logo
Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Субъекты Туманганского проекта

КНР

РФ

КНДР

Всего

Население, тыс. чел.

209

92

138

439

Территория, кв. км

42700

5004

7000

54704

ВВП, млн. долл.

965

2160

1374

4499

ВВП на душу, долл.

462

2361

996

1026

Основные производственные фонды, млн. долл.

1157

4708

3905

9769

Основные районы зоны Туманган: 1) в КНР - Яньбянь-Корейский автономный округ, 2) в РФ - Южное Приморье (Хасанский район), 3) в КНДР - северная часть провинции Хамгён.

Программа была принята в 1991 году. ЮНИДО не инвестор, а предоставляет свои финансовые средства в целях продвижения программы. Объём капиталовложений - 30 млрд. ам. долл.

Состоялось несколько заседаний комитета управления программой. Стороны согласились, что КНР, Россия и КНДР сдадут в аренду землю и создадут консультационную и координационную комиссию. Но затем три страны не договорились по вопросу аренды земли, и вопрос повис. Россия - против аренды земли. В КНДР не произошло никаких политических изменений и проект малореален.

Цель проекта - достижение более высокого уровня прилегающих областей за счёт сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, создание более привлекательного инвестиционного климата, развитие субрегиональной и транзитной торговли.

Источники поступлений - развитие субрегиональной торговли; транзит грузов. Это предполагает улучшение транспортной инфраструктуры и выход к портам КНДР и России.

В 1988 г. в Ниигата (Япония) впервые состоялась конференция по региональному сотрудничеству в зоне Японского моря. В 1991 году был создан Экономический форум Северо-Восточной Азии как негосударственная организация. Задачи организации - предоставление возможностей для проведения исследований, обсуждений и технологических обменов в регионе. Штаб-квартира в Центре “Восток-Запад” на Гавайях. Первый форум - Чанчунь и Тяньцзинь (1991), Пхеньян (1992), Владивосток (1993), Ёнпён (Р.Корея) (1994), Ниигата (1995). Возможность экономического сотрудничества, так как имеется высокая степень факторной взаимодополняемости между природными ресурсами, трудовыми ресурсами, капиталом и технологией. Границы региона - российский Дальний Восток, западная Япония, остров Хоккайдо, обе Кореи, Монголия, Северо-Восток Китая.

В 1992 году создан комитет по управлению программой, в нём участвуют представители КНДР, Кореи, КНР, Монголии. Россия присоединилась позднее. Япония - наблюдатель, она же приглашена в качестве члена.

Тумыньцзянский проект рассматривается как опытный. Цель проекта - создание модели и механизма решения проблем СВА и развития сотрудничества. Основное направление инвестиций - инфраструктура, торговля, промышленность, в том числе по линии правительств трёх стран.

Основные задачи - определить приоритетные сектора;

Японские учёные сделали расчёты по показателям ВВП на душу населения.

2000 ам. долл./год

2500 ам. долл./год

3000ам. долл./год

Общие

капиталовложения

73,5млрд.ам.долл

92,1

110,9

Первоначальные капиталовложения

19,3

30,6

В этом регионе предусмотрено: 1) создание СЭЗ:

Строительство новых железнодорожных линий (Россия-КНР, КНДР), обустройство портов, автодорог, прокладка линий связи.

Планы развития зоны постоянно менялись.

1-й этап (1992-1994 гг.) - создание единой зоны со сдачей земли в аренду (Россия, КНР, КНДР) - идея китайской провинции Цзилинь.

2-й этап (1995-1996 гг.) - региональная стратегия развития. Всего 4 стадии: 1) создание среды, политика, законы; 2) улучшение сферы услуг, торговли (таможня, информация о ценах); 3) привлечение инвестиций и новых технологий; 4) улучшение доступа к рынку (содействие инвестициям и обеспечение инвестиционной поддержки).

3-й этап (с 1997 года) - создание «зон роста» (или кластеров). Предусмотрены три зоны роста - Раджин-Сонбон (КНДР), Яньбянь-Корейский АО (КНР), Хасанский район (Россия). Для создания таких зон роста необходимы международные соглашения, которые должны показать западным инвесторам, что страны с разной социально-экономической структурой и разным уровнем развития могут сотрудничать. Также предусматривается развитие двустороннего сотрудничества и создание инфраструктуры (гостиницы, банки, бизнес-услуги, страхование).

Регионы.

1. СТЭЗ Раджин-Сонбон и свободный порт Чонджин. В 1991 году Административный Совет КНДР объявил о создании СТЭЗ. В марте 1993 года была подготовлена программа развития территории. По этой программе площадь зоны составила 746 кв. км. Всего на ней предусмотрено 9 промышленных площадок, 50 предприятий в качестве партнёров (переработка морепродуктов, пищевая, деревообработка, швейная, обработка пластмасс, судоремонт, нефтепереработка). Эта работа была начата в 1994 г.

Были из госбюджета выделены средства для осуществления инфраструктурных проектов:

Были специально внесены изменения в конституцию, разрешающие создавать СП. Принято более 20 законодательных актов для привлечения иностранных инвестиций в зону (по иностранным инвестициям, корпоративному налогообложению, таможенному регулированию, иностранным банкам, СП и др.).

В порту Раджин было построено два терминала для глинозёма, один для удобрений, ведутся работы по строительству зернового причала, контейнерный терминал. Также ведётся строительство аэропорта в Сонбоне, реконструкция дорог, в т.ч. дороги Пхеньян-Раджин. Всего на это требуется около 4 млрд. ам. долл. (У КНДР этих средств нет).

Создана пароходная линия Раджин-Пусан. Судно построено в КНР, инвестор “Яньбянь сервис компани”. В дальнейшем предполагается расширение судоходных линий до Ниигаты (Япония). Программа предполагает создание СЭЗ в районе реки Туманган, придание статуса свободного порта трём портам - Раджин, Сонбон и Чонджин. В этих портах будет более льготный режим. Основное препятствие для инвестирования - политические риски.

2. Яньбянь-Корейский АО (КНР). В декабре 1994 года там уже насчитывалось 594 СП (из них 299 - с участием Южной Кореи - производства продовоьствия, стройматериалов).

В 1993 году из этой зоны в КНДР и Россию было вложено инвестиций 450 млн. ам. долл., из них в КНДР - 300 млн. ам. долл. (продукты питания в КНДР). Основные города этого района - Яньцзи (население 310 тыс. чел.), Хунчунь ( 200 тыс. чел.). Яньцзи является так называемым городом - моделью реформы. Создание зоны высоких технологий (получили лицензию 170 предприятий). Основные отрасли - перерабатывающая, строительство, туризм.

Хунчунь - иностранное инвестирование в лёгкую промышленность (текстильная, пищевая, запчасти для автомашин). Основные проблемы для КНР - переход с клиринга на оплату в твёрдой валюте. Между КНР и КНДР ведётся линия связи - Хунчунь-Раджин.

3. Программа Фанчуань. В июне 1990 года в Чанчуне состоялась I Международная конференция по экономическому развитию СВА. Предполагается строительство нового порта в Фанчуань - 15 км вверх по течению реки Тумыньцзян. Пока это маленькая деревня. По плану надо делать дренаж реки до моря. В этом случае Китай получил бы контроль за движением товаров, наземным транспортом, экспедициями и морскими операциями. Но пока нет соглашения о праве судоходства КНР по реке через территории России и КНДР. Дренаж дорогой, так как река быстро заиливается. Россия и КНДР против проекта этой программы.

4. Зарубино. В 1992 году совещание в КНР с участием представителей Хасанского района Приморского края. В сентябре 1992 года отдел железнодорожного и портового хозяйства администрации провинции Цзилинь и российская акционерная компания “Golden Link”, созданная в Хабаровске в 1992 году (акционеры: ДВЖД - 80%, администрация Приморского края - 5%, Хасанского района - 5%, частные лица - 10%) подписали контракт о создании совместной компании для строительства железной дороги Хунчунь-Зарубино. Китайский участок - 16 км пути (Хунчунь гор. - Хунчунь станция - 10 км, ст.Хунчунь - граница 6 км). Российский участок - 61 км пути (граница - ст.Махалино (дер. Краскино) - 26 км, Махалино-Зарубино - 35 км). Хунчунь - Зарубино - широкая колея.

Каждая сторона на своей территории ведёт строительство железной дороги на свои деньги. Дорогой управляет СП, доходы - 50% на 50%. Китайская рабочая сила может принять участие на строительстве дороги на российской стороне. Также планируется построить станцию Камышовая-сортировочная.

Также подписано соглашение о создании СП по развитию порта Зарубино. Но инвестиций пока нет. К февралю 1995 г. было построено 80% дороги, сейчас дорога фактически завершена.

Ведутся работы по строительству автомобильной дороги Краскино-Хунчунь. Предполагается, что на отрезке Краскино-Зарубино уже к концу 1996 г. начнется движение.

Также ведется на российско-китайской границе строительство КПП. К этому Япония проявила интерес. Создан координационный комитет с участием крупных компаний Ниссэ-Иваи, Иточу и др.

К осени 1995 г. было определено, что на реконструкцию 4 причалов порта, обеспечение инфраструктуры и строительство новых 6 причалов объём капиталовложений составит около 700 млн. ам. долларов.

Позиция администрации Приморья - ранее не поддерживала проект, так как этот проект - конкуренция с Находкой, Владивостоком, портом Восточный. Летом 1995 г. после визита Наздратенко в КНР он поддержал проект Зарубино.

Порт Зарубино может снять нагрузку с порта Далянь в провинции Ляонин и обрабатывать китайские транзитные грузы на страны АТР. Также это проект развития туризма для южнокорейцев через порт в направлении КНР. Эксперты считают, что этот проект сотрудничества в районе Японского моря наиболее реалистичен.

Выгоды проекта для России:

1) подключение к процессам международного экономического сотрудничества в АТР;

2) получение иностранных инвестиций для Дальнего Востока (поддержка ООН);

3) стимулирование экономики Дальнего Востока;

4) противодействовать сепаратизму дальневосточных областей страны.

Позиция оппонентов проекта:

1) привлечение иностранной рабочей силы приведёт к росту удельного веса китайцев в Хасанском районе;

2) Россия будет играть роль поставщика сырья для других стран и не сможет развить другие отрасли;

3) ухудшение экологической ситуации в районе;

4) требуются большие капиталовложения для освоения Южного Приморья, что негативно скажется на проекте СЭЗ Находка;

5) отвлечение грузопотока от транзита по Транссибу.

Однако есть много возражений противникам проекта:

1) можно обеспечить рост населения на Дальнем Востоке до 10 млн. чел. не только за счёт китайского населения, но и за счёт демобилизованных солдат и беженцев, нужны только средства на переселение;

2) привлечение российского сырья и ресурсов;

3) изменение грузопотоков (через порт Зарубино на российской территории);

4) порт Зарубино получит валютные поступления.

В противном случае КНР сможет решить свои проблемы (прежде всего провинция Цзилинь) путём использования корейских портов, и Россия окажется вне интеграционного проекта.

В ходе переговоров получается вместо создания СЭЗ сотрудничество в рамках трёх национальных зон, которые развиваются по планам международного сотрудничества, но самостоятельно: 1) транспортная инфраструктура; 2) международный торговый центр для СВА; 3) обрабатывающая промышленность и зона высоких технологий. Нет единой СЭЗ, а есть три зоны - Раджин-Сонбон в КНДР, Хунчунь-Яньцзи в КНР и Зарубино-Краскино в России.

Отказ России (или её неучастие) означают отставание России по уровню развития сопредельных территорий России и Китая со всеми вытекающими последствиями.

Эффективность зависит от способности центральной власти оказать реальную поддержку как в плане финансирования инфраструктуры так и в плане создания привлекательных условий для иностранного капитала.

Только тесная координация действий центральной и местной власти в России может обеспечить реализацию Тумэньцзянского проекта на благо России.