logo
3 курс / Межд

10.3. Политико-правовая среда.

Политико-правовая среда значительно отличается в различных странах. Деятельность специалиста - маркетолога усложняется тем, что, разрабатывая стратегию выхода фирмы на зарубежный рынок, он должен учитывать:

  1. политико-правовую среду своей страны;

  2. политико-правовую среду страны, с которой он собирается установить деловые отношения;

  3. законодательное регулирование, принятое в международном сообществе.

Поэтому разработка маркетинговой стратегии представляется некоторым компромиссом в рамках различных законодательных систем. Совокупность политико-правовых факторов, оказывающих влияние на формирование маркетинговой системы, можно классифицировать по трем выделенным направлениям.

Первое направление - политико-правовая среда своей страны.

Она может анализироваться по следующей схеме. Многие законодательные акты, действующие внутри страны и не касающиеся непосредственно деятельности фирмы на мировом рынке, оказывают, тем не менее, косвенное влияние на последнюю. Они должны быть проанализированы и первую очередь. Это касается, в частности, регулирования минимального размера заработной платы, влияющего па конкурентоспособность фирмы при выходе па мировой рынок. Сюда же следует отнести законодательство по охране окружающей среды, согласно которому фирмы, занятые, например, в химический промышленности США, обязаны выплачивать определенные суммы (пропорциональные общему объему производства) в фонд охраны окружающей среды независимо от того, экспортируется ли их продукция или реализуется на внутреннем рынке.

Далее могут учитываться торговые санкции и эмбарго, введенные по политическим соображениям по отношению к определенным странам.

Следующим шагом в анализе внутренней политико-правовой среды может быть рассмотрение законодательного оформления контроля экспорта и импорта. Системы контроля экспорта разрабатываются, как правило, с целью сохранения национальной безопасности, осуществления определенной внешнеэкономической политики, решения текущих задач. Контроль импорта направлен на решение проблем структурной перестройки экономики, а также на преодоление дефицита торгового баланса.

Многие страны через свое законодательство регулируют поведение зарубежных фирм на внутреннем рынке, стремясь направить его в русло существующих в стране морально-этических норм и правил. Это воздействие наиболее четко прослеживается через бойкоты, антитрестовское законодательство, законы против взяточничества и коррупции.

Следующее (второе) направление анализа - политико-правовая среда зарубежной страны.

Политическая стабильность, безусловно, является важным аргументом для фирмы, планирующей проникновение на данный рынок. Именно она служит гарантом снижения рисков, которые резко возрастают при пересечении национальных границ. Выделяют три основные группы политических рисков:

Валютные ограничения, существующие в принимающей стране, подлежат не менее тщательному анализу. Иногда правительства блокируют собственную валюту или запрещают ее перевод в любую другую.

И, наконец, третье направление анализа — международная среда. Здесь первостепенное значение играют не законы как таковые, а двусторонние и многосторонние соглашения и договоренности, существующие между различными странами" и оказывающие непосредственное влияние на международный бизнес. Примером такого рода соглашений может быть ГАТТ.