logo
3 курс / Межд

10.1. Международный маркетинг.

В последние годы интернационализация экономики становится основной тенденцией развития мирового рынка. Она находит выражение в стремительном росте международной торговли и капиталовложений за рубежом, проявляется в превращении транснациональных корпораций в основных субъектов мирохозяйственных связей, в ведущую форму хозяйствования, адекватную требованиям современного этапа развития производительных сил. На этой основе возникают торгово-экономические блоки в Европе, в Америке, в Азии, в Африке. Интернационализация способствует усилению взаимодействия и взаимозависимости между всеми основными субъектами хозяйствования на мировом рынке.

Вместе с тем страны, отдельные фирмы и индивидуумы по-разному подготовлены к конкурентной борьбе. Уровень развития маркетинга далеко не одинаков в различных странах. 90-годы во всем мире отмечены обострением конкуренции и повышением активности в этой области. Фирмы, ведущие операции на внешнем рынке, вкладывают большие средства в развитие маркетинга и его инфраструктуры.

Международный маркетинг своим существованием обязан прежде всего тому, что он объединяет науку и искусство управления бизнесом с самыми различными дисциплинами: экономикой, географией, историей, языками, юриспруденцией, статистикой, демографией, изучением культуры и другими областями, которые используются в управлении на международном рынке. Однако ошибочно утверждать, что принципиальные основы внутреннего маркетинга как системы рыночного упра­вления претерпевают изменения в международном маркетинге. Они сохраняются, демонстрируя систему взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, осуществляющих определение целевого рынка, позиционирование товара, разработку товаров и услуг, назначение цены, физическое распределение, продвижение товара, услуги, идеи и стимулирование их сбыта для удовлетворения целей отдельных индивидуумов и организаций. Вместе с тем международный маркетинг, пересекая границы государств, сталкивается с различными уровнями экономического и социального развития, законодательствами, культурными особенностями, своеобразием политического строя и ситуации. Характеристики технического развития страны, безусловно, также оказывает влияние на формирование применительно к ней маркетинговой системы управления.

Совокупность факторов, влияющих на систему маркетинга извне, к которым вынуждена приспосабливаться система, образует окружающую среду. Соответственно специфика международной окружающей среды обусловливает специфику международного маркетинга. Поэтому первый шаг в реализации его концепции — изучение окружающей среды, под влиянием которой формируется система управления на мировом рынке.

Международная окружающая среда анализируется обычно по следующим направлениям:

Рассмотрим каждое из выделенных направлений подробнее.