logo
МЭ

7. Классические теории мировой экономики

Меркантилисты первыми предложили стройную теорию международной торговли. Они считали, что богатство стран зависит от количества золота и серебра, которым они располагают, и полагали, что государство обязательно должно вывозить товаров больше, чем ввозить; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта; запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья; запретить всякую торговлю колоний с иными странами, нежели метрополия. Предвестники классической школы экономики впервые показали прямую взаимосвязь внешней торговли с внутриэкономическим развитием стран. В соответствии с теорией абсолютных преимуществ, разработанной А. Смитом, международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая из стран производит с меньшими издержками, чем страна-партнер. Страны экспортируют те товары, в производстве которых они имеют абсолютное преимущество, и импортируют те товары, в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам. Альтернативная цена представляет рабочее время, необходимое для производства одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства другого товара. В соответствии с теорией сравнительных преимуществ, разработанной Д. Рикардо, страны специализируются на производстве тех товаров, альтернативная цена которых ниже, то есть которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой. Цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт, поэтому конечное соотношение цен при торговле определяется внутренним спросом на товары в каждой из торгующих стран. В результате торговли на основе сравнительных преимуществ каждая страна получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли. Теория относительных преимуществ справедлива по отношению к любому количеству товаров и любому количеству стран, а также для анализа торговли между отдельными районами, областями, республиками одного государства. В этом случае специализация стран на отдельных товарах зависит от соотношения уровней существующих в каждой из стран зарплат. Фактороинтенсивность определяет относительные затраты факторов производства на создание определенного товара, а факторонасыщенность — относительную обеспеченность страны факторами производства. В соответствии с теорией соотношения факторов производства Хекшера—Олина разница в относительных ценах на товары в различных странах, а следовательно, и торговля между ними объясняются различной относительной наделенностью стран факторами производства. Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Международная торговля приводит к выравниванию.абсолютных и относительных цен не только на товары, но и на гомогенные факторы производства в торгующих странах. Многочисленные эмпирическиетесты поставили теорию соотношения факторов производства Хекшера—Олина под вопрос. Парадокс Леонтьева заключается в том, что, вопреки теории, трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капитало-насыщенные — трудоемкую. Однако парадокс Леонтьева оставил безответа многочисленные вопросы, а многие более тонкие тесты, учитывающие квалификационный состав рабочей силы и охватывающие большие группы стран и многие факторы производства, подтвердили справедливость теории соотношения факторов производства. Поэтому можно утверждать, что парадокс Леонтьева продолжает служить серьезным предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера—Олина в практике. Но, невзирая на это, сама теория, несмотря на свой сугубо абстрактный характер, продолжает занимать вполне достойное место в арсенале экономических инструментов анализа международной торговли.