16. Роль машиностроительного комплекса в мировой экономике
Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.
По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Если брать Японию и Германию, то их экспорт составляет: Япония - 60%, Германия - 45%. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %) .
Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономику всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:
1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.
2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении- это станкостроение и инструментальная промышленность.
3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства- это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д. р.
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.
Современное машиностроение представлено собственно машиностроением и металлообработкой, которые включают несколько десятков отраслей и подотраслей. Наиболее сложной является структура машиностроения. Она включает такие важнейшие отрасли, как энергетическое машиностроение. электротехническая, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, ряд отдельных отраслей, выпускающих оборудование для добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и д. р.
В целом машиностроение относится к отраслям так называемого "свободного размещения", так как оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.
Развитие всех видов специализации в машиностроении обусловило исключительно широкое кооперирование как между его предприятиями, так и с заводами других отраслей, поставляющих конструкционные материалы, изделия из пластмасс, стекла и т.д. При этом они специализируются на выпуске не только массовой продукции (например, автомашины, радиоприемники и другая бытовая техника) , но и мелкосерийной и даже индивидуальной (выпуск крупнейшей турбины в 1200 тыс. кВт в Санкт-Петербурге) .
Отмеченные особенности размещения машиностроения обусловливает большую роль и значение транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Ритмичность работы конвейеров и поточных линий машиностроительных заводов зависит от четкой работы как предприятий-смежников, так и транспорта. Развитая транспортная сеть, возможность использовать разные виды транспорта между кооперируемыми предприятиями повышает надежность внутри межрайонных связей. В результате резкого удешевления транспортировки продукции на всех видах транспорта близость поставщиков продукции в настоящее время играет гораздо меньшую роль, чем в прошлом.
В условиях развитой специализации машиностроительных заводов на выпуске определенных видов продукции все большее значение приобретает унификация производства отдельных видов машин, оборудования, деталей и инструментов, выпускаемых на разных, но родственных предприятиях отрасли. Этот процесс также оказывает сильное воздействие на размещение машиностроения. Унифицированные изделия позволяют обеспечивать более широкий круг потребителей каждому предприятию, тем самым укрепляя и развивая внутрирайонные связи, способствуя зонированию сбыта продукции родственных предприятий.
- 1. Современное мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты.
- 2. Основные этапы развития мировой экономики
- 3.Международное разделение труда как фактор развития мирового хозяйства
- 4.Основные показатели социально-экономического развития стран мира. Международное сопоставление
- 5.Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально экономического развития.
- 6 Неравномерность как закономерность развития мировой экономики
- 7. Классические теории мировой экономики
- 8. Неоклассические теории мировой экономики
- 9. Неотехнологические теории мировой экономики.
- 10. Природно ресурсный потенциал мировой экономики
- 11. Человеческие ресурсы мирового хозяйства
- 12. Капитальные ресурсы Мировой экономики
- 13. Отраслевая структура мирового хозяйства
- 14. Роль топливно-энергетического комплекса в мировой экономике
- 15. Место и значение аграрно-промышленного комплекса в мировой экономике
- 16. Роль машиностроительного комплекса в мировой экономике
- 17. Общая характеристика промышленно развитых стран
- 18. Основные социально-экономические модели развитых стран Модели экономического развития.
- 19. Основные черты рыночной и командной экономики
- 20. Модель социального рыночного хозяйства (на примере Германии, Франции)
- 21. Неолиберальная (англосаксонская) модель развития (на примере сша, Англии)
- 22. Корпоративная (японская) модель экономического развития.
- 23. Социально-демократическая (шведская) модель социально-экономического развития.
- 25. Место и роль сша в современной мировой экономике
- 26. Основные черты и особенности экономического развития сша в послевоенный период.
- 27. Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период.
- 28. Основные черты и особенности экономического развития Японии в послевоенный период.
- 29. Развивающиеся страны в мировой экономике. Дифференциация развивающихся стран.
- 30.Новые индустриальные страны,модель индустриализации
- 31.Экспортоориентированная(азиатская) модель развития развивающихся стран
- 32.Особенности развития стран Латинской Америки.Импортозамещающая модель развития
- 33.Особенности развития стран брик
- 34.Место и роль Китая в мировой экономике.Особенности экономических реформ,современные тенденции социально экономического развития.
- 35.Страны переходной экономики.Модели экономических реформ
- 36.Особенности и модели экономических реформ в странах Восточной Европы
- 37. Особенности и модели экономических реформ в России.
- 38.Роль тнк в глобализации мировой экономики
- 39.Глобализация мирового хозяйства:Понятие,факторы,последствия.
- 47.Региональная экономическая интеграция.Предпосылки и цели международной экономической интеграции.
- 48.Формы и этапы международной экономической интеграции.
- 50.Эколномическая интеграция в северной и южной америке
- 51.Интеграционные процессы в Азии и странах снг
- 52.Международные экономические организации.Классификация международных экономических организаций