logo
МЭ

50.Эколномическая интеграция в северной и южной америке

В Северной Америке в январе 1989 г. вступило в силу Американо-канадское соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывавшая двухстороннюю торговлю почти в 200 млрд. дол. в год. В течение десяти лет должны были быть ликвидированы все оставшиеся между США и Канадой тарифные и нетарифные ограничения на любые операции – начиная от рекламы и кончая дальней связью и торговлей вином. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить собственные импортные ограничения на торговлю с третьими странами. В июне 1991 г. по инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой, завершившиеся подписанием 17 декабря 1992 г. соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (по первым буквам английского названия - НАФТА). После ратификации в странах-участницах оно вступило в силу 1 января 1994 г. Ключевые элементы соглашения:

ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле к 2010 г.;

поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;

смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике;

либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке;

создание американо-канадско-мексиканской арбитражной комиссии.

Реализация достигнутых договоренностей приведет к возникновению самого крупного в мире торгового блока с населением 378 млн. человек и совокупным ВВП более 8,5 трлн. дол. (1995). Создание НАФТА позволит соединить экономическую мощь США, природные ресурсы Канады и дешевую рабочую силу Мексики, чтобы успешнее конкурировать с Европой, Японией и Восточной и Юго-Восточной Азией. Впервые в мире торговый блок объединил развитые государства и развивающуюся страну.

9 января 2007 г. в Бразилии открылся саммит стран-участниц МЕРКОСУР, на котором одним из ключевых вопросов стала финансовая и энергетическая интеграция.

Создание единого экономического и, возможно, политического пространства в Южной Америке – мечта, сохраняющая свое значение во многих странах континента на протяжении длительного времени. В последние годы был предпринят ряд шагов, нацеленных на воплощение идеи экономической интеграции в жизнь. Так, одним из наиболее заметных событий стало подписание в конце 2006 г. главами 12-ти стран Южной Америки в Боливии декларации, отмечающей необходимость создания Южноамериканского сообщества наций.

При этом следует отметить, что если экономическая интеграция – идея, обсуждаемая большинством стран, то политическая интеграция – задача, более привлекательная для т.н. антиамериканского блока, объединяющего Венесуэлу, Кубу, Боливию, Эквадор, Никарагуа. Как известно, президент Венесуэлы г-н Уго Чавес, недавно переизбравшийся на свой срок не скрывает своих политических пристрастий, назвав в конституции свою страну боливарианской республикой и намереваясь добавить прилагательное социалистическая.Симон Боливар является знаменем для сторонников политического объединения Южной Америки такой выбор главы Венесуэлы не случаен. И в этой связи особенно интересен факт того, что в последнее время именно Венесуэла и антиамериканский блок стремятся перехватить инициативу в интеграционных переговорах в Южной Америки, в частности, в рамках МЕРКОСУР, куда Венесуэла была принята только в 2006 г. (данная организация включает в себя Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, ассоциированными членами выступают Боливия, Чили, Колумбия, Перу, Эквадор).При этом, Венесуэла обладает серьезным ресурсом, позволяющим ей играть все более активную роль в интеграционных процессах – речь идет об энергетическом обеспечении южноамериканского сотрудничества. Так, только 17 января президенты Венесуэлы и Эквадора подписали соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, а на саммите МЕРКОСУР обсуждался вопрос о начале строительства в 2009 г. газопровода, который должен связать Венесуэлу и север Аргентины. Дешевые энергетические ресурсы, полностью контролируемые правительством Венесуэлы должны сыграть важную роль в деле объединения Южной Америки по варианту г-на Уго Чавеса.При этом понятно, что далеко не все страны, имея в виду прежде всего также претендующих на лидирующие роли Бразилию и Аргентину, согласятся на подобную перспективу. Однако обещание обеспечения энергетическими поставками должно сдержать их несогласия – как минимум, на какое-то время. Как показала практика, на данный момент в Южной Америке существует явная тенденция – рост популярности политиков, использующих левую и антиамериканскую риторику, которые к тому же с готовностью идут на сотрудничество с Венесуэлой.Скорее всего, на сохранение и укрепление данной тенденции и рассчитывает г-н Уго Чавес в ближайшее время. Также, по всей видимости. На руку Венесуэле скажется увлеченность США решением иранской проблемы и, в целом, ситуаций на Ближнем Востоке. Это также дает время на объединение Южной Америки по своему плану с тем, чтобы когда США наконец смогут обратить внимание на Венесуэлу, она уже укрепила свои позиции на континенте.Пока сложно сказать, удастся ли г-ну Уго Чавесу реализовать данные план, однако в любом случае, в ближайшее время экономическая интеграция Южной Америки будет иметь глобальное политическое измерение.