это общество. Понятно, что переход от индивидуальных к общественным кривым безразличия весьма сложен, он предполагает введение больших ограничений с тем, чтобы соблюсти логическую корректность перехода. Если совместить карту общественные кривые безразличия с границей производственных возможностей, то становится возможным оценить эффект международной торговли и влияние проводимой торговой политики на общественное благосостояние. Каждая из стран — торговых партнеров выигрывает от международной торговли ровно столько, сколько она получает в результате перехода на более высокую кривую безразличия. После выявления факта взаимовыгодности международной торговли для всех участвующих в ней сторон следующим шагом анализа должно стать исследование проблемы распределения полученного выигрыша. В свою очередь, эта проблема имеет две стороны. Во-первых, необходимо выяснить, как распределяется полученный выигрыш между отдельными категориями экономических агентов внутри страны. Во-вторых, следует рассмотреть вопрос о том, как распределяется полученный выигрыш между торговыми партнерами различных стран. Анализ показывает, что международная торговля неоднозначно воздействует на уровень благосостояния отдельных категорий экономических агентов внутри страны: выигрывают потребители, а проигрывают местные производители товара, конкурирующего с импортным. Выигрыш одних экономических агентов и потери других объясняются изменением отдачи одних видов факторов за счет других видов.

Распределение выигрыша от международной торговли среди торговых партнеров различных стран зависит от степени изменения внутренних цен. Больше выигрывает та страна, чьи цены претерпели большее изменение в процессе международной торговли. Соотношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам отражают условия торговли, которые рассчитываются в виде нескольких индексов: товарных, доходных и факториальных. Эти индексы дают важную информацию о положении страны в системе международной торговли и характере тенденций его изменения.

Рис. 2. Рыночная (равновесная) цена спроса и предложения