logo
Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Страны брик (бразилия, россия, индия, китай) – настоящее и будущее социально-экономического развития: опыт сравнительного анализа

На формирование мировой экономической динамики в первые десятилетия ХХI века оказывает непосредственное воздействие гораздо больше участников, чем было совсем недавно. К сложившимся центрам силы – США, Западная Европа, Япония добавились новые игроки (actors) – Китай, Индия, Бразилия. Многие исследователи также включают в это число такие страны как Россия и Иран. К 2010 г. впервые в новейшей истории ВВП развивающихся стран по паритету покупательной способности превысит ВВП развитых стран.

Паритет по валютному курсу – расчет ВВП в одной из наиболее стабильных валют, таких как американский доллар или евро.

Паритет по покупательной способности – расчет ВВП по покупательной способности в долларах по производству и по конечному использованию.

Прогноз ВВП по производству строится на основе двух групп показателей – демографические (темпы прироста населения, возрастная структура, вовлеченность в экономическую деятельность) и макроэкономические (отраслевая структура занятости, рост производительности труда, динамика и эффективность основного капитала). Также приобретает важное значение такой показатель как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который был предложен ООН и является суммарным показателем трех базовых показателей, определяющих уровень социально- экономического развития страны.

Динамика и структурные сдвиги. Ожидаемые темпы экономического роста, сдвиги в производительности труда и отраслевой картине существенно изменят картину мира на 2020 г. Примерно 60% увеличения мирового ВВП будет произведено в развивающихся странах, в том числе 1/3 в КНР.

Экономический рост. Среднегодовые темпы мирового ВВП за 2006-2020 гг. составят примерно 4,2-4,4% по сравнению с 4,0% в 2001-2005 гг. и 3,1% в 1991-2000 гг. Такие темпы экономического роста будут обеспечиваться за счет КНР и Индии. КНР планирует обеспечить среднегодовые темпы роста ВВП в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.) на уровне 8%, а в 2010 г. показатель ВВП должен составить 21,5 трлн. юаней (примерно 2,6 трлн. ам. долл. по текущему валютному курсу) при показателе 1900 ам. долл. в год на душу населения в 2010 г. В последующие 10 лет темпы экономического роста должны составить примерно 7% в год, а объем ВВП должен вырасти в 2 раза по сравнению с 2010 г. и составить 43 трлн. юаней (5,4 трлн. ам. долл.) или примерно 3500 ам. долл. на душу населения в 2020 г., и по этому показателю Китай войдет в ряды стран со средним доходом на душу населения. У Индии среднегодовой прирост составит 6,6% - больше, чем в предшествующие десятилетия. В Бразилии темпы роста ВВП должны буду достичь 3,5% в год. Наиболее сложно давать оценки по России. В настоящее время в России нет закона о стратегическом планировании. Предполагается минимальное вмешательство государства в дела бизнеса. Экономический рост России в настоящее время в значительной степени определяется ценами на энергоресурсы на мировом рынке. В последние годы рост ВВП России составляет примерно 7-8% годовых, однако такие темпы роста не обеспечены ни демографическими показателями (проблемы с рабочей силой как по количеству, так и по качеству работников), ни экономическими (отраслевая структура занятости, производительность труда, динамика и эффективность основного капитала).

В 2020 г. на развивающиеся страны придется свыше мирового ВВП, а китайский ВВП обгонит ВВП США по паритету покупательной способности. Доля Китая (вместе с Гонконгом) в мировом ВВП достигнет 25% по сравнению с 18% доли США в мировом ВВП. По объему ВВП на душу населения Китай в 2020 г. переместится с 76-го места на 52-е (19000 долл. на человека по ППС в 2005 г.). Россия буде по этому показателю на 40-м месте – 27 тыс. долл. на человека.

Производительность труда. Повышение производительности труда должно обеспечить по всему народному хозяйству более 90% прироста ВВП (в 1981-2000 гг. – примерно 70%). В промышленности производительность труда будет расти быстрее промышленного производства, что приведет к сокращению занятых в этой отрасли. Из четырех стран БРИК наиболее быстрыми темпами будет расти производительность труда в Китае, хотя и снизится по сравнению с нынешним периодом.

Сдвиги в отраслевой структуре производства. Крупнейшим потребительским рынком в мире в 2020 г. остается США. На втором месте будет Китай, далее третье место будут делить Индия и Германия. В объеме ВВП будет происходить уменьшение доли занятых в сфере сельского хозяйства (1 сфера) и промышленности (2 сфера). Рабочая сила, высвобождающаяся в сфере сельского хозяйства, переместится в сферу услуг. Однако в КНР, Индии и Бразилии третья сфера выступает в качестве поглощения рабочей силы, не находящей применения в сфере материального производства, и сможет обеспечить поддержание уровня доходов беднейшей части населения этих стран.

Ресурсное обеспечение. С учетом адаптационных возможностей глобальной экономики трудовых, инвестиционных и энергетических ресурсов вполне достаточно для достижения прогнозируемых высоких темпов роста. Однако это не означает, что для стран БРИК это не станет проблемой.

Демография и природные ресурсы. Демографическая ситуация в мире будет складываться под влиянием ситуации в Китае и Индии. В Китае общая численность населения должна удержаться на уровне 1400 млн. чел. Население Индии будет расти высокими темпами и достигнет к 2020 г. 1300 млн. чел. Россия с учетом иммиграционного фактора должна стабилизироваться на уровне 140 млн. чел., хотя есть прогнозы, в которых дается показатель 2020 г. на уровне 120-125 млн. чел.

Инвестиционные ресурсы. Быстрое развитие мировой экономики создаст спрос на инвестиционные ресурсы. Потребность в них обеспечивается выбытием и заменой мощностей, созданных в 1975-2000 гг. Источники финансирования – внутренние ресурсы предприятий; иностранные инвестиции, банковские кредиты. Доля государственных вложений – минимальная во всех странах мира.

Энергетические ресурсы. В основном будут преобладать топливно-энергетические ресурсы органического происхождения, доля ГЭС, АЭС и других возобновляемых источников энергии не превысит 15%. Среди возобновляемых источников энергии будет расти использование биотоплива в отоплении и автомобильном транспорте. Повышение мировых цен на нефть не повлияло на темпы роста мирового ВВП. Это объясняется снижением нефтеемкости мировой экономики. Потребление нефти на 1000 долл. мирового ВВП снизилось с 99 кг в 1990 г. до 75 кг в 2005 г. В 2020 г. этот показатель составит 52 кг. В Китае поставлена цель сократить потребление энергоносителей на 10% на единицу ВВП. Во многом размер капиталовложений будет зависеть от динамики цен на энергоносители, прежде всего на нефть. В долгосрочной перспективе цены буду снижаться, а в краткосрочной ситуация не ясна из-за неопределенной перспективы в странах производителях нефти – Ираке, Иране, Нигерии, Венесуэле.

Главные факторы роста: глобализация и новые технологии.

Глобализация. Ожидается стимулирующее влияние глобализации на предложение капитала. В результате расширения международных связей возрастет общий инвестиционный потенциал, ускорится международный оборот капиталов, товаров, услуг.

Вероятность такого воздействия глобализации обосновывается более интенсивным включением в глобальное разделение труда стран БРИК. Ускорению глобализационных процессов будет способствовать уменьшаемое ожидание дисбалансов в международных экономических отношениях, в частности, за счет сокращения актива торгового сальдо у Китая.

Инновационный фактор. Технологическое развитие приближается к середине 5-го исторически большого цикла (каждый цикл – 50 лет). Три основных инновационных направления в мире: 1) революция в здравоохранении на основе использования генетических методов лечения и биоинформатики; 2) радикальные изменения в природоохранной деятельности; 3) внедрение технологии альтернативной энергетики, снижающие зависимость от углеводородов (в частности, в России – водородная энергетика).

Особенно активно развиваются Индия и Китай. Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к 2020 г. к существенному сближению их наукоемкости с развитыми странами мира. В 2020 г. на Китай придется 20% мирового объема НИОКР. В настоящее время по ряду направлений информационно-коммуникационных технологий Индия и Китай перешли от догоняющего развития к лидирующему.

В развивающихся странах с высокими темпами экономического роста (БРИК) потребность в нововведениях в потребительском секторе будет основываться на двух тенденциях: формирование среднего класса, стремящегося к стандартам потребления развитых стран, а также сохранение низкого уровня жизни значительной части населения, задача обеспечения базовых потребностей которого будет неразрешима на рыночной основе.

Перспективы экономического развития стран БРИК до 2020 г.

Китай. Характеристика современного этапа экономического развития. Надо отметить, что первые два этапа были лишь подготовкой для реализации концепции экономической реформы в Китае. Лишь в ходе третьего этапа стал происходить переход к рыночной экономике, построенный на основе всемерного развития предприятий различных форм собственности и постепенного допуска предпринимателей к участию в принятии государственных решений. В ходе реформы управления предприятиями все большее число рабочих и служащих становятся акционерами, на многие акционерные предприятия и предприятия с участием иностранного капитала административно-управленческий персонал набирается по конкурсу, а не по назначению КПК и вышестоящих ведомств. В настоящее время происходит формирование новой экономической системы, где главным звеном является расширение и развитие рынка, создание новой системы управления предприятиями, формирование системы макрорегулирования и контроля. За последние 10 лет КНР, особенно после вступления в ВТО в ноябре 2001 г., добилась впечатляющих успехов в экономике. Темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) составили в среднем 7% в год и по прогнозам останутся на этом уровне. Среднегодовые темпы прироста ВВП в сопоставимых ценах за годы реформ в 1979-2005 гг. составили 9,4%, что оказалось значительно выше среднегодовых темпов развития мировой экономики - 3,8%. Таким образом, в XXI веке по объему ВВП Китай смог выйти на новые экономические рубежи - 8,940 трлн. ю в 2000 г. и 20,940 трлн. ю в 2006 г., то есть превысить показатель 1 трлн. долл. по текущему валютному курсу юаня к доллару, не говоря уже об этом показателе по паритету покупательной способности. В 2006 г. объем ВВП существенно превысил рубеж в 20 трлн. ю и составил 20,9 трлн. ю, в то время как в 2001 г. (год вступления КНР в ВТО) он составлял всего 9,7 трлн. юаней (рост в 2,15 раза по сравнению с 2001 г.). Таким образом, объем ВВП достиг 2,68 трлн. долл. (в пересчете по официальному валютному курсу 7,8087 ю за 1 долл.) и Китай вышел по этому показателю на 4-е место в мире после США, Японии и Германии. В 2006 г. объем ВВП на душу населения составил 15932 ю (или около 2000 ам. долл.) в год. Если КНР в ближайшие 10 лет будет развиваться такими же темпами, то по общему объему ВВП превзойдет Японию. Расширяется сфера занятости. Общая численность занятого населения в 2006 г. составила 764 млн. чел., в том числе общая численность рабочих и служащих в городах и поселках - 283,1 млн. чел. Серьезной проблемой становится структурная безработица, связанная с изменением возрастной структуры населения и увеличением доли населения в пожилых возрастах в результате проводимой с начала 70-х гг. демографической политики (ограничения рождаемости - не более одного ребенка в семье), а также с созданием большого количества новых рабочих мест в приморских районах в результате огромного притока иностранных инвестиций (60-70 млрд. долл. в год) и в западных районах страны в результате реализации крупных инвестиционных проектов по развитию отсталой инфраструктуры (например, строительство железной дороги на Тибет, ГЭС «Санься» на реке Янцзы или ЛЭП из провинции Сычуань в южные районы Китая). В результате, с одной стороны, на многих предприятиях приморских и западных районов наблюдается нехватка рабочей силы, с другой стороны, происходит постоянный отток избыточной рабочей силы из деревни, которые в силу низкого уровня образования и квалификации не могут найти себе работу. Тем не менее, по данным ГСУ КНР на конец 2006 г., зарегистрированная безработица в городах и поселках составила 4,1%, однако, по оценкам, общая численность незанятого в производстве сельского населения уже превысила 150 млн. чел. В настоящее время с учетом сложившейся возрастной структуры населения КНР в результате проведения с 70-х гг. демографической политики, направленной на создание однодетной семьи, уже наблюдается нехватка рабочей силы в приморских районах при ее избытке в сельской местности. В этих условиях единственный путь решения проблемы занятости – создание несельскохозяйственных предприятий в малых городах и перемещение трудоизбыточного населения страны из деревни в город.

Общий уровень цен после определенного периода дефляции в 1998-2002 гг. продолжал расти. Общий уровень потребительских цен в 2006 г. повысился по сравнению с 2005 г. на 1,5%, в том числе, на зерно – на 2,7% в городе и на 2,9% в деревне, на услуги – на 1,8%. В то же время розничные цены на товары повысились на 1,0%, отпускные заводские цены на промышленную продукцию - на 3,0%, закупочные цены на сырье и топливо - на 6,0%, цены на жилье в 70 крупных и средних городах – на 5,5%, в то время как цены на инвестиционные ресурсы выросли на 1,5%, на мебель и бытовые приборы – на 1,2%, а также на услуги здравоохранения - на 1,1%; одновременно они снизились на одежду на 0,6%, на транспортные услуги – на 0,1%. В условиях перехода к рынку и увеличения потребностей страны в топливно-энергетических ресурсах основной рост цен будет происходить либо на те товары, которые импортируются из-за рубежа и на которые будут расти мировые цены – нефть, оборудование, древесина, либо на услуги, связанные с воспитанием, подготовкой и состоянием здоровья рабочей силы – образование, здравоохранение, наука, а также на жилье в связи с ростом жизненного уровня значительной части населения Китая.

Отраслевая структура экономики. За последние 10 лет при постоянном росте ВВП во всех отраслях экономики - первая сфера (сельское хозяйство), вторая сфера (промышленность и капитальное строительство) и третья сфера (транспорт, торговля, финансы, услуги и др.) более быстрыми темпами происходил рост ВВП в промышленности и капитальном строительстве, а также в «третьей сфере» - примерно по 8-12% в год за последние 10 лет. В результате самый большой вклад в ВВП приходится на долю промышленности и капитального строительства - 48,7% в 2006 г. В последние 15 лет происходил постоянный рост удельного веса произведенной продукции во «второй сфере» при сокращении ее доли в сельском хозяйстве и сохранении на прежнем уровне в “третьей сфере”, как показано на таблице 2 ниже. В то же время заметно сократилась доля занятых в сельском хозяйстве от общей численности занятых - с 59,7% в 1991 г. до 50,0% в 2001 г. и 44,8% в 2005 г. при определенном увеличении доли занятых в промышленности и капитальном строительстве – с 21,4% в 1991 г. и 22,3% в 2001 г. до 23,8% в 2006 г. и при значительном увеличении доли занятых в третьей сфере - с 18,9% в 1991 г. до 27,7% в 2001 г.

В рамках программы экономического развития на 1996-2050 гг. было поставлено достижение следующих конкретных показателей социально-экономического развития в течение 15 лет (1996-2010 гг.) реализации программы: темпы прироста ВВП - 8-9% в год, показатель ВВП - 20000 млрд. юаней, ВВП на душу населения - 14000 юаней в год, рост инвестиций - на уровне 30% в год. Кроме того, по структуре ВВП предполагалось выйти на соотношение между первой (сельское хозяйство), второй (промышленность и капитальное строительство) и третьей сферой (торговля, услуги, финансы и прочие отрасли) как 11:49:40, а по структуре занятости - 34:32:34 при увеличении доли городского населения до 50%.

В дальнейшем доля занятых в сельском хозяйстве будет сокращаться до 30% в 2020 г. и в перспективе до 20-25% общей численности занятых в связи с неизбежным ростом производительности труда в сельском хозяйстве, и трудоизбыточное население будет перемещаться в несельскохозяйственные отрасли, в первую очередь, в «третью сферу» - торговля, услуги, финансы, торговля недвижимостью, образование, здравоохранение, наука.

Это повлечет за собой и соответствующие изменение в структуре народного хозяйства при создании валового внутреннего продукта КНР. По-прежнему будет сокращаться доля первой сферы (отрасли сельского хозяйства), несмотря на увеличение темпов прироста валовой продукции сельского хозяйства с 2% до 5% в год. При этом неизбежно также должны сократиться темпы прироста валовой продукции отраслей второй сферы (промышленность и капитальное строительство) из-за снижения объема капитальных вложений в связи с боязнью перегрева экономики и увеличиться – третьей сферы в связи с предполагаемым ростом занятости в ней.

3. Перспективы развития китайской экономики в XXI веке. В начале XXI века Китай продолжает развивать экономическую реформу в стране. В результате последовательного выполнения задач экономической реформы в КНР к 2050 году должны быть достигнуты такие стратегические цели социально-экономического развития как осуществление всесторонней социалистической модернизации, необходимой для достижения зрелости социально-экономического развития; значительное повышение статуса страны на международной арене и выход на первое место в мире по совокупной государственной мощи; выход в ряды стран со среднем уровнем объема ВВП на душу населения; создание зажиточной, счастливой жизни для народа; превращение страны в мощное государство с высоким уровнем материальной, правовой и духовной цивилизации.

Программа экономического развития КНР состоит из трех этапов (или “трех шагов”). Первые два “шага” были реализованы в XX веке, состояли из модернизации на первом этапе и реализации стратегических целей на втором этапе. В 1996 г. в Китае началась 9-я пятилетка, которая ознаменовала собой начало третьего этапа социально-экономического развития страны. Третий этап социально-экономического развития страны был разделен на три периода: 1) 1996-2010 гг.; 2) 2011-2030 гг.; 3) 2031-2050 гг. На первый период к 2010 г. были поставлены задачи в основном провести индустриализацию, создать совершенную систему социалистической рыночной экономики, развивать связи с мировой экономикой, по доходам на душу населения выйти на уровень стран с доходами ниже среднего уровня, народ должен стать более зажиточным по сравнению с обществом «сяокан» (малого благоденствия), по совокупной государственной мощи Китай должен выйти на 4-е место в мире. Во второй период к 2030 г. страна должна завершить индустриализацию, постепенно осуществлять модернизацию, создать конкурентную экономическую систему, по доходам на душу населения выйти на уровень стран с доходами выше среднего уровня, народ должен стать сравнительно зажиточным, а по совокупной государственной мощи должна выйти на 2-е место в мире. В свою очередь, к 2050 г. Китай должен на основе результатов социально-экономического развития, достигнутых в первом и втором периодах, исходя из реальностей международной обстановки и уровня экономического развития страны, полностью реализовать намеченные стратегические цели и задачи социально-экономического развития страны.

В настоящее время по своей экономической мощи – показатели объема ВВП, внешней торговли, привлеченных иностранных инвестиций, золотовалютных резервов и др. - Китай уже представляет силу, с которой вынуждены считаться все страны мира. Его политическое влияние пока заметно больше на региональном уровне – страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной и Центральной Азии. По своей военной мощи Китай уступает США и блоку НАТО, однако по мере экономического роста его военная мощь будет нарастать. Дальнейшее усиление страны будет определяться динамикой его экономического развития. В настоящее время Китай занимает 4-е место по объему ВВП (в пересчете по текущему валютному курсу в долларах). Однако уже в 2030-2040 гг. при выполнении намеченных показателей среднегодовых темпов роста ВВП (2000-2010 гг. – 8,1%, 2010-2020 гг. – 6,4%, 2030-2040 гг. – 5,4%, 2030-2040 гг. – 4,9%, 2040-2050 гг. – 4,3%) он выйдет на первое место в мире по этому показателю, а при удержании показателя общей численности населения страны на уровне 1,4 млрд. человек объем ВВП превысит 3000 долл. на душу населения. Не за горами тот день, когда китайский юань станет резервной валютой (АСU или Asian Currency Unit) для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (страны Восточной Азии и АСЕАН), что в значительной степени усилит китайскую экономику. С учетом того, что в КНР находится одна из крупнейших мировых финансовых бирж – Гонконг и постоянно укрепляются финансовые биржи в Шанхае и Шэньчжэне, возможность создания в одном из наиболее быстрыми темпами развивающемся регионе мира – АТР единой резервной валюты, в основу которой будет положен китайский юань, будет в немалой степени способствовать дальнейшему экономическому возвышению Китая и созданию в его лице мощного экономического конкурента для США.

В рамках программы экономического развития на 1996-2050 гг. было поставлено достижение следующих конкретных показателей социально-экономического развития в течение 15 лет (1996-2010 гг.): темпы прироста ВВП - 8-9% в год, показатель ВВП - 20000 млрд. юаней, ВВП на душу населения - 14000 юаней в год, рост инвестиций - на уровне 30% в год. Кроме того, по структуре ВВП предполагалось выйти на соотношение между первой (сельское хозяйство), второй (промышленность и капитальное строительство) и третьей сферой (торговля, услуги, финансы и прочие отрасли) как 11:49:40, а по структуре занятости - 34:32:34 при увеличении доли городского населения до 50%. Объем внешней торговли должен был достичь 1300 млрд. долл., доля обрабатывающей промышленности в экспорте продукции должна составить 90%, а доля полуфабрикатов в импорте должна составить 26%. За этот период должен значительно повыситься жизненный уровень населения - в среднем на 7% в год при среднем уровне потребительских расходов 7400 юаней на человека, доходы крестьян будут в 2 раза ниже, чем у занятых вне сферы сельского хозяйства, по показателю средней ожидаемой продолжительности жизни и состоянию здоровья - на уровне стран с доходами выше среднего уровня, все семьи будут иметь товары длительного пользования, жилая площадь на городского жителя составит 14 кв. м, в большинстве семей появятся легковые машины, будет осуществляться контроль за охраной окружающей среды. В 2010 г. общая численность населения Китая не должна превышать 1,4 млрд. чел., будет достигнуто всеобщее 9-летнее образование, в основном ликвидирована неграмотность, доля расходов на образование в ВВП достигнет 4%, а все жители города и деревни будут охвачены системой социального страхования.

В ходе проведения в жизнь лозунга “социалистической рыночной экономики”, китайское руководство стало постепенно переходить от директивных к индикативным методам планирования в экономике. Высшие государственные органы в основном занимаются планированием на макроуровне, разработкой стратегии экономического и социального развития, регулирования основных макроэкономических пропорций, расчетами основных макроэкономических показателей, созданием условий для развития рыночных отношений.

В последние годы руководство КНР отходит от методов директивного планирования, и в документах съездов и пленумов КПК и сессий ВСНП дается крайне мало конкретных плановых показателей развития народного хозяйства КНР, которые большей частью носят индикативный характер. В последнее время показатель среднегодовых темпов роста ВВП выступает в качестве главного. В частности, в работе Центра развития Госсовета КНР отмечалось, что среднегодовые темпы роста ВВП в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.) должны сохраняться на уровне 8%, а в 2010 г. показатель ВВП должен составить 21,5 трлн. ю (примерно 2,6 трлн. долл. по текущему валютному курсу) при показателе 1900 долл. в год на душу населения в 2010 г. В последующие 10 лет объем ВВП должен вырасти в 2 раза по сравнению с 2010 г. и составить 43 трлн. юаней (5,4 трлн. ам. долл.) или примерно 3500 ам. долл. на душу населения в 2020 г., и по этому показателю Китай войдет в ряды стран со средним доходом на душу населения.

Большая часть народнохозяйственных задач на 11-ю пятилетку (2006-2010 гг.) и до 2020 г. была уже обнародована не в виде директивных показателей, которые необходимо выполнить любой ценой, а в виде намеченных на определенный срок индикативных показателей. По итогам развития народного хозяйства КНР до начала 11-й пятилетки было отмечено шесть основных моментов, которыми характеризуется нынешний уровень экономического развития страны. Во-первых, социально-экономическое развитие страны вступило в новую стадию, характеризующуюся душевым показателей ВВП примерно 1400 долл. в год, произошли изменения в потребительском спросе, урегулировании отраслевой структуры, ускорении процессов урбанизации. Во-вторых, расширились масштабы экономического роста, открывшиеся перед страной в результате ухода от инфляции. В-третьих, экономическая система по-прежнему сохраняет состояние определенного переходного качества, что предусматривает сохранение всестороннего, сбалансированного и устойчивого развития. В-четвертых, сохраняются социальные противоречия, которые выражаются в неравенстве доходов, безработице из-за структурной перестройки, миграции населения из-за двухсекторной экономики города и деревни. В-пятых, произошли большие изменения во внешней обстановке, которые выражаются во вступлении КНР в ВТО и необходимости к концу 2006 года завершить “переходный период” для того, чтобы страна полностью соответствовала всем критериям членства в ВТО. И в-шестых, подверглась изменению “стратегия развития”, в которую заложен переход от экстенсивных методов развития экономики к интенсивным, что предполагает повышение роли науки и техники в развитии экономики. В соответствии с оценкой социально-экономической ситуации в стране были поставлены основные задачи развития народного хозяйства КНР на 11-ю пятилетку (2006-2010 гг.) и на последующие 10 лет. В планах развития народного хозяйства была определена лишь единственная конкретная цифра - четырехкратное увеличение показателя ВВП с 2000 до 2020 гг.

Как мы видим, руководство КНР переходит на новые методы управления экономикой, связанные не с директивным планированием многочисленных экономических показателей, а к формированию необходимых экономических условий для достижения намеченных целей и задач. В научных статьях и материалах сессии ВСНП основное внимание уделяется подготовке законов, различных нормативных документов, определяющих взаимоотношения между товаропроизводителями. В марте 2001 г. на 4-й сессии ВСНП был утвержден проект “Основных положений 10-го пятилетнего плана экономического и социального развития КНР”. По этому плану в 2001-2005 гг. предусматривались среднегодовые темпы прироста производства ВВП на уровне 7%. В дальнейшем должна будет уменьшиться доля сельского хозяйства в ВВП, увеличиться доля промышленности и услуг, увеличиться доля занятых в промышленности и сфере услуг и значительно уменьшиться в сельском хозяйстве. Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры в отстающих западных районах Китая. Были выделены большие инвестиции на строительство крупных объектов, таких как гидроэлектростанция “Санься” на реке Янцзы, железная дорога Голмуд-Лхаса на Тибет, газопровод “Запад-Восток” (Урумчи-Шанхай) из газодобывающих районов Синьцзяна в экономически развитый Восточный Китай. Некоторые из них уже начали действовать, а к 2010 г. все они должны выйти на проектную мощность.

На XVI съезде КПК (ноябрь 2002 г.) в сфере социальной политики китайское руководство выдвинуло лозунг построения общества малого благоденствия (“сяокан”). В древние века в сельской местности Северного Китая к обществу “сяокан” относились деревни, в которых на каждую семью приходилось 20 му земли (примерно 6 соток), одна голова крупного рогатого скота и теплый кан (лежанка) в доме. В настоящее время это понятие предусматривает годовой доход на душу населения не менее 1000 ам.долл. Во многих районах страны, особенно в городах центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, приморских провинциях - Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу средний доход на душу населения уже превышает этот показатель, однако в большинстве районов Китая, особенно в отсталых западных районах этот показатель намного ниже. Поэтому одной из основных задач социальной политики является уменьшение разрыва в доходах между городом и деревней, регионами и отраслями экономики, что в настоящее время представляется довольно трудной задачей.

Индия. До начала экономической реформы в 1992 г. темпы роста ВВП не превышали 3,5% в год. С 1993 г. до 2004 г. темпы экономического роста выросли до 6,2% годовых в постоянных ценах 1993-1994 гг. Доля фонда накопления в ВВП составляла 25,6%, а валовой доход на душу населения вырос с 7698 рупий до 10754 рупий в 2002 г.

Топливно-энергетический баланс: уголь – 38,8%, природный газ – 11,2%, лигниты – 2,8%. Добыча угля – 300 млн. т в год, нефти – 32 млн. т в год.

Основные отрасли промышленности – фармацевтическая (одна из крупнейших в развивающихся странах), машиностроение (одна из быстрорастущих – электронное машиностроение, транспортное машиностроение, отрасль развивается за счет политики импортного протекционизма), цементная промышленность – 100 млн. т в год, текстильная (дает 20 млн. рабочих мест), по площади посевов хлопчатника Индия занимает 1-е место в мире, также развитые отрасли промышленности – кожевенная, сахарная, чайная, производство овощей (овощной горошек и цветная капуста – 1-е место в мире), из продовольственных культур – рис, пшеница (в результате «зеленой революции».

Государственная экономическая политика – два этапа: 1) с 1947 по 1991 гг. – импортзамещающая структурная модернизация экономики с опорой на государственный капитализм – государственный сектор и государственное регулирование экономики. Ключевую роль играет планирование. Стратегия развития определяется пятилетними планами, которые являются комплексными программами структурных сдвигов в экономике, устанавливает структуру государственных капиталовложений и плановых ассигнований; 2) с июня 1991 г. в связи с кризисом платежного баланса и необходимостью получения помощи МВФ и проведения экономической реформы, определяющей переход к экспортзамещающей модели развития, в которой уменьшается роль госсектора, экономика открывается для ввоза иностранных товаров, для частного сектора освобождаются сферы, ранее регулируемые государством, сокращается сфера регулирования государством цен и процентных ставок. Сохраняется планирование и пятилетние планы, но усиливается их индикативный характер в отношении контрольных цифр для частного сектора.

Главное направление социальной политики – борьба с бедностью. Два основных направления – создание новых рабочих мест и создание условий для развития мелкого предпринимательства. Также важное значение имеет государственная система распределения продовольствия по субсидируемым ценам для беднейших слоев – государственная закупка зерна по установленным ценам и его реализация по адресным группам населения через магазины «справедливых цен».

Государственный долг: внутренний – 46,7-51,5% ВВП, внешний – 2,6-4,2% ВВП.

Основная проблема Индии – многонаселенность. Высокий прирост населения и трудовых ресурсов и деградация природной базы сельскохозяйственного производства. По данным переписи 1991 г. в Индии было 314 млн. занятых, из них 286 млн. чел. имели постоянную работу, а 28,2 млн. чел. – маргинальная занятость. На биржах труда в 2000 г. было зарегистрировано в качестве безработных 41,3 млн. чел.

Внешняя торговля. Роль Индии на мировом рынке невелика: 0,65% в экспорте, 0,77% в импорте. Основные виды экспортной продукции – рис (10,4% мировых поставок), чай (16,4%), специи (11,2%), жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни (10,7%), железная руда, кожа, хлопок и изделия из них. Также быстро развивается экспорт продукции электронной промышленности (примерно 1/3) и 70% компьютерных программ. Для развития экспорта создаются специальные предприятия экспортной ориентации, экспортно-производственные зоны, парки компьютерной техники, программного обеспечения и других высокотехнологичных изделий. С 2000 г. стали создаваться СЭЗы, имеющие еще более льготные условия для развития бизнеса. После вступления в ВТО Индия устранила количественные ограничения на импорт 715 наименований товаров, снизила пошлины в среднем на 30%. Торговый баланс отрицательный, но дефицит покрывается за счет переводов денежных средств из-за рубежа, доходов от туризма.

Бразилия. Темпы роста ВВП уступают всем странам БРИК и находятся на уровне 2-3% годовых. Безработица – 10,5%, инфляция – 12,5% (2002 г.).

Топливно-энергетические ресурсы. На долю добывающей промышленности приходилось 2,9% ВВП, в том числе 2,4% на добычу нефти и газа. По объему запасов и добычи нефти Бразилия занимает 3-е место в Латинской Америке после Венесуэлы и Мексики. Хотя производство сырой нефти растет, Бразилия еще не достигла самообеспеченности и не может обойтись без импорта нефти. Нефть в основном поставляется из Нигерии и Саудовской Аравии. По объему нефтеперерабатывающих мощностей Бразилия заметно превосходит все другие страны Латинской Америки. Доля природного газа в энергетическом балансе страны составляет 3%, но к 2010 г. предполагается выйти на 12%.

Бразилия – крупнейший в мире экспортер железной руды, отправляет на экспорт в 40 стран мира. Основные импортеры бразильской руды – Япония, Германия, Китай и Республика Корея. Из металлов – бокситы (3-е по производству) и золото (12-е в мире).

Наиболее развитые отрасли промышленности – производство машин, оборудования и транспортных средств, нефтепереработка и нефтехимия, пищевая, химическая, черная и цветная металлургия. В сфере сельского хозяйства производство сои и сахарного тростника, в продукции животноводства – говядина, куриное мясо и молоко. По производству апельсинов и сахарного тростника и экспорту апельсинового сока Бразилия занимает 1-е место в мире, по экспорту сои – 2-е место после США, а также является крупным экспортером мяса домашней птицы.

Государственный долг: внутренний – 185,2 млрд. долл. (42,0% ВВП), внешний – 64,2 млрд. долл. (14,6% ВВП) (2002 г.).

Внешняя торговля. Бразилия глубоко интегрирована в международное разделение труда, и состояние ее внешнеэкономических связей оказывает на конъюнктуру мировых рынков. Крупнейшими торговыми партнерами Бразилии являются ЕС, США, среди стран Латинской Америки – Аргентина и Мексика. В товарной структуре экспорта преобладают готовые изделия – 54,7% в 2002 г. причем наиболее значительными статьями являются самолеты и пассажирские автомобили. На сырье приходится 28% экспорта, из них 5% на железную руду. Важнейшие статьи импорта – сырье и полуфабрикаты – 50%, машины и оборудование – 24,5%, горюче-смазочные материалы – 13,3%, потребительские товары – 12,5%.

В 90-е гг. были осуществлены меры по привлечению иностранного капитала. Он был допущен на местный рынок акций, в ранее закрытые для него отрасли экономики – нефтяная, телекоммуникации, горнодобывающая, энергетика, транспорт, страхование. Основные инвесторы – США, Испания, Нидерланды, Франция. Инвестиции идут в основном в сферу услуг и обрабатывающую промышленность.

Россия. Экономика индустриально-аграрного типа с элементами, характерными для постиндустриальных экономик. По некоторым макроэкономическим показателям находится на уровне развивающихся стран. По классификации ООН относится к странам с переходной экономикой. Рыночные отношения в России стали формироваться с 1992 г., когда была проведена либерализация цен и массовая приватизация. Все это сопровождалось распадом СССР и разрывом хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В 1998 г. ВВП России упал до 60% от уровня 1991 г. В дальнейшем начался экономический подъем: в 1999 г. темпы прироста ВВП составили 6,4%, в 2000 г. – 10%, в 2001 г. – 5%, в 2002 г. – 4,3%, в 2003 г. – 7,3%. К концу 2002 г. уровень ВВП был равен 77%, уровень промышленного производства – 65,2%, сельскохозяйственного – 73,4% от уровня 1991 г. Процессы трансформации России сопровождались высокими темпами инфляции, в 1992 г. потребительские цены выросли в 26 раз, в 1993 г. – в 9,4 раза. В настоящее время позиция ЦБ – контроль над ростом инфляции. В результате денежная масса М2 составляет примерно 30% ВВП, что намного ниже, чем в большинстве стран мира. В результате, несмотря на большой профицит бюджета и торгового баланса, не происходит значительного роста основных производственных фондов. Доля фонда накопления составляет всего 20% ВВП. В настоящее время большая часть поступаемых в бюджет средств выводится из оборота и направляется в Стабилизационный фонд, который находится за пределами РФ.

Численность экономически активного населения – 71,9 млн. чел. (около 50% всего населения), а 6,2 млн. чел. (8,6% были постоянно или временно безработными по методологии МОТ). При этом доля безработных, зарегистрированных в центрах занятости, была ниже, что свидетельствует о высокой доле структурной и скрытой безработицы.

Средняя номинальная зарплата работников в народном хозяйстве – 6740 руб. в 2004 г. Степень социального расслоения населения (коэффициент Джини – между беднейшими 10% населения и богатейшими 10% населения) – 40,5 в 2005 г. при европейских показателях от 25 до 35. Для сравнения: в Индии – 32,5; в Бразилии – 58,0, в Китае – 44,7.

Топливно-энергетическая база – одна из богатейших в мире по запасам нефти, природного газа и каменного угля.

Макроэкономическая политика. В конце 1998-1999 гг. были преодолены негативные последствия кризиса, политика правительства РФ была нацелена на упрочение макроэкономической стабильности, на поддержание темпов экономического роста, за счет контроля над инфляцией и поддержания курса рубля. Усилилась бюджетная дисциплина – сокращение внешних заимствований правительством и ограничение бюджетных расходов. С 2000 г. бюджет сводится с профицитом, что привело к снижению объема госдолга. Вместе с тем, экономика страны не смогла накопить средств для реструктуризации производства и модернизации экономики. Была поставлена цель переломить эту тенденцию и добиться удвоения ВВП к 2010 г.

Обслуживание внешнего долга. Только в 2002 г. на эти цели из федерального бюджета было потрачено 14,2 млрд. долл. По данным Министерства финансов, в конце 2001 г. сумма государственного внешнего долга составляла 134,4 млрд. долл. (38% ВВП РФ) и 133% экспорта. Около половины составляли долги, унаследованные от бывшего СССР – 73,7 млрд. долл. На начало XXI века страны «третьего мира» были должны СССР и РФ как его правопреемнице свыше 120 млрд. долл. На 1 января 2003 г. государственный внутренний долг РФ составлял 680,3 млрд. руб. или 6,2% ВВП в текущих ценах и вырос по сравнению с 2002 г. на 17,7%. В 2005 г. внешний долг России составил 258,5 млрд. ам. долл., из них: 71,4 млрд. долл. - органы государственного управления; 10,9 млрд. долл. – органы денежно-кредитного регулирования; 50 млрд. долл. – банки; 126,2 млрд. долл. – частный бизнес; 13,6 млрд. долл. – прямые иностранные инвестиции.

Внешняя торговля. В начале XXI века отношение внешнеторгового оборота к ВВП превысило 75%, что позволяет говорить об открытом характере российской экономики. В 2004 г. внешнеторговый оборот составил 287,6 млрд. долл., из них экспорт – 181,6 млрд. долл., импорт – 106 млрд. долл. В период после 1998 г. во внешней торговле России сальдо торгового баланса было всегда с плюсом в результате экспорта нефти и газа, на которые цены мирового рынка постоянно растут. В 2005 г. основными торговыми партнерами были в общем объеме импорта России: Германия – 13,5%, Украина – 7,9%, Китай – 7,4%, Япония – 5,9%, Беларусь – 5,8%, США – 4,6%, Италия – 4,5%, Франция – 3,7%, Казахстан – 3,3%, Финляндия – 3,1%; в общем объеме экспорта России: Нидерланды – 10,2%, Германия – 8,2%, Китай – 5,4%, Украина – 5,1%, Турция – 4,5%, Швейцария – 4,3%, Беларусь - 4,2%, Польша – 3,6%. Товарная структура экспорта и импорта остается устойчивой. Около 50% стоимости экспорта – продукция нефтегазовой промышленности, 10% - черные и цветные металлы, 7% - продукты химической промышленности (сырье и удобрения) и драгоценные металлы, 4% - продукция деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В структуре импорта – более 1/3 приходится на машины и оборудование, далее продовольственные товары – 22-25%, продукция нефтехимической промышленности – 15-18%. (Рассматриваем сводную таблицу ниже).