logo
МЭ

30.Новые индустриальные страны,модель индустриализации

НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (Сянган) (их ещё называют «азиатские тигры» или «азиатские драконы»),Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай.НИС «второй волны»: Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Украина, Турция, Индонезия.НИС «третьей волны»: Филиппины, Китай, Казахстан.

Феномен НИС в мировой экономике по своей значимости сравним лишь с феноменом транснациональных корпораций (ТНК), причем между собой оба явления имеют глубокую органическую взаимосвязь, которая отражает объективные законы развития капитализма. Если появление в мировой экономике ТНК явилось результатом развития производительных сил капитализма вглубь, то вызревание НИС в недрах мирового капиталистического хозяйства отражает тенденцию к росту производительных сил капитализма вширь. Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Две модели индустриализации: экспортооринтированного типа с экспортной ориентацией соответственно, достаточно велик удельный вес внешней торговли в валовом внутреннем продукте, используемой азиатскими НИС, и импортоориетированного - с упором на развитие импортозамещающих отраслей, применяемой латиноамериканскими НИС. Показана эффективность функционирования обеих моделей. Общие черты новых индустриальных стран:

— демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

— ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

— экспортоориентированная экономика (Азиатская модель) ;

— активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

— образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

— большое внимание уделяется образованию;

— использование высоких технологий;

— привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

— главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.