logo
МЭ

23. Социально-демократическая (шведская) модель социально-экономического развития.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".

Основными особенностями шведской модели экономики можно назвать:

-> Значительная роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения.

-> Превышение доли государственного бюджета в ВВП (50%), доминирование в расходной части бюджета статей финансирования социальной сферы.

-> Регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне.

-> Использование в государственной социальной политике средств, минимизирующих уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов.

-> Развитая система производственной демократии.

Ее основная цель - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности, в целом выполняется. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран. Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг. Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла. Падение темпов роста производительности труда - международное явление, вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в рикстаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюктуры. Таким образом, шведская модель оказывалась под угрозой. Считалось, что сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Но новые данные из Швеции развеяли мрачные прогнозы некоторых экономистов, что еще раз доказывает адаптивность к новым условиям и высокий потенциал, заложенный в основу шведской модели. Шведская экономика продолжает жить и развиваться, обеспечивая высокий уровень жизни своих граждан.

(?) 24. Модель южно-европейского капитализма ( на примере Италии).

Что касается итальянской модели, то эта модель разделяет с другими странами европейского Средиземноморья многие специфические особенности южно-европейской социально-экономической модели. Общей чертой этих стран является их богатство исторические причины – лидирующая роль в становлении европейской цивилизации, начиная с античных времен и кончая эпохой раннего торгового капитализма. Позднее индустриализация этого субрегиона сделали ее довольно своеобразной, отличающейся как от постиндустриальной системы лидеров современного капиталистического мира, так и от системы, характерной для стран мировой периферии. Итальянской модели (как и всей южно-европейской) присущи: преобладание «семейного» типа собственности, сопровождающейся высокой степенью концентрации капитала верхнем звене производственной структуры при чрезвычайной распыленности его нижнем, базовом эшелоне; прямое и активное, вплоть до дирижизма, участие государства в производственном процессе, опережающие темпы роста ВВП на протяжении всего послевоенного периода, наряду с ускоренной модернизацией социальной сферы («догоняющее развитие»); экспортная специализация на отраслях среднего технологического уровня, включая некоторые виды услуг (туризм), при хронически отрицательном сальдо обмена технологий со странами-лидерами. Вместе с тем, в регионе сохраняются становые особенности. Так, одной из отличительных черт итальянской модели являются сильные позиции кооперативного сектора в экономике.