logo
Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Китай как главный российский партнер для торгово-экономического сотрудничества в атр

В Азиатско-Тихоокеанском регионе действуют три основных центра экономического притяжения: 1) Япония и Южная Корея; 2) “Большой Китай” - КНР, включая Гонконг, Тайвань и Сингапур; 3) группа стран АСЕАН. Внимательный анализ возможных партнеров России по трем основным группам показывает, что наиболее перспективным партнером как для всей России в целом, так и для Дальнего Востока в частности является “Большой Китай”.

Китай является оптимальным партнером для российского Дальнего Востока и Сибири по таким показателям как наличие взаимодополняемости экономик - тяжелая промышленность, наукоемкие отрасли и добывающая промышленность - у России и сельское хозяйство, легкая промышленность и наличие избыточной рабочей силы - у Китая; значительный объем валютных резервов у китайской диаспоры в КНР, Гонконге, Тайване и Сингапуре и потребности Дальнего Востока в инвестиционном капитале; близость КНР и прежде всего Северо-Востока Китая, по уровню развития производительных сил и уровню технико-технологического развития производственной базы на российском Дальнем Востоке; географическая близость и наличие у Китая необходимой инфраструктуры для быстрого развертывания торгово-экономических отношений с российским Дальним Востоком. В политическом плане экономическая интеграция российского Дальнего Востока с Северо-Восточным Китаем позволит найти оптимальное решение проблемы миграции из Китая в Россию и создать в перспективе новые рычаги давления на Японию и США как в рамках Тихоокеанской политики, так и в масштабах глобальной мировой политики.

В настоящее время одним из основных приоритетов Китая является построение общества “малого благоденствия” (сяокан шэхуэй). Достижение этой цели подразумевает значительное повышение жизненного уровня населения во всех регионах страны без исключения, что означает переход КНР от статуса развивающейся страны к статусу экономически развитой. Для достижения этих целей по планам китайского руководства предусматривается за 20 лет - с 2000 по 2020 год увеличить объем ВВП в 4 раза, что составит примерно 4 трлн. ам. долл. Выполнение этих задач для Китая означает, что к 2020 году он по совокупной экономической мощи обгонит все страны мира и вплотную настигнет США.

Для выполнения этой задачи намечены средние темпы прироста ВВП - 7-8% в год на период 2000-2020 гг. В настоящее время Китай как и 80-90-е гг. идет с опережением графика. В частности, в неудачном для него 2003 году, осложненном эпидемией атипичной пневмонии, неурожаями из-за наводнений рост ВВП составил 9,1%. Основными препятствиями для выполнения поставленной задачи является необходимость постоянного роста опережающими темпами таких отраслей как энергетика и транспорт и ликвидация неравномерности экономического развития между регионами - приморские и внутренние районы. В 1997-2000 гг. эти условия соблюдены не были. Если темпы роста ВВП в этот период составляли 7,9% годовых, то темпы роста грузооборота на транспорте не превышали 2%, а прирост производства электроэнергии в эти годы был с отрицательной величиной, в частности -12,2% в 1999 г. (См.: Чжунго тунцзи няньцзянь – 2003, ГСУ КНР, Пекин, 2003).

В начале XXI века в Китае учли этот фактор, и в последние годы эти показатели развивались опережающими темпами. В частности, в 2003 г. при росте ВВП на 9,1%, рост производства электроэнергии составил 15,5%, грузооборот на транспорте - на 13,1%. Для обеспечения высоких темпов экономического роста в конце XX - начале XXI вв. были намечены программы развития западных районов Китая и реконструкции Северо-Востока Китая, осуществляется реализация пяти крупных инфраструктурных проектов: 1) железная дорога Голмуд-Лхаса; 2) газопровод Синьцзян-Шанхай; 3) гидроэлектростанция Санься на реке Янцзы; 4) высоковольтная линия электропередачи Запад-Восток из провинции Сычуань в провинцию Гуандун; 5) переброска вод с Юга на Север страны. Реализация этих проектов позволит сохранить запланированные темпы экономического роста и обеспечить решение намеченных планов социально-экономического развития страны на 2020 год.

Основной проблемой для поддержания темпов экономического роста является нехватка нефти в стране (примерно 20% энергобаланса страны). Общий объем потребления энергоносителей в КНР составляет 1678 млн. т.у.т., из которых 252 млн. т приходится на нефть. Основным путем решения этой проблемы для КНР представлялась реализация намеченного соглашения КННК с «Юкосом», которое позволит Китаю обеспечивать ежегодно до 30 млн. т, которое будет импортироваться из РФ. Однако после того как Россия не проявила должной заинтересованности в прокладке нефтепровода Ангарск-Дацин, Китай переориентировался на Казахстан. В мае 2004 г. во время визита президента Казахстана Н. Назарбаева в КНР было подписано соглашение о строительстве нефтепровода из Западного Казахстана в Синьцзян, которое должно завершиться в конце 2005 г. и по нему предполагается поставка 20 млн. т нефти в год. Россия в рамках соглашения КННК с «Юкосом» будет продолжать поставлять нефть по железной дороге через станцию Забайкальск, и как сказал в своем интервью глава ОАО «Железные дороги» Фадеев, они гарантируют поставки в КНР нефти по железной дороге до 15 млн. т в год.

Одним из важных аспектов реализации программы социально-экономического развития КНР до 2020 года является внешняя торговля и внешнеэкономические связи. В 1999 г. китайское руководство в сфере внешнеэкономических связей приняло на вооружение концепцию “идти во внешний мир” (цзоучуцюй). Суть этой концепции состоит в резком увеличении объемов внешней торговли за счет экспорта произведенной в КНР промышленной продукции и закупок за рубежом необходимых природных ресурсов, сырья, материалов и новейшей технологии. С этой целью Китай вступил в ВТО, и после его вступления в эту международную организацию он резко увеличил объемы как промышленного производства внутри страны, так внешней торговли и золотовалютных запасов. В конце 2003 г. объем внешней торговли КНР составил 851,2 млрд. ам. долл., золотовалютных запасов – 401 млрд. ам. долл. (Подробнее см.: Жэньминь жибао, 27.02.2004).

В октябре 2004 г. во время визита Президента РФ В.В. Путина была выдвинута задача добиться увеличения в 3 раза объема внешней торговли РФ и КНР - с 20 млрд. ам. долл. в 2004 г. до 60 млрд. ам. долл. в 2010 г. Однако, как нам представляется, решение данной задачи может быть осуществимо не за счет резкого увеличения экспорта российских природных ресурсов и импорта китайского ширпотреба и снятия для этого различного рода барьеров - таможенных, финансовых, административных и других, а за счет создания необходимой экономической инфраструктуры на российском Дальнем Востоке и Сибири. Это предусматривает значительное увеличение централизованных и местных инвестиций на реализацию различного рода проектов развития транспортной и трубопроводной сети, создание мощных финансовых структур, способных обеспечить открытые кредитные линии под миллиардные проекты, развитие инфраструктуры в приграничной зоне, включая обустройство погранпереходов и строительство мостов через реки Амур и Уссури и другие.

К сожалению, доля России во внешней торговле Китая, несмотря на ежегодно увеличивающиеся объемы, остается невелика - всего 21 млрд. ам. долл., что намного меньше, чем объем американо-китайской и японо-китайской торговли. Однако при всех позитивных тенденциях наращивания объема российско-китайского товарооборота нельзя не отметить, что доля российско-китайского товарооборота в общем объеме внешней торговли КНР постепенно снижается. По-прежнему доля торговли РФ и КНР остается крайне мала – менее 2% и будет сокращаться и далее, невзирая на абсолютный рост объемов товарооборота. Тем не менее, следует отметить, что данные российской и китайской статистики по объему российско-китайской торговли значительно расходятся – в 2004 г. примерно на треть общего объема торговли. Если по данным китайской статистики объем российско-китайской торговли в 2003 г. составил 15,758 млрд. ам. долл., а в 2004 г. – 21,23 млрд. ам. долл., то по данным российской таможенной статистики внешней торговли эти показатели намного ниже: 2003 г. – 11,567 млрд. ам. долл., 2004 г. – 14,855 млрд. ам. долл. Как показывает одновременный анализ показателей российской и китайской статистики, основные расхождения в цифрах наблюдаются в показателях импорта продукции из КНР в Россию – 2,7 млрд. ам. долл. в 2003 г., хотя и по экспорту из России в КНР расхождение в показателях составило 1,4 млрд. ам. долл. в 2003 г. (Подробнее см.: 2004: Чжунго дуйвай цзинцзи тунцзи няньцзянь, Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2005, сс.113-118; Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации – 2004, Москва, 2005, т.1, с.8) Таким образом, такие расхождения в статистических данных по российско-китайскому товарообороту за последние годы показывают, с одной стороны, низкий уровень работы таможенной службы, которая фиксирует далеко не весь груз, проходящий через таможенную границу России и Китая, либо, с другой стороны, очевидное преувеличение китайскими таможенными органами показателей объема российско-китайской торговли. Как бы там ни было, но подобное расхождение статистических данных по российско-китайской торговле (примерно на 1/3 по данным на 2004 г.) ставит под сомнение любые работы по анализу и прогнозированию динамики и структуры российско-китайской торговли на ближайшие годы из-за отсутствия надежной базы статистических данных.

Вплоть до сегодняшнего дня 90% грузоперевозок на российско-китайской границе составляет российский экспорт в Китай, и лишь 10% - китайский импорт в Россию. По сути дела, Китай более заинтересован в российском экспорте, чем Россия в китайском. Китаю необходимы такие товары как нефть, лес, рыба, цветные металлы - медь, никель, потребление которых резко возросло в последние годы, а также военная техника по линии “Рособоронэкспорта”. Из КНР в Россию в основном поставляются потребительские товары и продукты питания, однако при нынешнем состоянии российской экономики районы Дальнего Востока и Сибири не могут без этого обойтись. На государственном уровне Китай всегда будет более заинтересован в поддержании российско-китайской торговли, нежели Россия, поскольку в экспорте из России преобладают недостающие в КНР природные ресурсы, а в импорте из КНР в Россию - потребительские товары, которые можно производить и на территории России, но себестоимость этой продукции будет всегда выше.