logo
Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Прямые инвестиции рк в рф по секторам экономики, тыс. Долл.

Сфера инвестирования

2005 г.

2006 г.

Накопленные инвестиции

Сумма

Сумма

Сумма

Доля

Сельское хозяйство

и рыболовство

7 606

5 442

24 680

6,60%

Добывающая

промышленность

-

-

29 065

7,80%

Производство

17 614

30 615

116 707

31,40%

Строительство

4 450

3 755

8 359

2,20%

Оптовая и розничная

торговля

1 054

57 163

74 310

19,90%

Транспорт и логистика

-

3 410

3 910

1,10%

Телекоммуникации

-

-

28 088

7,60%

Ресторанный и гостиничный бизнес

2 680

1 335

48 543

13,10%

Сфера услуг

753

120

4 657

1,40%

Недвижимость

-

695

33 245

8,90%

ВСЕГО:

34 157

102 535

371 564

100%

Источник: информация торгового представительства РФ в РК.

В настоящее время Сибирь и Дальний Восток могут предоставить РК и КНДР следующие ресурсы: нефть, газ, уголь, минеральные ресурсы, морепродукты. В структуре экономики российских регионов доминируют следующие производства: добыча нефти, природного газа, металлургия, деревообрабатывающая промышленность. Технологическая структура это оборонная промышленность, ядерная энергетика, энергетические ресурсы, рыболовство. РДВ экспортирует нефть, газ, древесину, продукты водного промысла, металлы, минералы, а импортирует продукты питания, товары повседневного спроса.

Российско-южнокорейское сотрудничество в области разработки и добычи полезных ископаемых выглядит наиболее перспективным. РК потребляет около 10% поступающей на мировой рынок нефти1. В Сеуле в принципе заинтересованы в импорте российских энергоносителей. По экономическим соображениям (главным образом транспортная составляющая цены) это относится в первую очередь к газу, несколько в меньшей мере - к сырой нефти, тогда как уголь, электроэнергия пока выглядят гораздо менее «проходными» товарами. При этом они осознают наличие острой конкуренции на этот счет со стороны более мощных потребителей нефти и газа - Японии и Китая - и вынуждены занимать пока в основном выжидательную позицию. Однако расширение экспорта нефти и других сырьевых ресурсов уже сдерживаться узостью российской транспортной инфраструктуры. Что касается поставок такого важного для РК энергоносителя как газа, то кроме инфраструктурных ограничений, тут есть и технологические проблемы, связанные с изначальной ориентированностью экономики РК на потребление сжиженного природного газа (СПГ). Поэтому в ближайшие годы поставки СПГ из РФ могут осуществляться только танкерами с месторождения «Сахалин-2», где РК законтрактовала 16% от запланированного производства, или 1,5 миллионов т СПГ в год2.

Заинтересованность Южной Кореи в российских ресурсах нашла отражение и в институциональном оформлении двустороннего сотрудничества. В ходе российско-корейского саммита в Москве в сентябре 2004 г. подписан пакет инвестиционных соглашений на сумму около 4 млрд. долл. США, включившего проект строительства нефтеперерабатывающего комплекса в Татарстане (ОАО «Татнефть» - «Эл Джи Инжиниринг энд Констракшн»), модернизацию Хабаровского нефтеперерабатывающего завода («Альянс» - «Самсунг»), разработку двух нефтеблоков на Камчатке и Сахалине. Корейская сторона также заинтересована в разработке Западно-Камчатского шельфа Охотского моря. 21 сентября подписан Меморандум о взаимопонимании между компаниями «Роснефть» и «KNOC» (Корейская национальная нефтяная корпорация).

Консорциум, состоящий из ряда компаний Южной Кореи и российской "Роснефти", обнаружил очень крупное месторождение нефти на шельфе у западного побережья полуострова Камчатка. Запасы нефти в этом месторождении оцениваются в 10,3 млрд. баррелей, чего хватило бы, чтобы обеспечивать экономику Южной Кореи на протяжении целого десятилетия. С южнокорейской стороны в консорциум входят Корейская национальная нефтяная корпорация, которой принадлежат 20% акций, а также корпорации GS-Caltex, SK, Daewoo International, Kumho Petrochemical и Hyundai, которые в сумме владеют еще 20% совместного предприятия. Оставшиеся 60% акций приходятся на "Роснефть"1.

Весной 2006 г. Россия приняла решение о строительстве нефтепровода протяженностью 4200 км Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) по маршруту Тайшет (Иркутская область) – Сковородино (Амурская область) – бухта Перевозная (Приморский край) мощностью до 80 млн. тонн нефти в год. На пути реализации этого проекта, однако, могут встать серьезные препятствия, такие как недостаточность существующих разведанных запасов углеводородов для обеспечения поставок на рынки Восточной Азии2.

Вопросы разработки газовых месторождений и реализации проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе Ковыктинского, зависят от Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока российские власти больше обеспокоены отзывом лицензии на разработку этого месторождения у компании «TNK-BP»1. Тем не менее, перспективы остаются. По подсчетам специалистов, к 2020 г. на страны АТР будет приходиться около четверти экспорта российского природного газа против сегодняшних 5%.

В газовой сфере положение пока менее благоприятное. В ноябре 2005 года во время саммита АТЭС в Пусане (Республика Корея) корейская сторона отказалась от уже подготовленного проекта соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли, которое предусматривало строительство Транскорейского газопровода2. Согласно стратегии развития газификации Дальнего Востока, из 106,4 млрд. куб. м газа, добываемого на Ковыктинском месторождении и ряде других месторождениях региона, 33,8 млрд. куб. м должно потребляться в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, 25,6 млрд. куб. м передаваться в Единую газопроводную систему, а 47 млрд. куб. м экспортироваться в страны АТР.

Взаимодействие в автомобилестроении приобретает все больший удельный вес в российско-южнокорейском промышленном сотрудничестве в целом. Перспективность этого направления определяется заинтересованностью российских автомобилестроительных компаний («Автотор», «Донинвест», «КАМАЗ», «Ижмаш» и др.) в развитии производственной кооперации и поставок отдельных автокомпонентов. Совместно с фирмами «Хендэ Мотор», «Киа Моторз» в Таганроге и Калининграде, освоено сборочное производство легковых автомобилей. Российская сторона предлагает также создание совместных центров сервисного обслуживания. Весьма актуальным остается вопрос о привлечении корейских автомобилестроительных компаний к развитию российской автомобилестроительной промышленности, путем создания производственных мощностей на Дальнем Востоке. Однако южнокорейские инвесторы пока относятся к этому весьма сдержанно.

По мнению российских специалистов, проект соединения железных дорог остается наиболее реальным и взаимовыгодным для всех его участников». Однако не удается решить вопросы политического характера и определиться с загрузкой магистрали грузами. 16-18 марта 2006 г. во Владивостоке состоялась трехсторонняя встреча представителей транспортных и железнодорожных ведомств России, КНДР, Республики Корея и конференция с участием представителей крупных транспортных компаний и грузоотправителей РК, Японии и Германии с организацией демонстрационной поездки по Транссибу.

Серьезного увеличения масштабов российского экспорта в РК можно добиться только за счет расширения номенклатуры вывозимых товаров. Здесь можно ожидать положительного влияния от последних тенденций в экономике РФ, связанных с экспансией государства в энергетический сектор, созданием национальных компаний мирового уровня в других ключевых отраслях хозяйства, реализацией новой промышленной политики в рамках приоритетных национальных проектов, использованием для модернизации и реструктуризации индустрии частно-государственного партнерства.

Новая промышленная политика предписывает концентрировать усилия на постепенном повышении степени и глубины переработки экспортируемых товаров, которая только начинает реализовываться в России и которая предполагает ориентацию на глобальные кооперационные связи. В этом отношении южнокорейский опыт был бы особенно интересен. Это, например, локализация производства в РФ деталей и компонентов для автомобилей в соответствии с правительственным постановлением о промышленной сборке, в том числе и с возможной поставкой на материнские предприятия в РК или в Восточную Европу.

Важной составляющей расширения номенклатуры российского экспорта на южнокорейский рынок может стать привлечение в РФ частных капиталовложений из РК в рамках активизировавшегося выноса заграницу сборочных производств.

Представляется, что и российский частный капитал уже достиг такого уровня развития, когда ему стоит активнее инвестировать в экономику РК и КНДР. Южнокорейский фондовый рынок отличает достаточно динамичное развитие, при этом акции многих южнокорейских компаний могли бы быть привлекательными для российских инвесторов, как с точки зрения доходности, так и с точки зрения стратегического партнерства.

Исходя из этих объективных условий, видимо, следует менять концепцию нашего экономического сотрудничества. Этого настоятельно требуют интересы повышения конкурентоспособности экономик обеих стран в условиях глобализации и региональной интеграции мировой экономики.

Потенциал экономического сотрудничества РФ и КНДР. После того как Северная Корея лишилась своих бывших социалистических союзников, наибольшее влияние на неё стал оказывать Китай, для которого поддержание стабильности в КНДР важно как в целях усиления влияния на полуострове, так и для обеспечения национальных интересов в Восточной Азии.